Акрамовский ЮИД - никогда не спит! Занятие седьмое для начальной школы. Тема: Пассажиры. Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров

Я часто повторяю и буду повторять всем, а в особенности ответственным за городской транспорт чиновникам, о необходимости создания выделенных полос для магистральных маршрутов ОТ. Без них что ни придумывай, как ни изголяйся, но проблему тверских пробок решить не удастся. Однако помимо выделенок существуют ещё ряд моментов, которые тоже следует разобрать подробнее. Все эти моменты помогут повысить привлекательность общественного транспорта. Не буду останавливаться на том, зачем нужно повышать привлекательность ОТ и снижать привлекательность использования личных автомобилей для поездок до работы и обратно. Уверен, постоянные читатели итак всё знают, а посетившие страницу этого блога впервые - обязательно спросят, если им это будет интересно. Так вот сегодня речь пойдёт о посадке/высадке пассажиров на остановках ОТ.


Основные проблемы я вижу следующие (подсказывайте, если какие забуду ):
- посадка/высадка на проезжей части (на расстоянии более 20 сантиметров от бордюра);
- беспорядочная посадка/высадка вне остановок;
- остановка маршруток в начале остановки, что исключает возможность одновременной посадки/высадки из нескольких транспортных средств;
- игнорирование пенсионеров водителями маршруток, перевозящих льготных пассажиров (маршрутки за номерами 14 и 55).
В этом посте предлагаю подробнее остановиться на первой проблеме.

В Твери уже давно сложилась вот такая практика ожидания ОТ:


Посадка-высадка при этом осуществляется примерно так:



Подобное бесформенное безобразие никуда не годится. Во-первых, это небезопасно. Вероятность попасть под машину, стоя на проезжей части, гораздо выше, чем на стоя на остановке. Во-вторых, это медленно, плюс теряются преимущества низкопольного транспорта. Одно дело сразу шагнуть в низкопольный автобус с бордюра, и совсем другое - спуститься сначала на проезжую часть, а потом подняться на ступеньку вверх. В-третьих, это некомфортно. Вряд ли кому-либо хочется прыгать по лужам и грязи на дороге, как на первом фото в посте.

Главных причин имеющихся проблем посадки-высадки на проезжей части аж целых три:

1) Парковка в нарушение правил на остановках ОТ, а также в 15 метрах перед и после них






Наказание за это нарушение составляет 1 000 рублей (ст.12.19 п.3.1 КоАП РФ) + эвакуация. ГИБДД за такие нарушения штрафы не выписывает, т.к. по закону не может оставить штраф "под дворником". Для таких случаев должна эффективно работать эвакуация. Сейчас она таковой не является - проводится очень редко и точечно.
TODO: Как сделать её эффективной, обсуждалось .

2) Отвратительная уборка снега на остановках, а точнее её отсутствие


Если сейчас снег подтаял и остался только перед и после остановки, то зимой он практически не убирался даже напротив самой остановки.

TODO: При заключении муниципальных госконтрактов по уборке снега на следующую зиму необходимо чётче прописать пункт по уборке остановок ОТ. А также повысить ответственность за ненадлежащее исполнение данного пункта контракта.

3) Недостаточные габариты посадочных площадок
Недостаточная ширина
И без того узкие посадочные площадки, часто не соответствующие нормативам, ещё и заставляются всевозможными объектами инфраструктуры: ларьками, урнами, лавочками и даже холодильниками. Да-да, теми самыми холодильниками а-ля соса-сола, которые ставят перед ларьками на остановках. Смотрите сами, из-за них обзорность прибывающего к остановке транспорта практически нулевая:



Вот большинство пассажиров и ожидает транспорт непосредственно перед ларьком. Согласно ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования" ширина посадочной площадки должна составлять не менее 3 метров. С учётом ларька и холодильников фактическая ширина посадочной площадки получается от 0,5 до 1,5 метров. Этого явно недостаточно, чтобы уместиться всем пассажирам.
Недостаточная высота
Помните 58 новых остановок, которые улучшались в прошлом году в рамках ФЦП Доступная среда ? Так вот там по проекту была установлена высота посадочной площадки 20 см согласно уже знакомому нам отраслевому стандарту 218.1.002-2003:
"3.3.5. Посадочные площадки должны быть приподняты на 0,2 м над поверхностью остановочных площадок. По границе остановочной и посадочной площадок устанавливают бордюр, который продолжают на участки переходно-скоростных полос, прилегающих к остановочной площадке при наличии идущего рядом с ними тротуара."
При этом высота ступеньки новых низкополных автобусов (МАЗ-107) составляет 0,33 м, а низкопольных троллейбусов - 0,36 м. Даже если новые автобусы будут подъезжать к бордюру, то никакой "безбарьерной среды" не получится. На мой взгляд для удобства и ускорения посадки/высадки пассажиров необходимо поднимать посадочные площадки минимум на 10 см (т.е. до 30 см).

