Управление файлами, типы файлов, файловая система, атрибуты файла. Эффективное управление личными файлами

Файловая система - это часть операционной системы, назначение которой состоит в том, чтобы обеспечить пользователю удобный интерфейс при работе с данными, хранящимися на диске, и обеспечить совместное использование файлов несколькими пользователями и процессами.

В широком смысле понятие "файловая система" включает:

    совокупность всех файлов на диске;

    наборы структур данных, используемых для управления файлами, такие, например, как каталоги файлов, дескрипторы файлов, таблицы распределения свободного и занятого пространства на диске;

    комплекс системных программных средств, реализующих управление файлами, в частности: создание, уничтожение, чтение, запись, именование, поиск и другие операции над файлами.

СУФ реализует выполнение следующих базовых функций.

      Организацию логической системы в виде томов памяти и каталогов файлов.

      Управление томами, в том числе:

    инициализацию (форматирование);

    подключение (перевод в оперативное состояние);

    отключение (перевод в автономное состояние).

    Управление каталогами файлов:

    создание каталогов;

    переключение между каталогами;

    удаление каталогов.

    Манипуляции с файлами:

    создание файла (определение имени, выделение места во внешней памяти);

    удаление файла (освобождение имени и занимаемого файлами пространства);

    открытие файла (объявление ОС о намерении использовать файл с определенными функциями доступа и правами);

    закрытие открытого файла (запрещение всякого доступа к файлу);

    копирование и переименование файла.

      Связь файлов и потоков ввода/вывода, соединение и переадресацию потоков.

      Организацию логической структуры файлов и доступа к записям файлов в требуемом порядке.

      Защиту файлов от несанкционированного доступа и управление правами доступа.

Кроме того, может быть масса сервисных функций проверки и модификации различных характеристик файлов, каталогов, томов, зависящих от конкретной реализации СУФ.

Файлы бывают разных типов: обычные файлы, специальные файлы, файлы-каталоги.

Обычные файлы в свою очередь подразделяются на текстовые и двоичные. Текстовые файлы состоят из строк символов, представленных в ASCII-коде. Это могут быть документы, исходные тексты программ и т.п. Текстовые файлы можно прочитать на экране и распечатать на принтере. Двоичные файлы не используют ASCII-коды, они часто имеют сложную внутреннюю структуру, например, объектный код программы или архивный файл. Все операционные системы должны уметь распознавать хотя бы один тип файлов - их собственные исполняемые файлы.

В разных файловых системах могут использоваться в качестве атрибутов разные характеристики, например:

    информация о разрешенном доступе;

    пароль для доступа к файлу;

    владелец файла;

    создатель файла;

    признак "только для чтения";

    признак "скрытый файл";

    признак "системный файл";

    признак "архивный файл";

    признак "двоичный/символьный";

    признак "временный" (удалить после завершения процесса);

    признак блокировки;

    длина записи;

    указатель на ключевое поле в записи;

    длина ключа;

    время создания, последнего доступа и последнего изменения;

    текущий размер файла;

    максимальный размер файла.

Специальные файлы - это файлы, ассоциированные с устройствами ввода-вывода, которые позволяют пользователю выполнять операции ввода-вывода, используя обычные команды записи в файл или чтения из файла. Эти команды обрабатываются вначале программами файловой системы, а затем на некотором этапе выполнения запроса преобразуются ОС в команды управления соответствующим устройством. Специальные файлы так же, как и устройства ввода-вывода, делятся на блок-ориентированные и на байт-ориентированные.

Для пользователей файл обозначается с помощью идентификаторов - внешних имен (могут быть и внутренние имена файлов). Пользователи дают файлам символьные имена, при этом учитываются ограничения ОС как на используемые символы, так и на длину имени. До недавнего времени эти границы были весьма узкими. Так, в популярной файловой системе FAT длина имен ограничивается известной схемой 8.3 (8 символов - собственно имя, 3 символа - расширение имени), а в ОС UNIX System V имя не может содержать более 14 символов. Однако пользователю гораздо удобнее работать с длинными именами, поскольку они позволяют дать файлу действительно мнемоническое название, по которому даже через достаточно большой промежуток времени можно будет вспомнить, что содержит этот файл. Поэтому современные файловые системы, как правило, поддерживают длинные символьные имена файлов. Например,Windows NT в своей новой файловой системе NTFS устанавливает, что имя файла может содержать до 255 символов, не считая завершающего нулевого символа.

При переходе к длинным именам возникает проблема совместимости с ранее созданными приложениями, использующими короткие имена. Чтобы приложения могли обращаться к файлам в соответствии с принятыми ранее соглашениями, файловая система должна уметь предоставлять короткие эквивалентные имена (псевдонимы) файлам, имеющим длинные имена. Таким образом, одной из важных задач становится проблема генерации соответствующих коротких имен.

Длинные имена поддерживаются не только новыми файловыми системами, но и новыми версиями хорошо известных файловых систем. Например, в ОС Windows 95 используется файловая системаVFAT, представляющая собой существенно измененный вариантFAT . Среди многих других усовершенствований одним из главных достоинствVFAT является поддержка длинных имен. Кроме проблемы генерации коротких эквивалентных имен, при реализации нового варианта FAT важной задачей была задача хранения длинных имен при условии, что принципиально метод хранения и структура данных на диске не должны были измениться.

Для решения проблем поиска и размещения файлов в СУФ используются иерархические, многоуровневые каталоги файлов, двухуровневые имена файлов и средства фильтрации.

Простой одноуровневый каталог представляет собой оглавление тома (используется в однопользовательских ОС - рис.11.1)

Рис.11.1. Простой одноуровневый каталог .

Иерархический, многоуровневый каталог (древовидный или сетевой) - это совокупность каталогов и дескрипторов файлов различной глубины (рис.11.2).

Рис.11.2. Иерархический многоуровневый каталог

Каталоги образуют дерево, если файлу разрешено входить только в один каталог, и сеть - если файл может входить сразу в несколько каталогов. В MS-DOS каталоги образуют древовидную структуру, а в UNIX"е - сетевую. Как и любой другой файл, каталог имеет символьное имя и однозначно идентифицируется составным именем, содержащим цепочку символьных имен всех каталогов, через которые проходит путь от корня до данного каталога.

Каждый каталог группирует по определенным принципам файлы пользователей, которые могут быть защищены паролем. Для упрощения работы имеется понятие текущего каталога, определяющего список доступных файлов и подкаталогов и позволяющего обращаться к файлам по собственным именам.

ОС обеспечивает определение нескольких текущих каталогов (путей доступа), которые в заданной последовательности просматривается при обращении к файлу по имени:

PATH C:\; C:\nc; D:\ альтернативные маршруты .

В процессе диалога ОС для группировки и удобства работы с файлами используются 2-х и 3-х компонентные идентификаторы:

[ <префикс>:] <имя файла> [ .суффикс/расщирение] .

Например, в MS-DOS C:\sys\forrmat.com .

Такие средства классификации упрощают автоматическую обработку файлов. Обычно программы работают со своими типами файлов, поэтому зачастую суффикс или расширение можно не указывать.

Средства фильтрации позволяют определять операции над целым классом файлов, посредством указания вместо имени файла специальных символов (* или!). Например, имя*.exe представляет все файлы т екущего подкаталога, имеющие расширениеexe.

Важной характеристикой СУФ является обеспечение независимости программ от используемых ПУ и файлов. Для этого вводится понятие потока ввода/вывода как средства отсроченного установления связи программы с конкретными файлами и ПУ.

Поток ввода/вывода - это объект, который обладает всеми характеристиками устройства ввода/вывода, но не является реально существующим. Программа работает не с файлами, а потоками ввода/вывода.

В операционной системе MS-DOS, например, по умолчанию в качестве входного потока данных рассматривается клавиатура, а выходной поток направляется на дисплей. Для переопределения потоков ввода/вывода используются следующие символы:

< - для определения входного потока;

>- для определения выходного потока;

>> - для модификации (добавления) ранее определенного выходного потока.

Выполнение команды DIR>LPT приведет выводу содержимого текущего каталога на принтер.

