Сколько часов нужно сидеть за компьютером. Как долго ребенок может сидеть за компьютером

Мнений на этот счет масса, и многие абсолютно противоположны.

  • Да, сейчас эра компьютера, и без него никуда.
  • Да, существует масса интересных развивающих компьютерных игр для малыша.
  • Да, в школах и центрах развития обязательно проводятся уроки компьютерной грамотности.

Но в детсадах уже отказались от экспериментальных занятий компьютером с детками и специалисты не рекомендуют разрешать играть в компьютерные игры дошкольникам.

А как же быть ребенку, если его мама и папа проводят все свое свободное время у компьютера, и он с пеленок наблюдает за этой "интереснейшей игрушкой"?

У малыша стойко формируется желание попасть в этот интересный мир взрослых, научиться тому же, что умеют они. Поэтому его тяга к компьютеру естественна.

Что же делать нам, родителям в этой ситуации? Разрешать на свой страх и риск (ведь так хочется, чтобы малыш был с компьютером "на ты") или запрещать, рискуя создать нездоровую тягу у ребенка?

Главной причиной для запрета компьютерных игр считается формирование игровой зависимости. Это психическое отклонение, болезнь, которая очень сложно поддается лечению, − поделилась детский психолог Оксана Лысикова. − А если заболевание происходит в очень раннем возрасте, то излечение практически невозможно. Это спорное утверждение, однако, не секрет, что во время компьютерной игры происходит так называемое "замещение", когда человек может спутать виртуальность и реальность. А для маленького человечка с неокрепшей психикой это особенно опасно.

Если ваш ребенок стал раздражаться, впадать в истерику и неадекватно реагировать на выключение компьютера (или лишение его компьютерных игр) - на лицо все признаки игровой зависимости.

Мнения специалистов расходятся:

С одной стороны есть приблизительные величины для различных возрастов:

Детям 5-7 лет от 15 минут до получаса в день.

7-12 лет - не превышая часа в сутки.

Подросткам 12-16 лет - около 2-х часов в день.

Другие специалисты считают, что продолжительность непрерывной работы на компьютере для детей различного возраста должна быть следующей:

5 лет - не более 7 минут;

6 лет - 10 минут;

7-9 лет - 15 минут;

10-12 лет - 20 минут;

13-14 лет - 25 минут;

15-16 лет - 30 минут.

Кроме того, между занятиями, если они предполагают более длительное нахождение ребенка перед экраном, необходимо делать перерывы не менее 10 минут.

Похоже, каждый родитель сегодня знает, в чем заключается вред компьютера. Он часто заменяет детям общение с близкими и другие виды деятельности и приводит к целому ряду осложнений - неврологическим и офтальмологическим проблемам, облучению, которое присутствует даже у самых современных моделей и к которому особенно восприимчив именно детский организм.

У детей, которые с раннего возраста чрезмерно увлеклись компьютерными играми, выявлен новый вид заболевания - синдром видеоигровой эпилепсии. Кроме физических недомоганий, описанных выше, у таких детей отмечено развитие негативных черт характера: подозрительность, мнительность, враждебно-агрессивное отношение к близким, вспыльчивость.

Чтобы сделать пребывание за компьютером вашего ребенка наиболее безопасным, необходимо помнить о соблюдении режима работы за ПК, а также о том, что родители сегодня имеют реальную возможность контролировать пребывание их чад за компьютером, благодаря специальным программам.

Об ограничениях пребывания детей за компьютером или перед экраном телевизора часто говорят психологи. По их мнению, мультфильмы и компьютерные игры в том виде и в том объеме, в которых они сейчас преподносятся нашим чадам, способны не только подавить интерес к контактам с другими детьми, но также привести к замедлению развития ребенка на определенном этапе.

Детское увлечение компьютерами может отражаться и на взрослой жизни того, кому родители много времени разрешали сидеть за "компом". У таких людей могут появиться проблемы поведенческого характера. Их могут преследовать фобии, они будут неконтактны и неспособны решать жизненные проблемы в реальной жизни, а не в виртуальной.

Еще один негативный момент, который отметила психолог: у таких детей могут быть нарушены границы дозволенного. В качестве примера она привела некоторых современных парней и девушек 15-18 лет, которые в жизни, как будто в компьютерной игре, стараются все проверить на собственном опыте, подвергают себя различным опасностям.

