Музыкальные программы для обучения. Анализ музыкальных компьютерных обучающих программ, применяемых в настоящее время

Гузель Мустаева
Игровая программа «Музыкальный калейдоскоп»

Муниципальное Автономное Учреждение ДО Советский район

«Центр «Созвездие»

Открытое занятие

Музыкальный калейдоскоп

«Современный урок музыки в рамках ФГОС ООО »

Выполнил : Мустаева Гузель Наилевна

Педагог дополнительного образования

Направленность : Художественно-эстетическая

Тема : Музыкальный калейдоскоп

Тип занятия : Музыкально-тематическое

Цель : Создать условия для вовлечения детей в музыкально -творческую деятельность.

Задачи :

Образовательные :

Обобщить знания детей, полученных на занятиях в процессе музыкально -образовательной деятельности;

Совершенствовать навык хорового пения;

В процессе занятия выявить уровень музыкальных знаний

Развивающая :

Способствовать развитию творческой активности детей, интеллекта, внимания, находчивости, навыков игры на музыкальных инструментах .

Воспитательные :

Способствовать обогащению духовного мира детей, воспитывать их музыкальный , художественный и эстетический вкус;

Прививать интерес к музыке и мультфильмам ;

Способствовать развитию навыков общения и коллективного творчества детей;

Планируемые результаты :

Личностные :

У учащихся будет сформирована готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; этические чувства доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости.

Метапредметные :

Обогащение восприятия окружающего мира. Получат опыт музыкальных впечатлений , разовьют умения анализировать, сравнивать, обобщать, установят взаимосвязь музыки музыки и кино (мультфильма)

Предметные :

Усвоение знаний о музыкальных инструментах , нотной грамоты, овладение игрой на музыкальных инструментах , способность оценивать и анализировать музыкальное произведение .

Оборудование для педагога :

Видео - материалы;

Технические средства - компьютер, проектор, микрофоны, акустическая система;

музыкальная аппаратура - синтезатор;

музыкальные инструменты – шумовые (бубен, маракасы, треугольники, ксилофон, трещотка, колокольчики, ложки) ;

Раздаточный материал (нотки, листовки)

Виды деятельности :

Слушание музыки

Смотр видео – материала

Вокально-хоровая работа

Работа с музыкальными инструментами .

Методы и приемы :

Наблюдение

Использование видео - материала

Аналитический

Практический

Наглядный

Ожидаемый результат :

Применят полученные навыки на практике – организуют оркестр, отгадают ребусы и музыкальные загадки , узнают знакомые песни из мультфильмов.

Уровень исполнения : Хороший. Учащиеся самостоятельно оценивают свои достижения. Педагог эмоционально поддерживает ребенка. Атмосфера дружеская.

Ход занятия

(дети входят в класс под музыку из мультфильма , «от Улыбки» )

(в классе расставлены столы на три команды)

Здравствуйте дети!

(дети здороваются)

Прошу вас разделиться и занять позиции

(дети делятся на команды и занимают свои столы)

- Музыка из мультфильмов – это не просто знакомые с детства интонации, они очень близки сердцу и поэтому такие родные. Для вас я подготовила специальную подборку, где собраны наиболее яркие эпизоды мультфильмов в которых звучат образцы удивительной музыки . Благодаря им вы с удовольствием насладитесь прекрасным сюжетом, встретитесь с любимыми персонажами и, конечно же, послушаете популярные произведения отечественных композиторов.

И так, начинаем наше увлекательное путешествие. Для начала, нам нужно придумать название команд, но так, чтобы это было музыкальное название .

(Команды совещаются и придумывают название)

Поприветствуем нашу первую команду и пожелаем им удачи!

Приветствуем вторую команду и желаем им удачи!

(дети говорят название команды, остальные хлопают)

И, наконец, приветствуем команду номер три и пожелаем им удачи!

(Дети говорят название команды, остальные хлопают)

Как известно, любая игра начинается с разминки.

Загадаем вам ребятки очень трудные загадки

Отгадаешь, не зевай, дружно хором отвечай!

1. Со мной в поход легко идти, со мною весело в пути

Я и крикун, я и буян, я звонкий круглый. (барабан)

2. Движенья плавные смычка, в них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив, играет нежно. (скрипка)

3. Молодёжь из разных стран лихо пляшет под. (баян)

4. Коля взялся очень рьяно за игру на. (фортепиано)

5. У этого инструмента есть и струны и педаль,

Несомненно, это звонкий, это чёрный наш. (рояль)

6. Он по виду - брат баяна, где веселье, там и он

Я подсказывать не стану. Что это?. (аккордеон)

(Разминка – слайд № 3)

Какие молодцы! Пока жюри подсчитывает баллы, мы с вами отправляемся дальше и следующее наше задание «На каком музыкальном инструменте играли наши герои мультфильмов»

(1 тур – слайд № 4-12)

(Каждой команде поочередно задается вопрос, затем слушаем, как звучит данный инструмент)

(Здесь можно привлечь детей старшего возраста, клоунов «Мажор» и «Минор» , в процессе игры они могут загадывать музыкальные загадки и помогать командам в конкурсах)

Музыкальные загадки :

1. Каким ключом не откроешь дверь? (скрипичный ключ) ;

2. Какую ноту кладут в суп? (соль) ;

3. На пяти проводах отдыхает стая птах? (ноты) ;

4. Семь ребят на лесенке заиграли песенки (ноты) ;

6. Он похож на погремушку, только это не игрушка (маракас) .