Транспортировка потоков позволяет сцепить несколько программ по стандартному входу-выходу. По сути дела образуется буфер, позволяющий двум процессам связываться по схеме “производитель – потребитель”. Таким образом, выходные данные одной программы являются входными для другой программы, обеспечивая естественное взаимодействие.

Команда DIR|SORT выведет на дисплей отсортированный список файлов, полученный командойDIR.

Управление файлами и каталогами

В этой главе описаны следующие основные сведения, необходимые для работы с файлами и каталогами MOPSLinux:

  • права собственности и правах доступа;
  • просмотр каталогов;
  • смена рабочего каталога;
  • постраничный просмотр вывода;
  • объединение файлов;
  • корректировка атрибутов файла;
  • вывод текста на экран;
  • создание и удаление каталогов;
  • создание и удаление ссылок;
  • копирование и перемещение файлов.

Организация MOPSLinux подобна классической UNIX-системе. Традиционно ОС UNIX ориентирована на интерфейс командной строки. В системе есть также и графический интерфейс, но командная строка остается основным способом управления системой. Поэтому очень важно знать основные команды управления файлами. В этой главе приведены краткие описания следующих основных утилит для управления файлами и примеры их использования:

сd– смена рабочего каталога;

ls– просмотр каталогов и информации о файлах;

chown– изменение владельца;

chgrp– изменение группы;

chmod– установка и изменение прав доступа;

ln– создание ссылок;

less, more– управление постраничным выводом;

cat– объединение файлов;

touch– изменение временных атрибутов файла;

echo– вывод текста на экран;

mkdir– создание каталога;

rmdir– удаление каталога;

cp– копирование файлов;

mv– перемещение файлов;

pwd– показывает текущую директорию;

Кроме описанных здесь команд, существует множество других, но для начала достаточно и этих. Для получения дополнительной информации следует обращаться к соответствующим man-страницам.

В MOPSLinux файлами и каталогами можно управлять с помощью командного менеджера mc.

Права собственности

Файловая система хранит информацию о правах собственности для каждого файла и каталога, включая информацию о пользователе и группе, которым принадлежит файл. Самый простой способ просмотреть эту информацию - воспользоваться утилитой ls:

Информация об именах пользователя и группы, которым принадлежит файл, размещена в третьем и четвертом столбцах. В приведенном примере файл принадлежит пользователю root и группе bin.

Владельца файла можно изменить с помощью утилиты chown(1) (от англ. change owner - сменить владельца), а группу при помощи утилиты chgrp (от англ. change group - изменить группу). Чтобы изменить владельца файла на daemon, необходимо выполнить команду:

# chown daemon /usr/bin/wc

А чтобы изменить группу на root:

# chgrp root /usr/bin/wc

Утилита chown так же может быть использована для задания и пользователя и группы, которым принадлежит файл:

# chown daemon.root /usr/bin/wc

Принадлежность файлов - это очень важная часть использования Linux-системы, даже если в системе зарегистрирован только один пользователь. Иногда пользователям приходится исправлять права владения файлами и узлами (nodes) устройств.

Права доступа

Права доступа- это еще один аспект применения многопользовательских основ файловой системы. С их помощью можно указать, кто может читать, изменять и выполнять файлы.

Права доступа хранятся в виде четырех восьмеричных чисел, каждое из которых устанавливает права для отдельного блока. Три блока представляют права владельца, права группы и права всех остальных пользователей. Четвертое восьмеричное число используется для хранения специальной информации, такой как идентификатор (ID) владельца, ID группы и "sticky"-бит. Значения этих чисел соответствуют правам доступа, им также сопоставляются буквы, которые выводятся такими утилитами, как ls и могут быть использованы утилитой chmod(1) (от англ. change mode - изменить режим). Права доступа и соответствующие им восьмеричные числа и буквенные значения приведены в табл. 3.1.

Для каждой из групп права складываются. Например, если необходимо, чтобы права группы были "read" и "write", в части соответствующей группе прав доступа необходимо указать "6".

Команда ls отобразит три группы прав (владелец, группа и остальные пользователи) в первом столбце. Первый дефис для каталогов принимает значение, равное "d". Например, права по умолчанию для bash:

Из примера видно, что владелец имеет права для чтения, записи и выполнения (rwx). Группа имеет только право на чтение и выполнения файла (r-x). И все остальные имеют только права на чтение и выполнение файла (r-x).

Чтобы разобраться, как присваивать права файлам предлагается создать файл для примеров:

$ touch /tmp/example $ ls -l /tmp/example -rw-rw-r- 1 david users 0 Apr 19 11:21 /tmp/example

Для того чтобы установить права доступа для файла примера можно воспользоваться утилитой chmod. Для того чтобы владелец имел права чтения, записи и выполнения необходимо сложить восьмеричные числа, для прав, которые необходимо установить - получится 7. Чтение и выполнение соответствует числу 5. Команда на установку и проверку прав доступа будут иметь следующий вид:

$ chmod 755 /tmp/example $ ls -l /tmp/example -rwxr-xr-x 1 david users 0 Apr 19 11:21 /tmp/example

Для задания специальных прав, необходимо сложить соответствующие числа вместе и расположить их в первом столбце:

$ chmod 6755 /tmp/example $ ls -l /tmp/example -rwsr-sr-x 1 david users 0 Apr 19 11:21 /tmp/example

Вместо восьмеричных чисел также можно пользоваться буквами. Группы прав представляются, следующим образом:

  • владелец - u;
  • группа - g;
  • остальные пользователи - o;
  • все вышеперечисленные - a.

Чтобы проделать то же, что и выше, понадобится выполнить команду несколько раз:

$ chmod a+rx /tmp/example $ chmod u+w /tmp/example $ chmod ug+s /tmp/example

Некоторые предпочитают работать с буквами. Но в любом случае, в результате будет тот же самый набор прав доступа.

Обычно, когда пользователь выполняет программу, она имеет те же права, что и пользователь. То же справедливо и для группы. Когда пользователь запускает программу, она выполняется с правами текущей группы, в которую входит данный пользователь. При помощи команды установки прав пользователя можно заставить программу всегда выполнятся с правами ее владельца (например, root). Команда установки прав группы работает так же, но для группы.

При изменении прав доступа пользователя и группы следует проявлять осторожность, так как "set user ID" и "set group ID" могут открыть "дыры" в безопасности системы. Если полные права доступа будут установлены на файл, принадлежащий пользователю root, появится возможность всем запускать программу, и выполнять ее с правами root. Так как у пользователя root нет ограничений в системе, это ставит под вопрос целостность безопасности системы.

Создание и удаление ссылок на файлы

Жесткие ссылкиэто просто разные имена для одного и того же файла. Они могут существовать тогда, когда находятся в одной и той же файловой системе и удаляются тогда, когда исходный файл удаляется. В некоторых случаях жесткие ссылки бывают полезны, но большинство пользователей предпочитают символьные ссылки.

Символьные ссылки(или "мягкие") могут указывать на файл, находящийся вне текущего каталога. Фактически, это маленький файл, содержащий необходимую информацию. Пользователи могут добавлять и удалять символьные ссылки, не изменяя исходный файл.

У ссылок нет их собственных прав доступа и принадлежности. Вместо этого они отражают права файла, на который указывают. Система, в основном использует символьные ссылки. Вот обычный пример:

Оболочка sh в системе, на самом деле программа bash.

Утилита ln(1) позволяет создать как жесткие (hard), так и мягкие или символические (soft, symbolic) ссылки. Если требуется создать символическую ссылку на каталог /var/media/mp3 и расположить ссылку в домашнем каталоге, то необходимо выполнить такую команду:

$ ln -s /var/media/mp3 ~/mp3

Опция -s указывает команде ln, что ссылка должна быть символическая. Затем задается цель ссылки и указывается ее наименование. В приведенном случае будет создан файл mp3, указывающий на /var/media/mp3. Ссылке можно присвоить любое имя, просто изменив последний из параметров команды ln.