А еще родителям, положа руку на сердце, стоит признаться самим себе, что чаще всего компьютер необходим не ребенку, а маме и папе. И пребывание ребенка перед экраном - это не более чем возможность для родителей отдохнуть и не заниматься какое-то время собственным чадом, - уверена психолог.

По дороге на работу читаем газету или набираем эсэмэски на сотовом телефоне, в офисе часами сидим за компьютером, вечером смотрим телевизор… Как в таком ритме сохранить зрение? Специалисты уверяют: можно, хотя и сложно! Главное - соблюдать правила. Например, правила работы за компьютером.

Как работать

Компьютер должен быть удален от глаз хотя бы на расстояние вытянутой руки. Оптимально - 70 см.

Смотря прямо, вы должны видеть верхний край монитора

Освещение рабочего места не должно вызывать блики на экране монитора

С экрана монитора нужно регулярно стирать отпечатки пальцев, пыль и т.д.

Без перерыва работать можно не более двух часов

Каждые 20 - 30 минут нужно отдыхать, отвернувшись от монитора (хотя бы на несколько минут)

БУДЬ В КУРСЕ!

У взрослых утомление развивается в среднем через четыре часа работы за компьютером (у подростков - через 2,5 - 3 часа) Если утомление наступает раньше, то причина может быть в неправильной организации рабочего места или неправильном положении тела. Сидеть нужно ровно, опираясь на спинку стула, плечи должны быть расслаблены, а шея -не вытянута вперед. Напряжение мышц неизбежно приводит к напряжению глаз и головной боли.

Чем грозит долгая работа за компьютером

Затуманивание зрения (снижение остроты зрения)

Замедленная перефокусировка с ближних предметов на дальние и обратно

Двоение предметов

Быстрое утомление при чтении

Жжение в глазах

Чувство песка под веками

Боли в области глазниц и лба

Боли при движении глаз

Покраснение глазных яблок

Когда идти к врачу

Профилактический осмотр у офтальмолога рекомендуется проходить раз в год. У пациентов до сорока, не имеющих жалоб, осмотр ограничивается обычной проверкой остроты зрения и осмотром глазного дна. После сорока лет дополнительно определяют внутриглазное давление и поле зрения.

На профосмотре врачу обязательно нужно сказать обо всех, даже самых, на первый взгляд, незначительных проблемах со зрением. Ведь даже обычные «мушки» перед глазами у одних могут быть всего лишь признаком глазной усталости, а у других говорить о начале воспалительного процесса или отслойки сетчатки.

Янина ГОРЕЦКАЯ .

Благодарим за помощь в подготовке материала врача высшей категории, лазерного микрохирурга Максим Павловича СЯМИЧЕВА.

ЧТО ПОЧЕМ

Консультация офтальмолога* (определение остроты зрения, осмотр глаз, назначение лечения) - около 30 тыс. руб.

Консультация с комплексным обследованием (исследование переднего отрезка глаза на щелевой лампе, измерение внутриглазного давления, исследование глазного дна, подбор очков, определение рефракции и др .) и назначение лечения - около 60 тыс. руб.

Подбор очков - около 10 тыс. руб.

Компьютерный подбор очков - около 20 тыс. руб.

* Цены в негосударственных медицинских центрах Минска

Делаем глазную зарядку вместе с группой «Пиво вдвоем»

Упражнения для глаз выполняет солист группы Андрей Боровой

Глазам нужно давать расслабляться в течение дня. Людям, не имеющих особых проблем со зрением, можно ограничиться самой простой зарядкой, состоящей всего из трех упражнений (делать по 2 - 5 минут каждые три часа работы за компьютером).

1. Смотрим в даль (расстояние не менее трех метров).

2. Делаем пальминг: закрываем глаза, кладем наверх ладошки, расслабляемся, и дожидаемся ощущения полной черноты. Чем больше ощущение черноты, тем больше идет расслабление.

3. Машем руками, делаем несколько наклонов - хороший способ прийти в себя после долгого сидения за компьютером.

Зарядка при близорукости*

Серьёзно? 10-12 лет - 20 минут? Моя "ужасная" история...