(«Загадки – слайд №13)

Какие молодцы! Как мы хорошо знаем мультфильмы. Это радует.

Ну что же, и с этим мы с вами справились, а теперь смотрим опять на экран, следующее наше задание называется «Угадай, какая мелодия зашифрована»

(На усмотрение педагога, можно каждому раздать воздушные шарики. Чья команда быстрее надует. Или, например, задать ритм для надувания. Ритм можно изобразить на доске в виде любого предмета или нот.

Сильная доля слабая доля слабая доля

Например : –

Если дети незнакомы с ритмом, то педагогу можно показать где сильная, а где слабая доля и прохлопать, а потом можно надувать шарики. Или показать четверть, две восьмые. Так же прохлопать сначала.)

А мы с вами ребята не просто соревновались, кто быстрее надует, мы с вами сделали упражнение для дыхания и теперь можно смело петь песни)

(Каждой команде дается задание угадать, какая песня из мультфильма зашифрована. После того как дети угадали, команды поют 1 куплет и припев. Чтобы дети не устали, можно танцевать и петь возле своих мест).

(2 тур – слайд № 14-25)

Замечательно! Как хорошо и дружно вы отвечаете. Ни одна команда не сдается и борется за баллы! Ну, пока наше жюри совещается, мы с вами переходим к конкурсу «Знаток музыки »

Конкурс "Знаток музыки "

1) Как звали героиню сказки, которая, впервые попав на бал, очаровала короля и принца своей чудесной песенкой? О ком эта песенка?

2) Назовите любимый муз. Инструмент Карабаса-Барабаса (Труба)

3) Какой цветок имеет музыкальное название ? (Колокольчик)

4) Как зовут самого доброго, а главное поющего кота, который призывал всех жить в дружбе и согласии? (Леопольд)

5) Какой инструмент можно смастерить из тростинки, если сделать в ней дырочки? (Дудочка)

6) Как называется профессия человека, который исполняет песни? (Певец)

7) Как называется песня, которую поют перед сном? (Колыбельная)

8) Профессия человека, который пишет музыку ? (Композитор)

9) Назовите главную песню нашей страны. (Гимн)

10) Какую песню пела мама-коза, чтобы козлята открыли ей дверь? (Напеть песню)

11)Назовите музыкальный инструмент , на котором играет крокодил Гена? (Гармошка)

12) Назовите первую музыкальную ноту . (До)

(Знаток музыки – слайд №26 )

Какие вы молодцы!

Не устали? Мы с вами и пели и танцевали, а теперь, мы узнаем, какие музыкальные инструменты вы знаете.

(Музыкальные инструменты – слайд №27, здесь, чья команда быстрее перечислит инструменты)

Хорошо, а теперь команды, назовите мне, пожалуйста, какой инструмент лишний и почему?

(дети отвечают и говорят, почему данный инструмент является лишним)

(Убери лишнее - слайд №28)

И так мои дорогие, вижу, вы устали, поиграем с вами немножко?

(дети отвечают – Да)

Тогда переходим в следующий тур!

(3 тур - команды тянут жребий, можно сделать по-разному, просто листочки, какие-нибудь фанты, снять нотки с нотного стана или, например, цветочек, это уже на усмотрение педагога. Я делала нотки. На обратной стороне нот написан танец, который нужно изобразить команде)

Конкурс - танец

1. Танец маленьких утят

2. Танец маленьких лебедей

3. Собачий вальс

(Воспитанники устают сидеть и им очень понравилось)

(Конкурс-танец – слайд №29)

Потанцевали, посмеялись, отдохнули. Пока наше жюри подсчитывает баллы, мы с вами переходим в следующий тур. И снова сморим на экран. Наши музыкальные герои , узнав, что у нас такая веселая игра сбежали со своих мультфильмов, и теперь не могу вернуться назад, давайте мы с вами им поможем! Поможем?

(дети радостно отвечают - Да)

Смотрим на экран.

(4 – тур. На экране изображены картинки из мультфильмов. Включаем отрывки из песен. Ребята должны угадать, из какого мультфильма эта песня).

(Расставь правильно – слайд №30-31)

(Листочки отдаем комиссии, они проверяют)

Уважаемые знатоки, давайте разгадаем еще одни загадки.