Создание жестких ссылок производится аналогично, только опускается опция -s. Например:

$ ln /var/media/mp3 ~/mp3

Просмотр каталогов

Содержимое каталога можно посмотреть с помощью утилиты ls. Эта утилита выводит список файлов в каталоге. Пользователи Windows и DOS найдут ее аналогичной команде dir. Для того чтобы просмотреть содержимое корневого каталога, необходимо выполнить следующие команды:

$ cd / $ ls bin cdrom home mnt sbin usr boot dev lib proc suncd var cdr etc lost+found root tmp vmlinuz

В таком выводе неудобно то, что нельзя определить, где файлы, а где каталоги. Многие пользователи предпочитают, чтобы ls выводила так же идентификатор типа, например:

$ ls -FC bin/ cdrom/ home/ mnt/ sbin/ usr/ boot/ dev/ lib/ proc/ suncd/ var/ cdr/ etc/ lost+found/ root/ tmp/ vmlinuz

Эта команда добавляет символ / после имен каталогов, * - после имен выполняемых файлов и т. д.

Утилита ls так же может быть использована для получения более подробной информации о файлах. Например, чтобы просмотреть, даты создания, имена владельцев, права доступа, необходимо задать опцию -l:

Предположим, необходимо в текущем каталоге просмотреть список скрытых файлов. Для этого необходимо задать опцию -a:

$ ls -a . bin cdrom home mnt sbin usr .. boot dev lib proc suncd var .pwrchute_tmp cdr etc lost+found root tmp vmlinuz

Файлы, имена которых начинается с точки (так называемые dot-файлы) не отображаются при простом выполнении ls, поэтому называются "скрытыми". Их можно увидеть, если добавить опцию -a.

Смена рабочего каталога

Сменить рабочий (текущий) каталог можно с помощью команды cd. В качестве аргумента при вводе команды указывается имя каталога, в который необходимо перейти. Вот несколько примеров:

Shaman: $ cd /bin shaman:/bin$ cd usr bash: cd: usr: No such file or directory shaman:/bin$ cd /usr shaman:/usr$

Примечательно, что если не указывать / в начале пути, команда пытается переместиться в подкаталог текущего каталога.

Команда cd отличается от остальных тем, что она встроена в оболочку. Это означает, что для этой команды нет man-страницы. Вместо этого надо обратиться к команде help используемой командной оболочки. Например:

$ help cd

Эта команда выдаст опции команды cd.

Постраничный просмотр вывода

Управлять выводом можно с помощью утилит more и less.

Утилиту more(1) чаще всего называют утилитой для разбиения вывода на страницы. Часто вывод определенной команды больше, чем размер экрана. Отдельные команды не знают, как разбить свой вывод на несколько экранов. Они предоставляют это утилите разбиения на страницы.

Утилита more разбивает вывод на отдельные экраны и ждет, пока пользователь не нажмет клавишу <Пробел> для того, чтобы выводить следующий экран. Нажатие сместит экран на одну строку вниз. Вот хороший пример:

$ cd /usr/bin $ ls -l

Вывод будет гораздо больше экрана. Чтобы разбить вывод на экраны, необходимо просто пропустить (pipe) команду через more:

$ ls -l | more

В двух словах, pipe означает - возьми вывод команды ls и пропусти его через more. Через more можно пропускать не только ls, а практически все команды, имеющие вывод.

Утилита more очень удобна, но часто можно встретиться с ситуацией, когда пропущен тот экран, который был необходим. В отличие от more, утилита less(1) позволяет вернуться к предыдущим экранам. Она используется так же, как и утилита more, так что примеры, приведенные выше справедливы и для нее. В общем, less имеет больше возможностей, чем more.

Объединение файлов

Объединить несколько файлов в один можно с помощью утилиты cat(1), сокращенно от "concatenate" (сцеплять, связывать). Изначально эта утилита была разработана для объединения нескольких текстовых файлов в один, но может быть использована и для других целей.

Чтобы объединить два или несколько файлов в один, необходимо просто перечислить файлы после команды cat и перенаправить вывод в новый файл. Утилита cat работает со стандартным вводом и выводом, поэтому необходимо использовать символы оболочки для перенаправления. Например:

$ cat file1 file2 file3 > bigfile

Эта команда возьмет содержимое файлов file1, file2 и file3 и объединит их в файл bigfile.

Утилита cat также используется для просмотра содержимого файлов. Многие пользователи для просмотра текстовых файлов выполняют cat, указав имя файла, и затем пропускают вывод через more или less:

$ cat file1 | more

Так же cat часто используется для копирования файлов. Любой файл можно скопировать, выполнив:

$ cat /bin/bash > ~/mybash

Файл /bin/bash будет скопирован в домашний каталог, под именем mybash.

Рассмотренные здесь примеры, это лишь несколько из возможных вариантов применения cat. Так как cat предоставляет расширенный контроль над стандартным вводом и выводом, она идеальна для применения в сценариях и для использования в качестве части более сложных команд.

Корректировка атрибутов файла

Для изменения временных атрибутов файла используется утилита touch(1). С помощью этой утилиты можно изменить отметку времени доступа и отметку времени изменения файла. Если указанный файл не существует, то touch создаст пустой файл с указанным именем. Чтобы пометить файл текущим системным временем, необходимо выполнить следующую команду:

$ touch file1

Эта утилита имеет несколько опций, включая опции для уточнения, какую временную метку изменить, какое время использовать и др. Вывод текста на экран

Текст на экран можно вывести с помощью утилиты echo(1). Строку, которую необходимо вывести, следует указать после команды echo. По умолчанию echo выведет текст и символ перевода строки после него. Чтобы строка не переводилась можно указать опцию -n. Опция -e укажет команде искать в строке ESC-символы и выполнить их.

Создание и удаление каталогов

Создавать новые и удалять существующие и каталоги можно с помощью утилит mkdir, rmdir и rm.

Утилита mkdir(1) создает новый каталог. Имя каталога, который необходимо создать указывается после имени команды. Вот пример создания подкаталога hejaz в текущем каталоге:

$ mkdir hejaz

Так же можно указать путь:

$ mkdir /usr/local/hejaz

Опция -p укажет команде mkdir создавать вложенные каталоги. Так, если в выше приведенном примере каталог /usr/local не существует, то утилита выдаст сообщение об ошибке. Указание параметра -p заставить утилиту создать /usr/local и hejaz каталоги:

$ mkdir -p /usr/local/hejaz

Утилита rm(1) удаляет файлы и деревья каталогов. Аналогия для пользователей DOS - del и deltree. Использование rm может быть очень опасным, если пользователь не отдает себе отчета в том, что делает.

Внимание! В отличие от DOS и Windows, в Linux удаленные файлы восстановлению не подлежат! (???)

Чтобы удалить отдельный файл, его имя указывается после имени команды:

$ rm file1

Если у пользователя нет прав записи для этого файла, то он получит сообщение об ошибке доступа. Чтобы удалить файл, несмотря ни на что, применяется опция -f. Например:

$ rm -f file1

Чтобы целиком удалить каталог, необходимо указать две опции -r и -f. Например, для того чтобы удалить содержимое всего диска необходимо будет выдать команду:

# rm -rf /

Утилита rmdir(1) удаляет каталоги из файловой системы. Каталог должен быть пустым, иначе команда не сможет удалить его. Синтаксис прост:

$ rmdir

Следующий пример удалит подкаталог hejaz в текущем рабочем каталоге:

$ rmdir hejaz

Если этот каталог не существует, rmdir сообщит об этом. Допускается указывать полный путь к каталогу, который требуется удалить. Например, чтобы удалить каталог hejaz, являющийся подкаталогом каталога /tmp, необходимо выдать команду:

$ rmdir /tmp/hejaz

Пользователь так же может удалить каталог, и все его родительские каталоги, указав опцию -p:

$ rmdir -p /tmp/hejaz

Эта команда вначале попытается удалить каталог hejaz внутри /tmp, если это удастся, команда попытается удалить и каталог /tmp.

Копирование и перемещение файлов

Утилита cp(1) применяется для копирования файлов. Пользователи DOS найдут ее похожей на команду copy. Эта утилита имеет множество опций, описание которых можно найти на соответствующей man-странице.