TODO:
1. Вынести все объекты инфраструктуры, мешающие пассажирам, из зоны посадки-высадки.
2. Провести эксперимент по поднятию посадочной площадки до 30 см над дорогой. К примеру, можно взять ост. Бульвар Ногина, по улучшению которой уже имеются предложения .

В итоге ОТ должен подъезжать к остановкам так:



Всё это непросто будет сделать, особенно одновременно. Самое сложное - это понять транспортным руководителям, передвигающимся на автомобилях, необходимость всех этих изменений для реанимации ОТ. Если не поймут текущие управленцы, то рано или поздно в администрацию придут молодые адекватные люди, которые это сделают.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про правила дорожного движения, которые предназначены для пассажиров транспортных средств. В данном случае речь идет как о личных автомобилях, так и об общественном транспорте.

Сегодня пришло время рассмотреть правила, предназначенные для еще одной группы участников дорожного движения, члены которой не имеют . Речь, конечно же, идет о пассажирах и о ПДД для них .

Правила поведения пассажиров

Для начала необходимо рассмотреть понятие пассажир, которое дается в . Итак, пассажиром признается участник дорожного движения, который находится в автомобиле или другом транспортном средстве, либо входит или выходит из него.

Обратите внимание, что пассажиром пешеход становится не тогда, когда он целиком погрузился в автомобиль, а в тот момент когда он решил это сделать и начал движение в сторону двери машины или автобуса.

Рассматриваются в разделе 5 правил дорожного движения. В принципе, их не много, но тем не менее далеко не каждый пассажир о них осведомлен.

Итак, пассажир обязан быть пристегнут ремнем безопасности, если автомобиль ремнями оборудован. При движении на мотоцикле пассажир обязан быть в застегнутом мотошлеме. Нарушение любого из этих правил может привести к весьма тяжелым последствиям даже при небольшом ДТП.

Еще раз подчеркиваю, что прямая обязанность пассажира - быть пристегнутым ремнем безопасности, а накладывается не только на водителя, но и на непристегнувшегося пассажира.

Кроме того, для пассажира вводятся и несколько запретов:

1. Пассажир не должен отвлекать водителя от управления автомобилем. Далеко не каждый пассажир знает и понимает этот пункт правил. На моей памяти я не встречал ни одного пассажира, который бы всю дорогу просидел спокойно и молча. Как правило, пассажиры считают своим долгом всячески отвлекать водителя от дороги.

Замечу, что если действия пассажира отвлекут водителя и станут причиной дорожно-транспортного происшествия, то очень маловероятно, что пассажир будет нести хоть какую-то ответственность, т.к. доказать его причастность к ДТП вряд ли удастся.

Естественно, речь не идет о ситуации, когда пассажир хватается за руль и своими действиями провоцирует дорожную аварию.

2. Пассажиру запрещается открывать двери транспортного средства во время движения.

3. При поездке в кузове грузового автомобиля пассажирам запрещается стоять, а также сидеть на бортах или выше бортов.

Правила посадки и высадки пассажиров

ПДД для пассажиров предусматривают также и особые правила для посадки и высадки пассажиров из транспортных средств.

Посадка и высадка должны осуществляться со стороны тротуара или обочины дороги. Замечу, что речь не обязательно идет о правой стороне проезжей части. В случае разрешенной на левой стороне дороги пассажиры должны садиться в автомобиль только с левой стороны.

Обратите внимание, что посадка на заднее сиденье автомобиля почти всегда возможна со стороны тротуара. Однако этого же нельзя сказать о сиденье переднего пассажира. В том случае, если посадка со стороны обочины невозможна, правила разрешают входить в автомобиль со стороны проезжей части, но при этом не должны создаваться помехи для пешеходов, велосипедов, автомобилей и других участников дорожного движения.