1. Песня о том, как на вертолёте привезли подарок на День Рождения. ("Песенка крокодила Гены" (Пусть бегут неуклюже)

2. Песня о празднике, который встречают со слезами на глазах. ("День Победы")

3. Песня о двух домашних птицах разного цвета. ("Два весёлых гуся")

4. Песня о том, как хорошо шагать с друзьями и петь песни. ("Вместе весело шагать")

5. Песенка девочки, которая носила яркий головной убор ("Песня Красной шапочки")

6. Песня о транспорте, который катится навстречу новым приключениям. ("Голубой вагон")

7. Песня о поношенной зимней обуви. ("Валенки")

8. Песня после мультфильмов под которую все дети ложатся спать. ("Спят усталые игрушки")

9. Песня о деревянном мальчике, который поменял свою азбуку на билет в театр. ("Буратино")

10. Песня о хвойном дереве, которому холодно. ("Маленькой ёлочке")

11. Песня о животном, плывущем на льдине. ("Песенка мамонтёнка")

12. Песня о многодетной маме, которой не дает покоя серое животное («Вол и семеро козлят» )

(Каждой команде поочередно задается вопрос)

Если у вас в каждой команде есть воспитанники, знающие музыкальную грамоту , то можно дать еще одно задание «Музыкальный ребус » . У меня в каждой команде были дети, которые знают нотки, и я им дала следующее задание.

А сейчас, я каждой команде раздам музыкальный ребус , за место нот вставьте слова и перескажите текст.

(Ребус – слайд №32)

Ну что ж ребята, наша музыкальный программа , подходит к концу и последнее наше задание – это сыграть на музыкальных инструментах .

(Ребятам очень нравиться играть)

Кто желает поучаствовать, прошу вас выйти.

(Я использовала видео-материал «Во поле береза стояла. Шумовой оркестр» , где изображен ритмический рисунок с инструментами)

(Оркестр – слайд №34-35)

(В этот момент жюри может подсчитывать баллы)

(У меня вышли все, очень хотели поучаствовать. Только не на всех хватило инструментов. Если есть возможность, то лучше предоставить, для всех инструменты, так как дети обижаются. Если есть время, то можно разделить, чтобы попробовали все участники).

Какой замечательный у нас получился оркестр! Как вы думаете ребята, на каких инструментах мы с вами сейчас играли? Какие инструменты нам сегодня повстречались?

(Дети отвечают, какие инструменты и говорят, что они шумят)

Раз они шумят, как правильно можно назвать наш маленький оркестр?

(Дети отвечают – Шумовой оркестр)

Правильно! Это шумовые инструменты, а еще можно назвать народные.

Какие вы все у меня умные, я очень рада, что вы знаете наши мультфильмы, наших героев, и конечно же песенный репертуар.

А теперь предоставим слово нашему жюри.

(Я заранее приготовила оценочные листы, купила грамоты и призы)

(Жюри выходит, благодарит за игру участников, говорит количество баллов и соответственно вручает грамоты, кому как нравится, можно 1,2,3 места, можно одно первое командное, здесь на усмотрение педагога или жюри)

А я считаю, что победила в нашей игре «Музыкальный калейдоскоп » Дружба!

Как ваше настроение?

(Дети отвечают)

А что вам больше всего понравилось на занятии?

(Дети дают свои ответы)

Как вы думаете, узнали мы с вами что то новое?

(Дети дают свои ответы)

Очень хорошо мои дорогие! А теперь давайте прощаться! До свиданья! До новых встреч!

(- До свиданья)

Самоанализ педагога : Занятие прошло в режиме диалога обучающегося с педагогом. Атмосфера – творческая, доброжелательная, веселая. Дети активно принимали участие в самоанализе и познании темы. В процессе музыкально -образовательной деятельности обобщили знания, полученные на занятиях. Выявила уровень подготовки и знания детей. Сформировалось готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; этические чувства доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости. Воспитанники получили опыт музыкальных впечатлений , разовили умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать взаимосвязь музыки и изобразительной деятельности, музыки и кино (мультфильма) .

Любовь к мультфильмам начинается еще в юном возрасте, и многие люди сохраняют ее на протяжении всей жизни. В чем секрет такого постоянства? Мультфильмы – это добрые, смешные, трогательные истории, которые порой наполнены таинственностью и волшебством. Они понятны абсолютно любому и имеют увлекательные и близкие каждому сердцу сюжеты. Особую прелесть такому жанру придает музыка , которая может быть не только у современных композиторов, но и классиков. Такие знакомые и близкие многим мелодии, которые очаровывают зрителей с первых звуков – это только усиливает эмоциональное воздействие мультфильмов. Порой, классические композиции так органично вписываются в сюжет, что кажется, будто их специально написали для него, так тонко и четко они передают мысли, чувства героев и общую атмосферу. В этом нет никакого секрета – это всего лишь удивительная сила музыки .