Обычный вариант использования утилиты - копирование файла из одного места в другое. Например:

$ cp hejaz /tmp

Эта команда копирует файл hejaz из текущего каталога в каталог /tmp.

Многие пользователи предпочитают сохранять временные отметки файлов при копировании. Например:

$ cp -a hejaz /tmp

Это сохранит все временные отметки оригинального файла для копии.

Для того чтобы рекурсивно скопировать содержимое каталога в другой каталог, можно воспользоваться командой:

$ cp -R adirectory /tmp

В результате каталог adirectory будет скопирован в каталог /tmp.

Утилита mv(1) перемещает файлы из одного места в другое. Пользователи DOS найдут ее похожей на команду move. При использовании утилиты надо указывать источник и назначение. Вот пример обычного использования mv:

# mv myfile /usr/local/share/hejaz

Управление файлами и каталогами с помощью программы Midnight Commander

Для облегчения работы с файловой системой в MOPSLinux включена программа c оконным интерфейсом Midnight Commander (mc), которая позволяет просматривать структуру каталогов и выполнить практически все необходимые основные операции c файлами. Программа mc – это классический файловый менеджер, подобный известным программам Norton Commander (nc) в MS-DOS или с FAR в Windows. Пользователям, знакомым с указанными программами работа с mc не составит никакого труда, поскольку даже основные комбинации "горячих клавиш" у них совпадают. Подробную информацию о работе с mc можно найти в справочном руководстве. В данной же главе приведены основные сведения, необходимые для первоначального знакомства с программой и выполнения основных операций с файлами и каталогами.

Для запуска Midnight Commander, необходимо в командной строке оболочки ввести команду:

После запуска экран монитора примет следующий вид:

Почти все пространство экрана при работе с Midnight Commander занято двумя "панелями", отображающими списки файлов двух каталогов. Над панелями расположена строка меню, причем к выбору команд в этом меню можно переключиться по клавише или с помощью мыши (если сразу после запуска mc вы не видите строки меню, не огорчайтесь - видна или нет строка меню, определяется настройками программы).

Самая нижняя строка представляет собой ряд экранных кнопок, каждая из которых ассоциирована с одной из функциональных клавиш - . Можно считать эту строку подсказкой по использованию функциональных клавиш, а можно и непосредственно запускать соответствующие команды, щелкая мышкой по экранной кнопке. Отображение строки с экранными кнопками можно отключить, если вы хотите сэкономить пространство экрана (об этом будет рассказано позже, когда будем говорить о настройках программы). Такая экономия оказывается оправданной по двум причинам. Во-первых, вы достаточно быстро запомните назначение этих 10 клавиш, и подсказка вам становится не нужна (а мышкой по этим клавишам щелкать не всегда удобно). Во вторых, если даже вы забыли, какая именно клавиша вам нужна для выполнения необходимого в данный момент действия, вы всегда можете воспользоваться меню Файл главного меню программы (только помните, что выход в главное меню осуществляется по клавише ). Через меню Файл обеспечивается возможность выполнения любой операции из числа ассоциированных с функциональными клавишами кроме и .

Вторая снизу строка на экране - это командная строка программы Midnight Commander (точнее - командная строка текущей оболочки shell), где можно ввести и выполнить любую команду системы. Выше нее (но под панелями) может отображаться поле "полезных советов" (hint4s), которое можно убрать, соответствующим образом отрегулировав настройки программы.

Каждая панель состоит из заголовка, списка файлов какого-либо каталога и строки мини-статуса (последняя может быть не видна, это тоже задается настройками программы). В заголовке панели указан полный путь к каталогу, содержимое которого отображается в панели, а также три экранных кнопки - "<", "v" и ">", которые используются для управления программой с помощью мыши (эти кнопки не работают, если вы запустили mc в эмуляторе терминала). В строке "мини-статуса" отображаются некоторые данные о том файле или каталоге, на который в данный момент указывает подсветка (например, размер файла и права доступа к нему).

Одна из панелей является текущей (активной), о чем свидетельствует подсветка имени каталога в заголовке панели и подсветка одной из ее строк. Соответственно, в той оболочке, из которой была запущена программа Midnight Commander, текущим является каталог, отображаемый в активной панели. В этом каталоге и выполняются почти все операции. Операции типа копирования () или переноса файла () используют каталог, отображаемый на второй панели, в качестве целевого каталога (в который осуществляется копирование или перенос).

В активной панели одна строка выделена подсветкой. Подсветку можно перемещать с помощью клавиш управления перемещением. Встроенная программа просмотра файлов, программа просмотра подсказки и программа просмотра каталогов используют один и тот же программный код для управления перемещением. Следовательно, для перемещения используются одни и те же комбинации клавиш (но в каждой подпрограмме имеются и комбинации, применяющиеся только в ней). Приведем краткую таблицу, в которой перечислены общие клавиши управления перемещением.

Таблица 6.1. Общие клавиши управления перемещением.

Выполняемое действие

<Стрелка вверх> или + Перемещение на одну строку назад или вверх

<Стрелка вниз> или + Перемещение на одну строку вперед

Или +

Или +

Перемещение к началу.

Перемещение к концу

Функциональные клавиши

Наиболее часто выполняемые в Midnight Commander операции привязаны к функциональным клавишам - .

Вызывает контекстно-зависимую подсказку

Вызывает меню, создаваемое пользователем

Просмотр файла, на который указывает подсветка в активной панели

Вызов встроенного редактора для файла, на который указывает подсветка в активной панели

Копирование файла или группы отмеченных файлов из каталога, отображаемого в активной панели, в каталог, отображаемый на второй панели. При копировании одного файла можно поменять его имя (Примеч.14). Можно также указать имя каталога, куда будет производиться копирование (если надо скопировать в каталог, отличный от каталога, отображаемого во второй панели)

Перенос файла или группы отмеченных файлов из каталога, отображаемого в активной панели, в каталог, отображаемый на второй панели. Как и при копировании, можно поменять имя файла или целевого каталога.

Создание подкаталога в каталоге, отображаемом в активной панели

Удаление файла (подкаталога) или группы отмеченных файлов

Вызов основного меню программы (отображаемого над панелями)

Выход из программы

Перечисленные в этой таблице операции (команды) можно выполнять не только путем нажатия соответствующей функциональной клавиши, но и с помощью щелчка мыши по экранным кнопкам или используя соответствующие команды меню Файл.

Прежде чем выполнять какую-то из операций, или задаваемых командами меню, надо выбрать файл или группу файлов, которые будут объектами операции.

Для выбора только одного файла достаточно переместить на него подсветку в активной панели (конечно, вначале надо перейти в соответствующий каталог).

Если же вы хотите выполнить какую-то операцию сразу над группой файлов, эти файлы надо отметить. Чтобы отметить файл, на который указывает в данный момент подсветка, используйте клавишу или комбинацию +.

При этом имя файла в панели выводится другим цветом. Для снятия отметки с файла используются те же комбинации. Выделить группу файлов для последующей обработки можно также с помощью команды Отметить группу меню Файл. Эта команда используется для отметки группы файлов по заданному шаблону.

Midnight Commander выдаст строку ввода, в которой надо задать регулярное выражение, определяющее желаемую группу имен. Если включена опция Образцы в стиле shell (см. разд. 6.11), регулярные выражение строятся по тем же правилам, которые действуют в оболочке shell (см. гл. 5).

Если опция "Образцы в стиле shell" отключена, то пометка файлов производится по правилам обработки нормальных регулярных выражений (см. руководство man ed).

Если выражения начинаются или оканчиваются слэшем (/), то пометка будет ставиться на каталоги, а не на файлы. "Горячей" клавишей для операции отметки группы файлов является клавиша <+> на цифровой клавиатуре.

Операция "Снять отметку" ("горячая" клавиша - <-> или <\> - обратный слэш) является обратной по отношению к операции отметки группы файлов и использует те же правила формирования шаблонов. Используется для снятия отметки с группы файлов.

Операция "Инвертировать отметку" (<*>) используется для того, чтобы снять отметки со всех помеченных файлов текущего каталога, одновременно отметив все файлы, которые не были помечены.