Мне 12, впервые к компьютеру меня подпустили в семь лет, это был нэтбук, старший брат удивлял меня возможностями поисковой системы... Самостоятельно пользоваться компьютером я научился в 9-10, сидел полчаса максимум. Конечно же, первым делом я пошёл в лёгкие игрушки, вроде "Сапёра", "Косынки" и шашек. Я очень много читал и читаю до сих пор, поэтому мама не разрешала мне сильно напрягать глаза текстом. Сейчас же я сижу 2 часа в день в будни, так как учусь в школе на отлично и хожу на кружок авиамоделирования. На каникулах мама разрешает мидеть мне три часа в день. Если вы думаете, что в это время я занимаюсь: !

То это не так. Я смотрю фильмы, общаюсь с друзьями... И на счёт жестокости в играх - НИКТО НЕ ПРИНУЖДАЕТ ВАШЕГО РЕБЁНКА ИГРАТЬ В ЖЁСТОКИЕ ИГРЫ. Возьмём, к примеру, "Контру", "кс", "Контр-Страйк", ну вы поняли о чём речь. В ранних стадиях игры есть возможность вырезать кровь, тем более присутствует режим тренировки - стрелять по мишеням - отличный способ развития реакции и других чувств ребёнка. Он не станет агрессивным от стрельбы по мишеням. Хотя, что я привязался к жанру стрелялок, ведь существуют другие - гонки, аркады, бродилки... В компьютере не сажается зрение, если не перенапрягать глаза - так оно упадёт и от просмотра телевизора, чтения книги и т. д.

Также, некоторые родители думают, что от компьютера, внимание, исходит радиация. Дорогие родители! Если ваш компьютер не из Черонобыля или Фукусимы, а также не являлся личной вещью Эмми Нётер*, то он не излучает ничего, кроме света в темноте. Кроме того, приведу несколько ссылок, так как всё расписывать лень некогда.

1.2.3. Намного тяжелее приходится зрению в том случае, когда ребенок (пользователь) вынужден читать с экрана текст. Поэтому Интернет - штука достаточно опасная, поскольку здесь приходится много читать, и читать быстро.

1.2.4. Ну и, наконец, настоящие убийцы глаза - это игры. Движущееся изображение, мелкие элементы - все это приводит к такому переутомлению, которое снимается очень нескоро.

Вторым по вредности фактором, влияющим на здоровье при работе с компьютером, является стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок (или взрослый) должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело принять определенное положение, и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из-за стесненной позы возникают следующие нарушения:

2.1.Затрудненное дыхание. Это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным проявлениям.

Это я взял с одного стороннего сайта, для тех, кто прочитал всё, что написано выше, продолжу: насчёт локтей - это действительно ТОЛЬКО, если ребёнок за нэтбуком, ноутбуком. К материалу прилагалась вот эта... Картиночка. На ней показан худший пример сидения за компьютером. Мой же ноутбук лежит на специальном письменном столе, у меня есть мышь и отдельная клавиатура, которую я разместил на выезжающюю полку вместе с мышью - полка выезжает и я могу безопасно сидеть на расстоянии около метра от компьютера. Заканчиваю, пора уходить, надеюсь, вы поняли всё, что я хотел сказать, удачи)

Если Вы интересуетесь, сколько времени можно сидеть за компьютером детям, это уже говорит о том, что Вы - сознательный родитель и понимаете, что детей необходимо контролировать.

Современные технологии: благо или зло?

Трудно переоценить ту роль, которую играет компьютер и производные от него гаджеты в последние 10-15 лет нашей жизни. Сегодня это, без преувеличения, величайшее изобретение человечества проникло практически во все сферы человеческой деятельности. На работе, дома, а с изобретением смартфонов уже и на отдыхе мы активно пользуемся этими высокотехнологичными устройствами, считая их благами современной цивилизации.

Существует много мнений по поводу того, сколько времени можно проводить за компьютером ребёнку - от поминутного дозирования до практически неограниченного времяпрепровождения.

Негативное влияние длительного пребывания за компьютером представлено двумя аспектами - медицинским и психологическим. Во избежание вреда здоровью ребёнка в виде снижения остроты зрения, нарушения осанки, гиподинамии, а также с целью его психологического благополучия и возникла потребность в установлении условных ограничительных мер - норм времени, которое находиться за компьютером безопасно.