МУЗЫКАЛЬНО­КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ­
КАК СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Компьютер за короткий срок своего существования образовал новый
мощный пласт культуры. Из инструмента для производства только вычисли­
тельных операций он довольно быстро превратился в универсальное интел­
лектуальное орудие труда. Компьютерные технологии стремительно прони­
кают во все новые сферы человеческой деятельности, в том числе и в музы­
кальное образование.
Педагогу­музыканту в современной школе важно связывать традици­
онные и автоматизированные формы обучения. Широкие возможности для
педагогического творчества в обучении представляют многие компьютерные
программы. В педагогических ситуациях, когда дети работают на компьютере,
он используется для пошагового усвоения детьми учебной программы, для
упражнений соответствующего уровня сложности, для обеспечения обратной
связи и для выдачи необходимой информации.
Существует мнение, что компьютер «программирует» ребёнка, но если
учесть, что школьники осуществляют контроль за компьютером, то в итоге
сам школьник «программирует» компьютер. При обучении компьютера, как
тому «думать», дети приобщаются к исследованию, как думают они сами.
Опыт подобного исследования действует возбуждающе: мышление о мыш­
лении превращает ребёнка в исследователя способов познания, таким опытом
обладает далеко не всякий взрослый
Л. П. Робустова выявила особенности по активному внедрению музы­
кальных компьютерных программ в учебный процесс, определённо отмечая,
что результат их применения будет гораздо эффективнее, нежели при тради­
ционных формах и методах деятельности учащихся. Практика показала, что
дети легко усваивают учебный материал; работают результативно и с интере­
сом, подтверждая тем самым не только целесообразность использования
компьютерных программ для школьников, но и их необходимость.
По целям и задачам обучающие компьютерные программы делятся на
иллюстрирующие, консультирующие, программы­тренажёры, программы
обучающего контроля, операционные программы. Одни из них предназна­
чены для закрепления знаний и умений, другие ориентированы на усвоение
новых понятий. Существуют обучающие программы, которые позволяют
учащимся стать непосредственными участниками открытий, композиторами
или художниками. Игровые программы способствуют формированию моти­
вации учения, стимулируют инициативу и творческое мышление, развивают
умение совместно действовать, подчинять свои интересы общим целям.
Г. М. Коджаспирова выделяет основные аспекты, которыми надо руко­
водствоваться при анализе обучающих компьютерных программ:
­
психологический (влияние данной программы на мотивацию
учения, на отношение к предмету);

­
педагогический (общая направленность школьного курса, которая
способствует выработке у учащихся правильных представлений об окру­
жающем мире);
­
методический (возможность программы лучшему усвоению учеб­
ного материала, методически грамотная подача материала);
­
организационный (рациональное планирование уроков с примене­
нием компьютера и новых информационных технологий) .
Типологию и особенности практического применения обучающих про­
грамм приводит С. П. Полозов в своей диссертации, раскрывая специфику
среды обучения с помощью компьютерных программ. Он предлагает
пирамидальную структуру классификации программ, состоящую из трёх
уровней.
На первом уровне программы классифицируются в наиболее общем
плане. В соответствии с тем, используется ли компьютер в обучающей или
учебной деятельности, программы можно разделить на два основных класса:
обучающие и учебные программы.
На втором уровне каждый класс делится на несколько типов. Крите­
рием выделения здесь является соответствие той или иной форме учебной
работы. Обучающие программы включают в себя презентативные, трена­
жёрные и тестовые, учебные программы – справочные, креативные и ис­
следовательские.
На третьем уровне каждый из перечисленных типов делится на не­
сколько видов. Критерием выделения здесь является характер возникающей
среды обучения. Презентативные программы включают в себя инструктив­
ные, гипертекстовые, сюжетные, моделирующие и демонстрационные;
тренажёрные программы – линейные, прогрессирующие и игровые; тестовые
программы – адаптивные, блиц­опрос, контрольные, музыкальный диктант
и викторину; справочные программы – постатейные, гипертекстовые и ре­
феративные; креативные программы – музыкальный редактор и компью­
терный синтезатор; исследовательские программы – статистические и
моделирующие.
Презентативная программа предназначена для изложения учебного
материала. Показателями эффективности работы с ней являются надёжность
информационного потока компьютер – ученик и способность компенсации
возможных информационных потерь.
Тренажёрная программа предназначена для формирования практиче­
ских навыков. Так как прочность усвоения практических навыков находится в
прямой зависимости от количества повторений формирующего его действия,
последнее и является показателем эффективности работы с тренажёрной
программой. Обучающая стратегия линейного тренажёра – это постоянное
повторение программного блока без какого­либо изменения темпа и харак­
тера деятельности ученика. Обучающая стратегия прогрессирующего трена­