Отмечу, что посадка и высадка пассажиров относятся к компетенции только самих пассажиров, т.е. водитель за посадку и высадку по правилам не отвечает. Тем не менее водитель грузового автомобиля перед поездкой должен проводить с пассажирами инструктаж по правилам посадки, высадки и размещения в кузове. Для легковых автомобилей и общественного транспорта подобных правил не существует, поэтому соблюдение требований ПДД остается только на совести самого пассажира.

Цель. Создать условия для ознакомления учащихся с правилами поведения в общественном транспорте и на остановках.

Задачи:

*
Познакомить учащихся с местами остановок общественного транспорта, их обозначениями и правилами поведения в общественном транспорте и на остановках.
*
Создать условия для развития у учащихся приемов логического мышления; устной речи; обогащения словарного запаса обучающихся и расширения детского кругозора.
*
Довести до сознания детей важность соблюдения правил поведения в общественном транспорте и на остановках.

Оборудование: сборник сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» Кешишана Р.А., Марченко М.О. Предит А.В., Шмундяка В.Л.; видеоролик «Виды общественного транспорта»; детские словарики; таблицы о правилах поведения на посадочных площадках и в общественном странспорте.

Новые слова: общественный транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, метро, такси.

Ход проведения

1. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели занятия.
*
Вспомните, кого называют пассажиром?
*
Пассажиром считается не только человек, находящийся в общественном транспорте – но и люди, находящиеся в салоне легкового автомобиля, в кузове грузового автомобиля, в коляске мотоцикла.
*
Что относится к общественному транспорту?
*
Расскажите, что вы знаете об этих транспортных средствах.
*
Сегодня мы с вами продолжим знакомство с общественным транспортом и познакомимся с местами остановок общественного транспорта, их обозначениями и правилами поведения в общественном транспорте и на остановках.

2. Просмотр видеоролика «Виды общественного транспорта».

3. Работа со словариком.

Запись терминов: общественный транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, метро, такси.

4. Знакомство с местами остановок общественного транспорта, их обозначениями и правилами поведения в общественном транспорте и на остановках.

*
Как обозначаются остановки общественного транспорта?
*
Какие правила поведения на остановках и в общественном транспорте вы знаете?
*
А сейчас мы послушаем сказку «Сон Бама» и узнаем, с какими правилами поведения в общественном транспорте и на остановках он познакомился.

5. Прослушивание сказки «Сон Бама» с последующим обсуждением.
*
Какой сон приснился Баму?
*
Почему он срочно решил научиться правилам посадки на корабль?
*
Что ему посоветовала его бабушка?
*
С какими правилами поведения в общественном транспорте и на остановках он познакомился?
*
Для чего нужно знать и соблюдать эти правила?

6. Повторение правил поведения в общественном транспорте и на посадочных площадках.

1. В ожидании транспорта нельзя выходить на проезжую часть дороги.

Ожидать автобус, троллейбус, трамвай на специальной, приподнятой над поверхностью проезжей части, площадке. Если такой площадки нет, то надо стоять на тротуаре или у обочины. Ни в коем случае нельзя ожидать общественный транспорт, стоя на проезжей части.

2. Нельзя близко подходить к краю проезжей части дороги, особенно зимой. Выходить на проезжую часть можно только после полной остановки автобуса или троллейбуса. Надо иметь в виду, что при торможении автобус или троллейбус может занести на посадочную площадку.

3. Высадка и посадка в маршрутный транспорт должны осуществляться со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки.

Выходить из автобуса или троллейбуса можно только после полной остановки через среднюю и заднюю двери. При этом пассажиры, ожидающие посадки, должны обеспечить беспрепятственный выход пассажиров через среднюю или заднюю дверь.

Входят в автобус или троллейбус через переднюю дверь.

Обращает внимание учащихся, что иногда дети не успевают войти в транспорт, а водитель закрывает двери и начинает движение. В итоге может произойти несчастный случай. И обязательно надо смотреть под ноги, поднимаясь или спускаясь по ступенькам.

4. Нельзя отвлекать разговорами водителя и стучать в стекло кабины, а билеты у водителя нужно покупать только на остановке.

5. Надо быть вежливым и уступать место пожилым пассажирам, маленьким детям и инвалидам.