Проштудировав медицинскую литературу и проанализировав информацию из различных источников, мы определили:

  1. Нормы времени, которое ребёнку можно проводить за компьютером, носят лишь рекомендательный характер (предельно допустимые нормы значительно выше).
  2. В разных исследованиях приводятся различные так называемые рекомендуемые нормы времени.
  3. В более поздних исследованиях эти нормы времени значительно выше.

ЭВМ - ПК - ноутбук - планшет - смартфон - …

Большинство рекомендуемых детям норм времени было разработано и опубликовано в медицинской литературе ещё на заре компьютерной эры, когда персональный компьютер (ПК) именовали электронно-вычислительная машина (ЭВМ). Эти нормы характерны для ЭВМ образца конца 80-х годов прошлого века:

5 лет не более 7 минут в день

6 лет 10 минут в день

7-9 лет 15 минут в день

10-12 лет 20 минут в день

13-14 лет 25 минут в день

15-16 лет 30 минут в день

Каждое новое поколение ПК является более усовершенствованным по сравнению с предыдущим и повышает степень защиты от электромагнитного излучения, а также негативного влияния экрана монитора на органы зрения.

Нормы времени, которое можно сидеть за ПК образца конца 90-х годов 20-го века, следующие:

5 лет 15-20 минут в день

6 лет 25-30 минут в день

7-9 лет 1 час в день

10-12 лет 1 час 20 минут в день

13-14 лет 1 час 40 минут в день

15-16 лет 2 часа в день

Прощай, телевизор!

Следует учитывать, что, помимо вышеуказанных норм для ПК, отдельно выделяли рекомендуемые нормы времени для просмотра телевизора:

3-7 лет до 30 минут в день

8-10 лет 30-50 минут в день

11-18 лет 1-3 часа в день

Современные компьютеры постепенно вытесняют в быту телевизоры, взяв на себя функции последних. Сейчас ПК для ребёнка - это и интернет (где больше всего детей интересуют онлайн-игры), и обучающие программы, и просмотр мультфильмов, кинофильмов, видеороликов. Поэтому то время, которое раньше ребёнок проводил перед экраном телевизора, сегодня он сидит перед монитором ПК (ноутбука).

Таким образом, учитывая тенденции эры глобальной компьютеризации, актуальные для второго десятилетия 21-го века, нормы времени, которое можно сидеть за компьютером детям , следующие:

5 лет 1 час в день

6 лет 1 час 15 минут в день

7-9 лет 1,5 часа в день

10-12 лет 2 часа в день

13-14 лет 2,5 часа в день

15-16 лет 3 часа в день

Нельзя не учитывать тот факт, что многие исследования, доказывающие безвредность длительного пребывания за ПК и прочими высокотехнологичными устройствами, спонсируются их производителями. Можно ли считать полученные результаты объективными? Думается, что нет. Очевидно, что делать обоснованные выводы можно лишь на основании продолжительных по длительности независимых экспериментов. Такие исследования должны финансироваться на государственном уровне, однако на сегодняшний день средства на это не выделяются или выделяются в недостаточном объёме.

Что говорят медики и психологи?

Об ограничениях пребывания детей за компьютером часто говорят психологи. По их мнению, мультфильмы и компьютерные игры в неумеренных объёмах способны не только подавить интерес к контактам с другими детьми, но также привести к замедлению развития ребенка на определенном этапе и формированию игровой зависимости. Поэтому не используйте компьютер в качестве няни. Следите, чтобы время, проведенное за компьютером, пошло ребёнку на пользу и способствовало его развитию. Эти игры для мальчиков на Moigry.net развивают логику и не дают скучать.

Позволяйте играть только в те компьютерные игры, которые носят обучающий и развивающий характер: стимулируют мыслительные процессы, развивают логику, тренируют память и внимание.

Что бы там ни говорили противники технологических новшеств, компьютер, несомненно, самый удобный источник получения информации, обучения и саморазвития. Ведь проще всего подать информацию в привлекательной для ребёнка форме при помощи ПК. Электронные уроки вызывают у детей живой интерес, они с большим удовольствием осваивают различные развивающие и обучающие программы.