жёра – это постепенное усложнение деятельности ученика. Обучающая стра­
тегия игрового тренажёра – это облечение учебной задачи в игровую ситуа­
цию. Учебная задача здесь присутствует лишь косвенно, поэтому приобрете­
ние навыков получает непроизвольный характер.
Тестовая программа предназначена для контроля за результатами
учебной деятельности ученика. Например, программа блиц­опрос, по мнению
С. П. Полозова, предназначена для проведения опроса по принципу «короткий
вопрос – короткий ответ», а программа музыкальный диктант предназначена
для проведения широко распространённой в традиционном обучении формы
учебной работы – музыкального диктанта. Программа викторина
предназначена для проведения проверки знания реального звучания музы­
кальных произведений.
Справочная программа предназначена для поиска и получения необхо­
димой учебной информации. Процесс развития информационно­поисковых
систем можно охарактеризовать как интеллектуализация работы компьютера
и усложнение структуры мыслительной деятельности человека.
Креативная программа, которая была нами рассмотрена в первом раз­
деле, предназначена для выполнения различных творческих учебных заданий.
Исследовательские программы предназначены для проведения научных
исследований. Процесс исследования музыкальной деятельности сложный,
многоэтапный, требующий детального анализа.


в обучении музыке. Например, рассматривая блок специальных музыкальных
дисциплин стандартов высшего образования, следует отметить более
перспективные учебные предметы, где применение информационных
технологий способно поднять подготовку специалистов на более высокий
уровень.
Применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет
увеличить его интенсивность, за счёт более быстрого поиска и простого вос­
приятия самой разнообразной информации. Применение современных ком­
пьютерных технологий позволяют существенно сжимать объёмы информа­
ционных носителей. Специфика современных цифровых носителей заключа­
ется не только в их практичности, но и в их долговечности, которая позволяет
хранить записанную информацию без утери её качества.
Широкие возможности для педагогического творчества в обучении
указанных дисциплин представляют многие компьютерные программы­эн­
циклопедии. Так, например, энциклопедия «Musical Instruments» содержит
сведения о двухстах музыкальных инструментах разных стран и народов.
Учащийся может слышать, как звучат инструменты, как они устроены, из чего
изготовлены, получить сведения об истории их создания. Здесь можно
получить сведения о великих мастерах, прослушать звучание любого инст­
румента экспозиции, просмотреть видеозаписи. Данные об инструментах и

музыкальных ансамблям классифицированы по трем основным принципам: по
алфавиту, по принадлежности инструментов определенной группе, по
различным ансамблям, по географическому расположению мест изготовления
.
Применительно к компьютеру следует отметить, что появление техно­
логий значительно опередило разработку условий и системы их использования
в обучении музыке.
Cовременное программное обеспечение делает
компьютеры универсальным средством для создания, передачи, и обработки
различного материала. Музыка является неотъемлемой частью нашей жизни, а
также одной из важнейших составляющих эстетического воспитания детей и
взрослых. Она развивает образное и абстрактное мышление, чувство ритма,
помогает в учёбе и работе, незаменима при проведении досуга. Использование
компьютера на уроке музыки в общеобразовательной школе делает урок
музыки не похожим на обычный урок. Использование музыкальных программ
делает компьютер «маленьким классным оркестром». Учителю музыки,
который имеет возможность применять компьютер, необходимо уметь
обращаться с разными музыкальными программами.
Программы для редактирования аудио информации (Cool Edit, Sound
Forges) – программы, которые могут собирать фрагменты различных музы­
кальных произведений в одно целое, с точностью до долей секунд, увеличи­
вать темп произведения, не изменяя высоты звучания, накладывать различные
спецэффекты. С помощью программы Cool Edit можно записать аудио файл с
компакт­кассеты, лазерного диска или другого источника звука, уменьшить
или увеличить уровень звука, убрать посторонние шумы в воспроизведении,
наложить на звучание различные эффекты (реверберацию, вибратто, ревер­
сивное звучание и т.д.).
Программы для набора нот («Mozart», «Sibelius») – программы, с по­
мощью которых учитель может не только набирать многоголосную партитуру,
но и произвести расстановку нюансов, динамики, штрихов, педали (для
фортепиано).
Отдельно нужно отметить программы для создания и воспроизведения
караоке­файлов. Школьники могут исполнять песни под фонограмму, а на
мониторе компьютера находится бегущая строка со словами песни. Это всё
можно создать самим школьникам с помощью программы «Kar Maker» и про­
игрывателя караоке­файлов «Karaoke­Galaxi». «Kar Maker» – это программа,
в которой можно синхронно совместить слова и музыку любой песни,
предварительно записав её в Bend­in­a­box или Cakewalk в виде миди файла.
Использование этой программы, сделает урок и интересным, и
познавательным, т. к. школьники сами создают караоке­файлы.
Одним из важнейших этапов создания музыкального произведения яв­
ляется аранжировка. С помощью музыкальных редакторов музыкант выбирает
тональность,
ритмическое
сопровождение, подбирает для каждой партии соответствующий midi­
записывает мелодию,