По поведению человека в салоне общественного транспорта можно судить не только о том, знает ли он Правила дорожного движения, но и о его общей культуре. Мальчики должны уступать места девочкам, при посадке пропускать их вперед, а при высадке – подать руку. Необходимо уступать места престарелым людям и инвалидам, пассажирам с детьми дошкольного возраста, а также беременным женщинам.

Нельзя перевозить вещи, которые могут запачкать сиденья или одежду пассажиров. Мелких животных надо перевозить в специальных контейнерах или клетках, а крупных собак – в намордниках. Кроме того, в общественном транспорте нельзя громко разговаривать, шуметь, толкаться.

6. Пассажирам запрещается высовываться из окон. Это может привести к несчастному случаю.

7. Если трамвайные пути проходят посередине дороги, то ожидать трамвай можно на специальной посадочной площадке, а при её отсутствии - на тротуаре. На проезжую часть дороги можно выходить только тогда, когда трамвай подошел к остановке. Прежде чем начать движение к трамваю, необходимо убедиться, что транспорт остановился и уступает вам дорогу.

8. Правильно обходить стоящий на остановке автобус или трамвай.

Необходимо дождаться, когда автобус, тралейбус или трамвай отъедут от остановки, а затем, дойдя до пешеходного перехода, посмотрев налево и направо, убедиться, что автомобилей нет или они остановились, перейти дорогу (обходить транспорт нельзя ни с какой стороны).

9. Соблюдать правила поведения пассажиров, находящихся в легковом автомобиле.

На переднем сиденье движущегося легкового автомобиля ребенок может находиться только с 12 лет и быть обязательно пристегнутым ремнем безопасности. Дети до 12 лет при перевозке их как на переднем, так и на заднем сиденье должны находиться в специальном кресле, которое позволяет и их пристегнуть ремнём безопасности. Выходить из легкового автомобиля следует только со стороны тротуара или обочины..

10. Соблюдать правила поведения пассажиров при перевозке на мотоцикле.

При движении на мотоцикле детям до 12 лет можно находиться только в коляске, держась за поручень обеими руками и обязательно в застегнутом мотошлеме. Мотошлем защитит от возможного удара головой при аварии. Перевозка детей до 12 лет на мотоцикле без коляски при отсутствии специального сиденья запрещена.

11. Соблюдать правила поведения пассажиров при перевозке в кузове грузового автомобиля.

Детей разрешается перевозить только в закрытом кузове-фургоне. Их должен обязательно сопровождать взрослый. Находиться в кузове грузового автомобиля можно только на специально оборудованных сидячих местах. Стоять или ходить по кузову во время движения запрещено.

В Правилах дорожного движения Российской Федерации есть специальный раздел «Обязанности пассажиров». Учитель кратко излагает суть этого раздела.

Обязанности пассажиров.

Ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси пассажиры могут только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.

Входить в общественный транспорт и выходить из него можно только после полной остановки и лишь со стороны тротуара, обочины или края проезжей части.

Пассажирам запрещается: отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения, открывать двери транспортного средства во время его движения.

7. Практическое задание.

1. Учитель просит учащихся составить синквейн про транспортные средства.

Например:

Автомобиль.

Быстрый, скоростной.

Движется, мчится, сигналит.

Автомобиль облегчает человеку передвижение.

Средство повышенной опасности.

Автобус.

Безрельсовый, пассажирский.

Движется, перевозит, сигналит.

Автобус – удобное средство передвижения.

Общественный транспорт.

2. По таблицам учащиеся определяют нарушителей правил поведения на остановках и в общественном транспорте.

8. Игра.

Ученики разбиваются на две группы – пешеходы и автомобили. У детей, которые изображают автомобили, в руках рисунки с автомобилем, автобусом, трамваем.

Трамвай (или автобус) стоит на остановке. Навстречу движется автомобиль. Пешеходы ожидают, пока общественный транспорт отъедет от остановки, переходят дорогу, контролируя дорожную ситуацию. Учитель комментирует опасные ситуации, возникающие при неправильных действиях пешеходов.

9. Вопросы для закрепления знаний.
*
Где надо ожидать автобус, троллейбус, трамвай?
*
Когда можно начать посадку в общественный транспорт?
*
Через какую дверь нужно входить в автобус?
*
Как правильно обходить стоящий на остановке автобус?
*
Что должно находиться на голове у пассажира мотоцикла?
*
Как правильно вести себя, находясь в коляске мотоцикла?



Просмотров