Если текущий каталог содержит много файлов (так что все они не умещаются на панели), то прежде чем отметить файл, его нужно еще отыскать. В таких случаях удобно пользоваться комбинациями клавиш +[S] и +[S].

После нажатия одной из этих комбинаций инициируется режим поиска имен файлов в текущей директории по первым символам имени. В этом режиме вводимые символы отображаются не в командной строке, а в строке поиска. После выбора и отметки файлов для обработки достаточно нажать одну из функциональных клавиш, чтобы выполнить нужную операцию с файлами, например, скопировать файлы, переместить или удалить.

Особенно удобно в сравнении с работой из командной строки осуществлять с помощью Midnight Commander просмотр или редактирование файлов, поскольку в Midnight Commander имеются встроенные программы для этих целей. Не обязательно использовать функциональные клавиши для вызова ассоциированных с ними команд. Любую из этих команд можно выполнить через меню Файл.

Кроме команд, ассоциированных с функциональными клавишами, меню Файл содержит еще следующие команды (в скобках указаны соответствующие "горячие" клавиши). * Права доступа (+,). Позволяет изменить права доступа к выделенному или помеченным файлам. * Владелец/группа (+,).

Позволяет выполнить команду chown. * Права (расширенные). Позволяет изменить права доступа и владения файлом. * Жесткая ссылка (+,). Создает жесткую ссылку на текущий файл. * Символическая ссылка (+,[S]). Создает символическую ссылку на текущий файл. О ссылках мы подробно говорили в разд. 4.4.

Программа Midnight Commander указывает символические ссылки, выводя знак "@" перед именем такой ссылки (кроме ссылок на подкаталоги, которые обозначаются знаком тильды "~"). Если на экран выводится строка мини-статуса (опция "Показывать мини-статус" включена), то в ней отображается имя того файла, на который указывает ссылка. * Быстрая смена каталога (+).

Используйте эту команду, если вы знаете полный путь к каталогу, в который хотите перейти (который хотите сделать текущим). * Просмотр вывода команды (+). По этой команде на экране появляется строка ввода, в которой вы можете ввести любую команду с параметрами (по умолчанию предлагается использовать в качестве параметра имя подсвеченного файла). Вывод этой команды будет отображаться на экране через встроенную программу просмотра.

Как видите, меню Файл содержит все наиболее употребительные команды, которые нужны нам для обычных операций обработки файлов текущего каталога. Отображение списка файлов Отображение списка файлов в любой из панелей может производиться в соответствии с одним из восьми порядков сортировки:

  • по имени;
  • по расширению;
  • по размеру файла;
  • по времени модификации;
  • по времени последнего обращения к файлу;
  • по номеру узла (inode);
  • без сортировки.

Порядок сортировки вы можете задать, выбрав в меню соответствующей панели команду Порядок сортировки....

При этом появляется диалоговое окно (рис. 6.2), в котором кроме желаемого порядка сортировки можно указать, что сортировка производится в обратном порядке (поставив с помощью клавиши пробела отметку в скобках возле слова Обратный (Reverse)) и с учетом регистра символов. Рис. 6.2. Диалоговое окно задание порядка сортировки По умолчанию подкаталоги отображаются в начале списка, но это можно изменить, проставив отметку возле опции "Смешивать файлы/каталоги" ("Mix all files") команды Конфигурация меню Настройки. Можно выводить в панель не все списки файлов данного каталога, а только соответствующие определенному шаблону.

Команда Фильтр в меню любой панели позволяет задать шаблон, которому должны соответствовать имена файлов, отображаемых в панели (например, "*.tar.gz").

Имена подкаталогов и ссылки на подкаталоги отображаются всегда, независимо от шаблона. В меню каждой из панелей имеется команда Перечитать (аналог которого в других программах обычно называется "Обновить"). Команда Перечитать (горячие клавиши +) обновляет список файлов, отображаемый в панели. Это бывает полезно в тех случаях, когда другие процессы создают или удаляют файлы.

Маски файлов для операций копирования/переименования При выполнении операций копирования и перемещения (или переименования) файлов вы имеете возможность изменить имена копируемых или перемещаемых файлов.

Для этого вы должны задать маску для имен файлов-источников и маску для имен файлов, которые будут созданы (файлы-приемники). Обычно эта вторая маска представляет собой несколько символов замены (wildcards) в конце строки, определяющей место назначение создаваемых файлов. Задание масок осуществляется в строках ввода, отображаемых в окне, появляющемся после обращения к командам копирования / переноса (рис. 6.6).

Все файлы, удовлетворяющие маске источника, будут переименованы (скопированы или перемещены с новыми именами) в соответствии с маской файла-приемника.

Если имеются помеченные файлы, то копируются (перемещаются) только помеченные файлы, удовлетворяющие заданной маске для файлов-источников. Рис. 6.6. Диалоговое окно для переименования файлов Есть еще несколько опций, которые влияют на выполнение операций копирования/перемещения файлов, и которые устанавливаются в том же окне запроса, где задаются маски имен файлов, либо через команду меню Настройки | Конфигурация.

Опция Разименовывать ссылки (Follow links) определяет, будут ли при копировании жестких или символических ссылок в каталоге-приемнике (и рекурсивно в подкаталогах) создаваться такие же ссылки, или будут копироваться файлы (и подкаталоги), на которые эти ссылки указывают.

Опция Внутрь каталога, если есть (Dive into subdirs) определяет, что делать, если в каталоге-приемнике уже существует подкаталог, имя которого совпадает с именем файла (каталога), который копируется (источника). По умолчанию (опция отключена) содержимое каталога-источника копируется в каталог-приемник.

Если опция включена, то в каталоге приемнике будет создан новый подкаталог с тем же именем, в который и будет осуществляться копирование. Лучше показать это на примере. Пусть вы хотите скопировать содержимое каталога one в каталог /two/one, который уже существует.

Обычно (опция отключена) mc будет просто копировать все файлы из one в /two/one. Если опцию включить, копирование файлов будет производиться в /two/one/one. Опция Сохранять атрибуты (Preserve attributes) определяет, будут ли при копировании/перемещении сохранены атрибуты исходного файла: права доступа, временные метки и, если вы root, UID и GID исходного файла.

Если опция отключена, атрибуты будут установлены в соответствии с текущим значением umask. На процедуры копирования и перемещения файлов оказывает также влияние установка опции Образцы в стиле shell в меню Настройки / Конфигурация. Когда эта опция включена, вы можете использовать символы замены (wildcards) "*" и "?" в маске источника. Они обрабатываются аналогично тому, как это делается в shell. В маске приемника разрешается использовать только "*" и "\<цифра>".

Первый символ "*" в маске приемника соответствует первой группе символов замены в маске источника, второй символ "*" соответствует второй группе и т. д. Аналогично, символ замены "\1" соответствует первой группе символов замены в маске источника, символ "\2" - второй группе и т. д. Символ "\0" соответствует целому имени файла-источника. Приведем пару примеров. Пример 1. Если маска источника "*.tar.gz", а маска приемника - "/two/*.tgz", и имя копируемого файла - "foo.tar.gz", копия будет называться "foo.tgz" и будет находиться в каталоге "/two".

Пример 2. Предположим, вы хотите поменять местами имя и расширение файла, так чтобы "file.c" стал файлом "c.file". Маска источника для этого должна иметь вид "*.*", а маска приемника - "\2.\1". Когда опция Образцы в стиле shell ("Use shell patterns”) выключена, mc не осуществляет автоматической группировки.

Для указания групп символов в маске источника, которые будут соответствовать символам замены в маске приемника, вы должны в этом случае использовать скобки "\(...\)". Этот способ более гибкий, но требует больше усилий при вводе. Снова приведем два примера

Пример 3. Если маска источника имеет вид "^\(.*\)\.tar\.gz$", копирование производится в "/two/*.tgz" и копируется файл "foo.tar.gz", то результатом будет "/two/foo.tgz". Пример 4. Предположим, что вы хотите поменять местами имя файла и его расширение, так чтобы имена вида "file.c" приняли вид "c.file". Маска источника для этого - "^\(.*\)\.\(.*\)$", а маска приемника - "\2.\1". При выполнении операций копирования/перемещения вы можете также преобразовать регистр символов в именах файлов. Если вы используете "\u" или "\l" в маске приемника, то следующий символ имени будет образован в верхнем (заглавные символы) или нижнем (строчные) регистре соответственно.