Аккомпанемент,

инструмент, редактирует темп, уровни громкости звучания инструментов.
Музыкальные программы (редакторы) облегчают и упрощают выпол­
нение музыкантом большинства операций, связанных с рутинной работой,
оставляя больше времени для творчества. Поэтому персональный компьютер
приобретает всё большую популярность не в среде «профессионалов», а в
среде «пользователей», поэтому стремительно растёт количество и
разнообразие программного обеспечения. Композитор, аранжировщик,
дирижёр, музыкант для усиления эффекта, производимого музыкой на
слушателя, мог сочинить прекрасную мелодию, подобрать красивую
гармонию, привлечь для исполнения произведения большой оркестр,
творчески распорядится тембрами инструментов, имеющихся в его составе,
добиться слаженности ансамбля и выразительности исполнения партии
каждым инструментом.
С использованием компьютера и специальных музыкальных программ­
редакторов один человек может стать композитором, аранжировщиком, ди­
рижёром, звукооператором, и даже целым оркестром, обладая дополнитель­
ными техническими возможностями. Тембр он может выбрать не из двух­трёх
десятков тембров, присущих реальным музыкальным инструментам, а из
сотен синтезированных искусственным путём, имитирующих звучание, как
реальных инструментов, так и совершенно фантастических. Каждый из этих
тембров он может модифицировать по своему усмотрению, а если и этого
окажется недостаточно, то в состоянии синтезировать инструмент с
уникальным тембром. Все виртуальные источники звука можно произвольным
образом разместить в акустическом пространстве, добиваясь наивысшей
выразительности и наилучшей различимости звучания партии каждого инст­
румента. Каждый источник звука и каждое отдельное звуковое колебание
можно отредактировать, обработать набором разнообразных эффектов.
Следовательно,
итогом работы с музыкально­компьютерными
программами может стать не просто музыка, а звуковое пространство, новый
музыкальный мир. Средствами любого музыкального редактора можно
гармонизовать мелодию,
подобрать и
синтезировать тембры инструментов, что поможет значительно повысить
уровень школьного музыкального образования.
оркестровать композицию,

Музыкальные программы

Музыкальные программы широко распространены на современном рынке. На их фоне "Soft Way To Mozart" считается несколько "нетрадиционной" программой, хотя мы не находим в ней ничего "нетрадиционного". Все программы используют обычный нотный стан, обогащая его цветами и картинками для начинающих, используют интерактивность и анимацию, чтобы помочь ученикам получить базовые музыкальные навыки. Наша программа похожа на них, только более эффективна.

Музыкальные программы для начинающих

"Soft Way To Mozart" является единственной программой, которая может обучать как самых маленьких (от 2-х лет), так и продвинутых взрослых учеников. Как правило, музыкальные программы предназначены для использования в групповых занятиях. "Soft Way To Mozart" позволяет ученику и учителю проводить занятие индивидуально. Мы не можем сказать, что все наши ученики одарены одинаково, однако, все они наслаждаются игрой и чтением музыки.

Музыкальные программы обучают по-разному. С "Soft Way To Mozart" ученик никогда не остановится по середине пьесы, потому что он забыл, что играть дальше. Многие наши ученики не стесняются "жульничать": когда они нервничают, они могут заменить один доминантовый аккорд другим или сымпровизировать каденцию. Слыша игру наших учеников, многие музыканты улыбаются, потому что видят, насколько ученики осознанно играют и импровизируют в случае необходимости. С другими программами такая глубина обучения вряд ли возможна, а с "Soft Way To Mozart" большой объем играемой музыки провоцирует учеников "жульничать" при необходимости. Также "Soft Way To Mozart" учит играть аккорды и мелодии на слух (курс "Сольфеджио и аккорды"). Эти знания очень помогают начинающим!

Традиционные музыкальные программы обучают нотной грамоте без наклеек на клавиши и других подсказок. Ученики и учителя чувствуют себя обязанными достичь некого уровня как можно скорее. "Soft Way To Mozart" не требует спешки. Каждый ученик развивается осознанно, по собственному графику - когда время придет, придет и умение.

Музыкальные программы для продвинутых учеников

С остальными музыкальными программами продвинутые ученики могут сделать несколько маленьких ошибок, когда они практикуются в чтении музыки с листа. Они могут просмотреть паузу или сыграть половинную ноту вместо четверти. Они никогда не смогут сказать, сколько именно ошибок они сделали. Когда они начинают заниматься с "Soft Way To Mozart", то понимают, что здесь все более строго, ведь здесь ведется полный учет ошибок. И вне зависимости от уровня ученика, прогресс в обучении приносит удовлетворение.