Постарайтесь объяснить ребёнку, как работает программное обеспечение компьютера. Возможно, это его заинтересует и станет стимулом разобраться в технической части ПК поглубже. И тогда он будет не просто проводить время за играми, а что-то переустанавливать, менять, совершенствовать. Всё это может очень пригодиться ему в будущем.

Необходимо иметь в виду, что время, которое ребёнок проводит за компьютером, требует большого зрительного напряжения, гораздо большего, чем чтение книг. Поэтому очень важно правильно организовать рабочее пространство за столом.
Центральная часть монитора должна находиться на уровне глаз или немного ниже, а расстояние от глаз до монитора должно быть минимум 50-70 см. Вечером не рекомендуется сидеть за компьютером в темноте. Чтобы избежать резкого перепада освещения и лишней нагрузки на глаза ребёнка, следует включать настольную лампу. Периодически необходимо делать паузы, во время которых выполнять гимнастику для глаз. Несоблюдение вышеуказанных условий может спровоцировать ухудшение зрения, появление синдрома «сухого глаза».

Во избежание проблем с осанкой, необходимо следить за тем, в какой позе ребёнок сидит перед монитором. Спина должна быть ровной, кресло или стул должен быть со спинкой и подлокотниками, а ноги упираться в пол. Длительное нахождение за компьютером в неправильной позе может вызвать нарушение осанки (сколиоз), гиподинамию.

Чтобы потенциально увеличить время, которое можно сидеть за компьютером детям, приобретите современный жидкокристаллический монитор или качественный ноутбук. Правильно настройте параметры монитора: яркость и контрастность подстройте так, чтобы глазам было комфортно, а на «рабочий стол» установите спокойную картинку, без резких перепадов. Частота обновления экрана должна быть максимальной, 100 Гц и более, если позволяет оборудование.

Программы родительского контроля

Некоторые родители считают необходимым отслеживать пользовательскую активность своего чада в интернете, устанавливая специальные программы родительского контроля на компьютере. Другие не видят в этом резона, полагая, что ребёнок всё равно узнает интересующую его информацию в процессе общения со сверстниками.

Конечно, определенный смысл в установлении программ родительского контроля есть. В частности, блокируются сайты с «недетским» содержимым (например, сайты, содержащие в названии набор букв por*(n) или se*(x) не будут открываться). Кроме того, можно легко распоряжаться временем, проводимым за ПК, путем использования функции автоматического выключения через заданный интервал с возможностью предупреждающего оповещения об этом. Есть возможность на ваше усмотрение ограничить доступ к играм или некоторым приложениям.

Но имейте в виду, что ни одно программное обеспечение не идеально, так что ни одна даже самая лучшая программа родительского контроля не даст гарантий полной безопасности. Более того, школьник может проявить сообразительность и задать в поиске «Как убрать родительский контроль на ПК», после чего, следуя инструкции, обойти запрет. Не забывайте также о смартфонах и планшетах, которые контролировать гораздо сложнее.

Поэтому будет гораздо эффективнее, если компьютер будет стоять на всеобщем обозрении. Если же ПК стоит в комнате ребёнка, можно периодически заходить к нему, поглядывая на происходящее на мониторе. Но последний вариант нежелателен, так как, согласитесь, открыто шпионить не очень хорошо. В любом случае, подросток не станет заходить на неподходящие сайты, зная, что его действия не останутся незамеченными.

Зависимость от интернета

Школьники используют интернет в качестве источника информации и развлечений. Объясните сыну или дочери, что не всё найденное или прочитанное в интернете соответствует действительности. Не всегда можно определить владельцев сайтов, источники и причины размещения на них информации. Поэтому научите ребёнка относиться к содержимому сайтов критически. Предупредите его также о возможной опасности общения с неизвестными людьми в социальных сетях и на форумах.

«Интернет-интернет, отпусти в туалет!» Эта популярное в сети изречение в последнее время вышло из разряда шуток. Всё больше и больше людей (и, в том числе, детей) предпочитают проводить свою жизнь в виртуальном пространстве.

Но если взрослые сами отвечают за свои действия, то времяпрепровождение детей должны контролировать их родители. Следите, чтобы подросток не сидел за компьютером ночью. Желательно, чтобы и вы не показывали ему такой пример. Объясните, что такое биоритмы и что каждый орган работает наиболее активно в определённое время. Ночь дана нам для сна и восстановления сил - так заведено природой.