Если использовать в маске приемника "\U" или "\L", то к соответствующему регистру будут преобразованы все последующие символы, вплоть до следующего вхождения "\L" или "\U", или же до конца имени файла. Применение "\u" и "\l" обеспечивает более широкие возможности, чем "\U" и "\L". Например, если маска источника есть "*" (опция Образцы в стиле shell включена) или "^\(.*\)$" (опция Образцы в стиле shell выключена), а маска приемника есть "\L\u*", имена файлов будут преобразованы таким образом, что первые буквы имени будут заглавными, а все остальные - строчными. Символ "\" в масках используется для отмены специальной интерпретации отдельных символов. Например, "\\" означает просто обратный слэш (как литерал) и "\*" означает просто звездочку (asterisk). Меню Команды Выпадающее подменю Команды главного меню позволяет выполнить еще ряд операций по управлению файловой системой, а также выполнить некоторые команды, изменяющие вид панелей Midnight Commander и отображаемую в панели информацию.

При обращении к команде меню Дерево каталогов выводится окно, отображающее структуру каталогов файловой системы. Дерево каталогов может быть вызвано двумя способами: через команду Дерево каталогов из меню Команды и команду Дерево из меню правой или левой панелей. Существует два режима отображения дерева каталогов. В статическом режиме перемещения для выбора каталога (т. е. перемещения подсветки на имя другого каталога) используются только клавишы и . Показываются все известные программе на данный момент подкаталоги. В динамическом режиме клавиши и используются для перехода на соседний каталог того же уровня.

Для перехода в родительский каталог используется клавиша , а по клавише происходит переход к потомкам текущего каталога, т. е. на один уровень ниже. При этом отображаются только вышележащие каталоги (включая родительский и выше), соседние каталоги того же уровня и непосредственные потомки. Вид дерева каталогов динамически изменяется после каждого перемещения по дереву.

Для управления просмотром дерева каталогов могут использоваться следующие комбинации клавиш: · Работают все клавиши управления перемещением (см. табл. 6.1). · . В окне просмотра дерева каталогов нажатие этой клавиши вызывает выход из режима просмотра и отображение списка файлов выбранного каталога в активной панели. При отображении дерева каталогов в одной из панелей при нажатии клавиши соответствующий каталог отображается во второй панели, а на текущей панели остается дерево. ·

Используется в тех случаях, когда дерево каталогов не соответствует реальной структуре: некоторые подкаталоги не показаны или показаны более не существующие. ·

. Удалить текущий каталог из дерева. Эта команда используется только для удаления ошибочно отображаемых ветвей дерева. Если вы попытаетесь удалить существующий каталог, будет выдано сообщение об ошибке. Именно поэтому в строке, поясняющей назначение функциональных клавиш клавиша

обозначена словом Забыть. ·

(Static/Dynamic). Переключение между статическим (применяемым по умолчанию) и динамическим режимами перемещения по дереву. ·

. Копировать подкаталог (появляется строка ввода, в которой надо указать, куда копировать). ·

. Переместить подкаталог. ·

. Создать подкаталог в текущем каталоге.

· . Удалить подсвеченный каталог из файловой системы.

· +[S] или +[S]. Найти следующий каталог, соответствующий заданному шаблону поиска. Если такого каталога не существует, происходит просто смещение подсветки на одну строку вниз.

· + или . Удаляет последний символ в строке (шаблоне) поиска.

· <Любой другой символ>. Этот символ добавляется в шаблон поиска и производится перемещение на имя следующего каталога, удовлетворяющее шаблону. В режиме просмотра дерева каталогов вначале необходимо активизировать режим поиска клавишами

+[S]. Шаблон поиска будет отображаться в строке мини-статуса. Следующие действия возможны только в окне просмотра дерева каталогов и не поддерживаются при просмотре дерева в одной из панелей ·

(Help). Вызов подсказки с отображением раздела помощи об окне дерева каталогов.

· или . Выход из окна дерева каталогов. Смены текущего каталога не происходит. В окне просмотра дерева каталогов поддерживается мышка. Двойной щелчок аналогичен нажатию клавиши

. Команда Поиск файла (горячие клавиши + или ,) выпадающего меню Команда позволяет вам найти на диске файл с заданным именем. После выбора этой команды меню вначале запрашивается имя искомого файла и имя каталога, с которого необходимо начинать поиск. Нажав экранную кнопку Дерево, вы можете выбрать начальный каталог поиска из дерева каталогов.

В поле Содержание (Contents) можно задать регулярное выражение по правилам команды egrep. Это значит, что перед символами, имеющими специальное значение для egrep, необходимо вставить символ "\", например, если вам нужно найти строку "strcmp (", вы должны указать шаблон поиска в виде "strcmp \(". Для того, чтобы начать поиск, нажмите экранную кнопку Дальше. Во время поиска его можно приостановить кнопкой Остановить и продолжить по кнопке Продолжить.

Список найденных файлов можно просматривать, перемещаясь с помощью клавиш <Стрелка вверх> и <Стрелка вниз>. Кнопка Перейти используется для перехода в каталог, в котором находится подсвеченный файл. Кнопка Повтор служит для задания параметров нового поиска.

Кнопка Выход служит для выхода из режима поиска. Нажатие на кнопку Панелизация приведет к тому, что результаты поиска будут отображены на текущую активную панель, так что вы можете производить с выбранными файлами еще какие-то действия (просматривать, копировать, перемещать, удалять и так далее).

После вывода на панель можно нажать + для возврата к обычному списку файлов. Кроме того, имеется возможность задать список каталогов, которые команда Поиск файла будет пропускать в ходе поиска (например, вы знаете, что искомого файла нет на CD-ROM или не хотите искать в каталогах, подключенных через NFS по очень медленному каналу).

Каталоги, которые надо пропустить, должны быть указаны в переменной find_ignore_dirs в секции Misc Вашего файла ~/.mc/ini. Имена каталогов разделяются двоеточиями, следующим образом: find_ignore_dirs=/cdrom:/nfs/wuarchive:/afs Вы можете использовать перенаправление вывода на панель (см. ниже Критерий панелизации) для выполнения некоторых усложненных последовательностей действий, в то время как Поиск файла позволяет выполнять только простые запросы. Команда Переставить панели (+[U]) меняет местами содержимое правой и левой панелей.

По команде Отключить панели (+) показывается вывод последней из выполнявшихся команд shell. Эта команда работает только через xterm и на консоли Linux. По команде Сравнить каталоги (, ) сравнивается содержимое каталогов, отображаемых на левой и правой панелях. Существует три метода сравнения. При быстром методе сравниваются только размер и дата создания файлов с одинаковыми именами.

В результате в обоих каталогах будут подсвечены файлы, отсутствующие во втором каталоге, или более новые версии соответствующих файлов.

После этого вы можете воспользоваться командой Копировать () для того, чтобы сделать содержимое каталогов одинаковым.

При побайтном методе сравнивается содержимое файлов (побайтно). Этот метод недоступен, если машина не поддерживает системный вызов mmap(2).

При сравнении по размеру сравниваются только размеры соответствующих файлов, а дата создания не проверяется. Команда меню Критерий панелизации (который правильнее было бы назвать "Перенаправление вывода на панель") позволяет вам выполнить внешнюю программу, сделав ее вывод содержимым текущей активной панели (характерный пример - панелизация вывода команды find). Например, если вы хотите выполнить какое-то действие над всеми символическими ссылками текущего каталога, вы можете использовать команду Критерий панелизации для запуска следующей команды: $ find . -type l -print После выполнения этой команды в текущей панели будет отображено не содержимое соответствующего каталога, а только все символические ссылки, в нем расположенные. Если вы захотите, то можете сохранить часто используемые команды панелизации под отдельными информативными именами, чтобы иметь возможность их быстро вызвать по этим именам.