Музыкальные программы для обучения

"Soft Way To Mozart" это программа, развивающая технику игры на фортепиано и навык чтения с листа. Для развития техники мы используем наклейки на клавиши Фортепиано. Поначалу многие опасаются, что ученики могут слишком привыкнуть к ним, однако, этого не происходит. Когда ученики привыкают к структуре расположения клавиш, они просят сменить их на направляющие указатели клавиш. После этого они ВСЕГДА просят убрать и их, жалуясь на слишком отвлекающие цвета.

Есть ли у ребенка музыкальные способности? Стоит ли учить его музыке и если да, то на каком ему заниматься инструменте? И с какого возраста? Пока родители задаются всеми этими сложными вопросами, их чада только и ждут удобного момента, чтобы стащить папин или мамин iPad или iPhone и убежать с ним играть.

Мы предлагаем решение, которое устроит всех: с помощью приложений для iOS вы сможете выяснить, на чем хочет и хочет ли вообще играть музыку ваш ребенок, а сам малыш - отлично проведет время с любимым гаджетом и заодно, возможно, чему-нибудь научиться.

Baby Piano (4+)

Распространенное мнение говорит о том, что чем раньше начать, тем больше вероятность, что вам удастся привить ребенку любовь к музыке. Создатели приложения Baby Piano уверены: начинать можно чуть ли не с колыбели.

Семь ярких разноцветных клавиш, переключатель между детскими стишками и мелодиями, три мелодии, чтобы разучить их вместе с ребенком и «секретные» мультики, которые появляются, если нажать на фон.

Несмотря на простоту, Baby Piano отлично выполняет свою функцию: пусть даже оно не сделает из вашего ребенка Бетховена, но название нот и их расположение на клавиатуре фортепиано он точно запомнит.

Загрузить Baby Piano для iPad и iPhone из App Store: [бесплатно ]

Toca Band (4-5 лет)


Сотрудники компании Toca Boca убеждены, что их игры стимулируют детское воображение и помогают ребенку познавать мир. У Toca Boca много идей для того, чтобы занять ребенка в свободное время, и в том числе - милое, великолепно придуманное и нарисованное приложение Toca Band.

Итак, у нас есть сцена и 16 забавных персонажей (каждый - со своим инструментом, уникальным звуком и партией). Персонажей можно размещать на сцене, причем чем выше на сцене оказывается мультяшный музыкант, тем активнее он извлекает звуки из своего инструмента. С каждым из персонажей можно наиграться отдельно, а потом попробовать составить из мультяшек ансамбль (в котором также будет и место для солиста). Благодаря волшебным настройкам, виртуальные музыканты всегда будут попадать в ритм и в ноту. Великолепная анимация, хорошая идея, очевидная польза: благодаря игре у ребенка впервые появится возможность слушать и слышать ритм, различать темп и создавать свои ритмические партии.

Купить Toca Band для iPad в App Store: [249 ₽ ]

Tongo Music (4-5 лет)


Хотя формально Tongo Music и рассчитано на детей от 4 лет, размах приложения совсем не детский. И дело здесь не только в том, что обучающая часть программы затрагивает сложные музыкальные понятия - длителность, пауза, нотный стан. Tongo Music предлагает маленьким музыкантам скорее переходить от музыкальной теории к практике. Tongo Music во многом похожа на анимированную медиа-энциклопедию о музыке для самых маленьких. Здесь есть чего посмотреть и есть чего послушать. В программе - 12 мультфильмов, посвященных акустическим инструментам (скрипка, виолончель, труба, контрабас, гитара и другие) и 15 великолепно записанных отрывков из классических произведений (Моцарт, Бах, Гайдн). Но приложение не рассчитано на пассивного наблюдателя: в комплект входят виртуальные фортепиано и ударные инструменты как раз на тот случай, если поддавшись вдохновению ребенок начнет импровизировать.

Купить Tongo Music для iPad в App Store: [169 ₽ ]

Loopimal (6-8 лет)


В том случае, если ваш ребенок увлечется живой музыкой, выход найден. Но как быть, если в нем спит еще никем не узнанный Джефф Миллз, Хуан Аткинс или Лоран Гарнье? Для того, чтобы помочь будущему продюсеру еще в раннем детстве разобраться, как строится трек в электронной музыке, и существует приложение Loopimal. Оно позволяет создавать свои композиции из блоков или, иначе говоря, микшировать петли и строить секвенции. Конечно, Loopimal никогда не удостоился бы почетного титула «выбор редакции App Store», если бы не отлично нарисованная и невероятно смешная анимация: под созданный вами трек будут вместе танцевать мамонт, свинья, зяблик и какие-то совсем уже невиданные зверушки.