Иногда длительное времяпрепровождение подростка за ПК является следствием проблем в семье. Постарайтесь без давления и раздражения, в доброжелательной и доходчивой форме объяснить ребёнку, почему вредно проводить перед монитором слишком много времени. Договоритесь с ним, что садиться за компьютер можно лишь при условии своевременного выполнения домашнего задания.

Задача каждого родителя - обеспечить правильную работу с компьютером, чтобы ребёнок его рассматривал не просто как развлечение, а как средство обучения и развития. И тогда ПК станет лучшим учителем и верным помощником, а ребёнок вырастет успешным и уверенным в себе человеком.

Я очень много сижу за компьютером. Таков характер моей работы и моего хобби. Да и вообще сейчас очень сложно скрыться от компьютера и на работах и дома и это никак не связано с развлечениями.

Однако скоро и у меня будет насущным вопрос - сколько времени без вреда для здоровья может подросток находится за монитором компьютера? И вот прочитав свежее исследование ученых, я в недоумении!

Неужто СТОЛЬКО!!!

Утверждается, что если подростки проводили за компьютером не более 6 часов в день, то негативных эффектов от этого не наблюдалось совсем.

Негативные эффекты наблюдались лишь после 6-и часов, проведенных перед экраном в сутки, но даже там не удалось обнаружить каких-либо серьезных проблем.

Исследование было опубликовано в журнале Psychiatric Quarterly 7 февраля. Оно проводилось при поддержке Американской Академии Педиатров, которая уже давно отказалась от памятки родителям, где рекомендовалось ограничивать время, проводимое подростками у экранов, до 2-х часов в день – вместо этого ААП рекомендует родителям следить за тем, чтобы их дети не сидели перед экранами в ущерб физической активности и сну.

«Наше исследование, хоть и имеет подзаголовок «все в меру», никак не указывает на то, что отказ от чрезмерной увлеченности компьютерами и смартфонами приведет к решению проблем с ненадлежащим поведением и плохой успеваемостью. Никакой связи здесь может и не быть,» - говорит автор статьи Кристофер Фергюсон, профессор психологии в Университете Стетсона во Флориде, США.

Фергюсон и его команда проанализировали то, сколько американские тинэйджеры проводят времени перед экранами, и сравнили эти данные с тем, как они относятся к учебе и закону – не совершают ли мелких преступлений, не пропускают ли уроки.

В анализе исследователи также уделили внимание тому, как на подростков влияют и позитивные факторы, такие как физическая активность, здоровый сон и поддержка со стороны семьи, говорится в статье.

Исследователи разделили подростков на четыре категории: те, что совсем не проводят времени у экранов мониторов; те, что проводят не более 2-х часов за компьютерами; подростки, проводящие от 3-х до 6-и часов за дисплеями; и подростки, которые сидят у мониторов более 6-и часов в сутки.

Исследователи обнаружили, что чрезмерная увлеченность компьютерами и гаджетами коррелирует с проблемами в жизни подростков, в их числе - плохая успеваемость и депрессия. Чем больше подростки сидели перед экранами, тем выше была корреляция.

Однако подобной корреляции практически не наблюдалось, если количество часов в сумме не превышало 6-и. И лишь немногие из подростков, что сидели за компьютерами более 6 часов в сутки, имели какие-то проблемы в жизни.

Впрочем, проблемы у них были незначительные, и по сравнению с подростками, совсем не увлекавшимися компьютерными технологиями, риск депрессии у них был лишь немногим выше, то же относится и к риску совершения мелких преступлений и к риску снижения успеваемости.

Однако данных все же недостаточно, а корреляция между временем, проведенным у экранов, и негативными обстоятельствами в жизни подростков – крайне мала, и потому нельзя говорить о том, что на подростков негативно повлияли именно компьютеры и гаджеты.

«Дисплеи мониторов, экраны телевизоров и мониторы компьютеров смотрят на нас со всех сторон, а мы смотрим в них, и не можем оторваться. Будь то образование, работа, общение или развлечения – мы везде прибегаем к помощи техники, и, по всей видимости, уже не можем без этого обойтись,» - говорит Фергюсон. – «Способны ли мы вообще лимитировать время, проводимое в цифровой среде?»

источники



Просмотров