Для этого нужно набрать команду в строке ввода (строка "Команда") и нажать кнопку Добавить. После этого вам потребуется ввести имя, по которому вы будете вызывать команду. В следующий раз вам достаточно будет выбрать нужное имя из списка, а не вводить всю команду заново.

Команда меню История команд выводит окно со списком ранее выполнявшихся команд. Подсвеченную строку из истории можно скопировать в командную строку оболочки (перемещение подсветки - клавишами <Стрелка вверх> и <Стрелка вниз>, копирование - по клавише ). Доступ к истории команд можно получить также по комбинациям клавиш +

Или +, однако в этом случае вы не видите окна с перечнем команд. Вместо этого в командную строку выводится одна команда из списка и по комбинации +

Происходит смена этой команды на предыдущую, а по + - на следующую команду из истории команд.

Команда меню Справочник каталогов (+<\>) позволяет создать список каталогов, которые часто используются, и обеспечить быстрый переход к нужному каталогу из этого списка. Для этого создается список меток (условных имен), присвоенных наиболее часто используемым каталогам.

Этот список можно использовать для быстрого перехода в нужный каталог. Пользуясь диалоговым окном справочника каталогов, вы можете добавить новую метку в список или удалить ранее созданную пару метка/каталог. Для добавления метки можно также использовать комбинацию клавиш (+, ), по которой текущий каталог добавляется в справочник каталогов. Программа выдаст запрос на ввод метки для этого каталога. Команда меню Фоновые задания позволяет вам управлять фоновыми заданиями, запущенными из Midnight Commander (такими заданиями могут быть только операции копирования и перемещения файлов).

Используя эту команду меню или "горячие" клавиши +, , вы можете остановить, возобновить или снять любое из фоновых заданий. После выбора команды меню Файл расширений вы получаете возможность редактировать файл mc.ext, в котором можете связать с определенным расширением файла (окончанием имени после последней точки) программу, которая будет запускаться для обработки (просмотра, редактирования или выполнения) файла с таким расширением.

Запуск выбранной программы будет осуществляться после установки подсветки на имя файла и нажатия клавиши . Команда Файл меню используется для редактирования пользовательского меню (которое появляется после нажатия клавиши ).

Настройка программы Midnight Commander Программа Midnight Commander имеет ряд установок (опций), каждая из которых может быть включена или выключена, для чего служат несколько диалоговых окон, доступных через меню Настройки. Опция включена, если поставлена (с помощью клавиши пробела) звездочка или знак "x" в скобках перед названием опции. Рассмотрим последовательно команды меню Настройки, через которое включаются / отключаются эти опции. Команда Конфигурация.

При выборе этой команды меню появляется диалоговое окно, изображенное на рис. 6.7. Параметры конфигурации, задаваемые в этом окне, делятся на три группы: "Настройки панелей", "Пауза после исполнения" и "Прочие настройки". В поле "Настройки панелей" вы задаете значения следующих параметров. ·

Показывать резервные файлы. По умолчанию программа Midnight Commander не показывает файлы, имена которых заканчиваются на "~" (подобно опции -B команды ls). · Показывать скрытые файлы. По умолчанию Midnight Commander показывает все файлы, в том числе файлы, имена которых начинаются точкой (как ls -a). Рис. 6.7. Окно настроек параметров конфигурации · Отметка перемещает курсор.

Когда вы отмечаете файл (клавишами + или ), то по умолчанию подсветка на имени файла смещается на одну строку вниз. · Выпадение меню при вызове. Если эта опция включена, то при вызове главного меню нажатием клавиши

, будет сразу отображаться перечень команд меню (выпадающее меню). В противном случае активизируются только команды главного меню и вы должны (после выбора одного из них клавишами стрелок) нажать клавишу , либо выбрать нужную команду по первой букве названия, и только после этого получите возможность выбрать команду выпадающего меню. · Смешивать файлы/каталоги. Если эта опция включена, имена файлов и каталогов отображаются вперемежку. Если опция отключена, каталоги (и ссылки на каталоги) показываются в начале списка, а имена файлов - после имен всех каталогов. · Быстрая загрузка каталога. По умолчанию эта опция выключена.

Если вы активизируете ее, Midnight Commander будет использовать для вывода содержимого каталога следующий трюк: содержимое каталога перечитывается только в том случае, если изменилась запись в i-node каталога, т. е. если в каталоге создавались или удалялись файлы; если изменялись только записи в i-node файлов каталога (изменялся размер файла, режим доступа или владелец и т.п.) содержимое панели не обновляется. В этом случае (если опция включена) вы должны обновлять список файлов вручную (клавишами +).

Поле Пауза после исполнения. После выполнения Вашей команды Midnight Commander может обеспечить паузу, чтобы вы могли просмотреть и изучить вывод команды. Есть три варианта установки этой опции. · Никогда. Это значит, что вы не хотите видеть вывод команды. На консоли Linux или при использовании xterm вы можете просмотреть этот вывод, нажав +. · На "тупых" терминалах.

Пауза будет создаваться на терминалах, которые не способны обеспечить показ вывода последней из выполнявшихся команд (это любые терминалы, отличные от xterm или Linux-консоли). · Всегда. Программа обеспечит паузу после выполнения любой команды. В поле Прочие настройки вы задаете значения следующих параметров: · Детали операций (Verbose operation). Этот переключатель определяет, будет ли при выполнении операций копирования, перемещения и удаления выводится дополнительное окно, отображающее ход выполнения операции. Если у вас медленный терминал, вы можете отключить этот вывод. Он отключается автоматически, если скорость Вашего терминала меньше 9600 bps. ·

Подсчитывать общий размер (Compute totals). Если эта опция включена, Midnight Commander перед выполнением операций копирования, перемещения и удаления подсчитывает общее число обрабатываемых файлов и их суммарный размер и показывает ход выполнения операции над этими файлами в виде диаграммы-полоски (правда, это слегка замедляет выполнение операций). Эта опция не работает, если отключена опция "Детали операций". ·

Образцы в стиле shell (Shell Patterns). По умолчанию команды отметки группы файлов (Select), снятия отметки (Unselect) и вывода списка файлов по фильтру (Filter) используют регулярные выражения, которые строятся по правилам, действующим в оболочке. Для того, чтобы достичь такого эффекта, выполняются следующие преобразования: "*" заменяется на ".*" (ноль или больше символов); "?" заменяется на "." (в точности один символ) и "." заменяется на обычную точку (literal dot). Если опция отключена, то регулярные выражения должны строиться так, как описано в man 1 ed. · Автосохранение настроек. Если эта опция включена, то при выходе из программы Midnight Commander значения всех настраиваемых параметров сохраняются в файле ~/.mc/ini. · Автоматические меню. Если эта опция включена, пользовательское меню будет автоматически вызываться на экран при запуске программы. Это бывает полезно, если на компьютере работают неопытные пользователи (операторы), которые должны выполнять только стандартные операции. ·

Встроенный редактор. Если эта опция включена, то для редактирования файлов вызывается встроенный редактор. Если опция выключена, то будет использоваться редактор, указанный в переменной окружения EDITOR. Если такой редактор не задан, будет вызываться vi. · Встроенный просмотр. Если эта опция включена, для просмотра файлов вызывается встроенная программа просмотра. Если опция выключена, вызывается программа, указанная в переменной окружения PAGER. Если такая программа не задана, используется команда view. ·

Дополнение: показывать все. В процессе ввода команд Midnight Commander может выполнять "Завершение ввода" при нажатии на клавиши +, пытаясь угадать окончание вводимой команды. По умолчанию при первом нажатии + он ищет все возможные варианты завершения и, если завершения неоднозначны (имеется много разных вариантов), то только издает звуковой сигнал. При втором нажатии + отображаются все возможные завершения. Если вы хотите видеть все возможные варианты завершения после первого нажатия +, включите эту опцию. · Вращающийся индикатор. Если эта опция включена, Midnight Commander отображает в верхнем правом углу вращающуюся черточку, как индикатор того, что выполняется какое-то задание (операция). · Навигация в стиле lynx. Если эта опция включена, вы имеете возможность использовать клавиши для перехода в подсвеченный в данный момент каталог и для перехода в родительский по отношению к текущему каталог (при условии, что командная строка пуста). По умолчанию опция отключена. · Расширенная команда chown. Если эта опция включена, то при обращении к командам chmod или chown вместо них будет вызываться Расширенная команда chown. ·

Смена каталога по ссылкам. Установка этой опции приводит к тому, что Midnight Commander будет следовать логической цепочке подкаталогов при выполнении команд смены каталога как в панели, так и по команде cd. Так же ведет себя по умолчанию bash. Если же опция не включена, Midnight Commander будет при выполнении команды cd следовать реальной структуре каталогов, так что если вы вошли в текущий каталог по ссылке на него, то по команде cd .. вы окажетесь в его родительском каталоге, а не в той директории, где расположена ссылка. · Безопасное удаление. Если эта опция включена, непреднамеренно удалить файл будет сложнее.