Купить Loopimal для iPhone и iPad в App Store: [249 ₽ ]

Crayola DJ (6-8 лет)


Приложение Crayola DJ создано специально для тех, кто видит своего подросшего ребенка не за пультом в студии звукозаписи, а среди толпы восторженных фанатов на Ибице или в Берлине. Здесь все как у взрослых: около 100 качественных петель в жанрах dance, pop или hip-hop, кроссфейдеры, звуковые эффекты. Получившиеся миксы, которые сопровождаются мощным цветовым и световым шоу на экране, можно будет скачать и сохранить на память.

В настоящее время в музыкально-образовательной деятельности применяются различные электронные издания. Однако важно определить назначение электронного издания музыкально-образовательной направленности по цели (обучающее, развивающее, игровое) и по содержанию (электронная энциклопедия, интерактивная музыкальная игра).

Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы: музыкальные проигрыватели, музыкальные конструкторы, музыкальные энциклопедии, обучающие программы, программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки, программы для пения караоке.

Первая группа программ знакома любому пользователю персонального компьютера - это Windows Media Player, WinAmp и другие. Возможности этих программ достаточно широки: воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах.

Широкое применение получили музыкальные энциклопедии: «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Классическая музыка», «Популярная музыка»; обучающие программы: «Музыкальный класс», «Учимся понимать музыку». Работая с программой «Энциклопедия классической музыки» возможно использование тематических экскурсий, которые знакомят с музыкальной культурой разных стран. Можно прослушать отрывки из музыкальных произведений и просмотреть иллюстрации и видеофрагменты.

Энциклопедия «Музыкальные инструменты» . В ней собрана редчайшая коллекция музыкальных инструментов различных стран и народов, включая археологические находки. Совершая виртуальную экскурсию по любой из выбранных стран (США. Англия, Германия, Польша, Австрия, Франция, Италия, Россия), можно познакомиться с многовековой историей возникновения и развития инструментов, особенностями их устройства и звучания. Благодаря комплексу разнообразных мультимедийных возможностей данных программ (видеосюжеты, анимация, звук, качественные иллюстрации, викторины) процесс обучения становится более эффективным и интересным.

Программа «Шедевры музыки». В ней содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, начиная от эпохи барокко и заканчивая современной музыкой. Кроме этого, представлены биографии композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Для проверки знаний можно использовать раздел Викторина. В этом разделе дети должны не только определить музыкальное произведение, но и указать композитора и его портрет.

Не менее интересна программа «Музыкальный класс» , где есть возможность заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Эта программа обучающего характера идеально подходит для ребят только начинающих заниматься музыкой. Каждый ребенок любит играть. В музыкальных играх «Крестики-нолики» и «Музыкальные кубики» они определяют инструменты, длительности, ансамбли, ноты и составляют музыкальный диктант из кубиков. Прекрасно дополняют друг друга разделы «История музыкальных инструментов» и «Электронное пианино». В первом разделе учащиеся получают сведения о группах музыкальных инструментов, историю их создания, виды, а в другом разделе исполняют произведение на любом из предложенных 10 инструментов. Такое сочетание дает хорошие результаты, так как ребята не только теоретически изучают инструменты, но и виртуально играют на них. Интересный синтез представляет собой использование на занятиях синтезатора и компьютера. Детям интересно и послушать произведение в исполнении педагога, самому самостоятельно попробовать исполнить произведение разными тембрами или просто поиграть понравившимся тембром.

Практический курс «Учимся понимать музыку» позволяет легко ориентироваться в многообразном и изменчивом мире музыки. Все занятия построены в современной мультимедийной форме. Материал предлагается в интересном и увлекательном виде и не только рассказывает о музыкальных жанрах, стилях и направлениях, но и учит слушать и понимать музыку.

Таким образом, можно говорить о компьютере, как о мощном инструменте в педагогической деятельности музыкального руководителя. Музыкальная информатика рассматривает компьютер как средство для решения традиционных задач музыкально-педагогической деятельности. Она побуждает к освоению различных музыкальных редакторов, программ по нотному набору. Обучающие программы - презентаторы, справочники, тесты - способствуют развитию самостоятельности в музыкально-познавательной деятельности детей. Это направление помогает эффективно решать традиционные задачи освоения необходимых знаний, умений и навыков и применять их на практике. Работа с готовыми программами вызывает интерес и подталкивает на продолжение общения с компьютером. Создание компьютерных презентаций с использованием средств Microsoft Power Point, позволяют прекрасно иллюстрировать занятие произведениями живописи, музыки, развивают способности сравнивать, сопоставлять.

Применяя компьютерные обучающие программы на музыкальных занятиях нельзя забывать о том, что мы общаемся с искусством. Важно «не подменить» его общением с компьютером, не превратить его в технический практикум. Важно помнить о разумном использовании компьютера для раскрытия, развития и реализации способностей ребенка.



Просмотров