В диалоговом окне подтверждения удаления предлагаемая по умолчанию кнопка изменяется с "Да" на "Нет" и операция удаления непустого каталога должна будет подтверждаться путем выбора кнопки "Да". По умолчанию эта опция отключена. Диалоговое окно Внешний вид дает вам возможность изменить некоторые параметры отображения главного окна программы Midnight Commander .

Используя команду меню Подтверждения, вы можете сделать так, чтобы перед выполнением операций удаления, перезаписи и запуска файла на выполнение, а также перед выходом из программы mc, выдавался дополнительный запрос на подтверждение (либо отменить такие запросы, что несколько рискованно). Команда Распознавание клавиш… (Learn keys…) вызывает диалоговое окно, в котором вы можете протестировать работу некоторых клавиш ( - , , ), которые работают не на всех типах терминалов.

В диалоговом окне появляется таблица с названиями клавиш, которые подлежат тестированию. Вы можете перемещать подсветку по названиям, используя клавишу или клавиши, применяемые в редакторе vi ( - влево, - вниз, -вверх, - вправо). Если один раз нажать на клавиши со стрелками, после чего возле их названий в таблице появится пометка OK, то их тоже можно будет использовать для управления перемещением.

Команда Виртуальные ФС вызывает диалоговое окно, в котором вы можете задать значения некоторых параметров, связанных с использованием виртуальных файловых систем. Команда Сохранить настройки обеспечивает сохранение выбранных значений параметров в ini-файле программы. Я надеюсь, что приведенный в этом разделе материал позволит вам начать работать с программой Midnight Commander. Но возможности этой программы гораздо шире, чем это описано в настоящем разделе. В гл. 12 вы еще прочитаете о встроенном редакторе CoolEdit программы Midnight Commander.

Кроме того, можно воспользоваться встроенной подсказкой, вызываемой по клавише .

Перевод файла подсказки на русский язык (в виде bzip2-архива) вы можете найти на сайте http://linux-ve.chat.ru. Разархивируйте его, поместите в каталог /usr/lib/mc, заменив расположенный там файл mc.hlp, и вы будете при нажатии клавиши получать подсказку на русском языке. Получение помощи При работе с программой Midnight Commander практически в любой момент можно обратиться к интерактивной подсказке, вызов которой осуществляется нажатием клавиши . Подсказка организована как гипертекст, т. е. в ее тексте встречаются гипертекстовые ссылки на другие ее разделы. Такие ссылки выделены голубым фоном.

Для перемещения в окне просмотра подсказки вы можете использовать клавиши перемещения курсора (стрелки) или мышь. Кроме общих комбинаций управления перемещением, приведенных в табл. 6.1, программа просмотра помощи воспринимает также комбинации, используемые в подпрограмме просмотра файлов: Таблица 6.2. Управление перемещением при просмотре файлов Клавиша Выполняемое действие < B > или +< B > или +< H > или или Перемещение на одну страницу назад <Пробел> Перемещение на одну страницу вперед < U > (< D >) Перемещение на половину страницы назад (вперед) < G > (+) Перемещение к началу (к концу) Кроме уже перечисленных комбинаций клавиш могут быть использованы еще некоторые, работающие только при просмотре подсказки (они приведены в табл. 6.3). Таблица 6.3. Управление перемещением при просмотре подсказки.

Клавиша Выполняемое действие Переход на следующую ссылку + Переход на предыдущую ссылку <Стрелка вниз> Переход на следующую ссылку или смещение текста на одну строку вверх <Стрелка вверх> Переход на следующую ссылку или смещение текста на одну строку вниз <Стрелка вправо> или Переход по текущей ссылке <Стрелка влево> или < L > Возврат к ранее просмотренным разделам подсказки Помощь по использованию самой подсказки Переход к следующему разделу помощи

Переход к предыдущему разделу помощи Переход к оглавлению подсказки , Выход из окна просмотра подсказки Вы можете использовать клавишу пробела для перехода к следующей странице подсказки и клавишу < B > для перехода к предыдущей странице. Программа запоминает последовательность переходов по ссылкам и позволяет вернуться к ранее просмотренным разделам, воспользовавшись клавишей < L >.

При использовании современных операционных систем с графическим интерфейсом все операции, производимые с файлами и каталогами (папками), должны быть «интуитивно понятны», однако всё же требуют некоторого пояснения.

Перечислим основные операции с файлами и каталогами:

■ создание файлов и каталогов;

■ удаление файлов и каталогов;

■ копирование файлов и каталогов;

■ перемещение файлов и каталогов;

■ смена текущего каталога;

■ переименование файлов и каталогов;

■ создание ярлыков - ссылок на файлы и каталоги.

Основной средой управления этими операциями в операционных системах с графическим интерфейсом пользователя являются:

■ рабочий стол;

■ программа, отображающая файлы на компьютере, т. е. Explorer (Проводник) в Windows (рис. 8.22) и Konqueror в Linux (рис. 8.23).

Способы управления файлами в графических средах как Windows, так и Linux почти идентичны. Поэтому мы можем говорить об обеих системах сразу.

Создание нового файла или каталога. Перейдите в нужную папку и щёлкните в ней правой кнопкой мыши, после чего выберите из контекстного меню пункт New (Создать). Далее следует выбрать пункт Folder (Папка) для создания нового каталога или же один из доступных типов файла для создания файла. Например, если необходимо создать текстовый файл, из этого меню следует выбрать пункт Text Document (Текстовый документ).

Впрочем, выбор этого пункта можно также использовать при создании файлов неизвестного типа или типа, который не отображён в данном меню. Ведь при создании пустого текстового документа возникает файл, который не содержит ничего и который впоследствии можно наполнить любым содержимым.

Итак, значок нового каталога или файла появится в окне Проводника (Konquerora), после чего ему можно дать любое имя. Закончив ввод имени, нажмите Enter.

Удаление файлов и каталогов в современных операционных системах производится через Корзину. При этом файл не выбрасывается из файловой системы окончательно, а лишь переносится в «мусорную
корзину», откуда его по желанию можно восстановить. Содержимое Корзины можно просмотреть и вернуть случайно выброшенные нужные файлы. Файлы, выброшенные в Корзину, продолжают занимать место на жёстком диске компьютера, так как Корзина - это специальная системная папка, в которую «выбрасываемые» файлы и перемещаются.

Для удаления файла (перемещения его в корзину) выберите в Проводнике удаляемый файл и нажмите клавишу Delete. Можно также щёлкнуть правой кнопкой мыши и выбрать соответствующую команду из контекстного меню. Можно удалить сразу несколько файлов, выделив их. Чтобы выделить несколько файлов, щёлкните на каждом из них по очереди, удерживая клавишу Ctrl. Если удерживать клавишу Ctrl и щёлкнуть мышью на уже выделенном файле, то он будет исключён из выделения.

Рве. 8.2S Программа Konqueror в Linux
Для выделения файлов можно также использовать клавишу Shift. Чтобы выделить сразу несколько файлов, которые стоят друг за другом в Проводнике, щёлкните мышью сначала на первом файле, а затем, удерживая клавишу Shift, на последнем, или наоборот.

Эти методы выделения группы файлов можно использовать при выполнении и других операций, например копирования или перемещения.

Если вы совершенно уверены в том, что удаляемый файл больше не потребуется, можно удалить его сразу, не помещая в Корзину. Для этого, выделив его, нажмите сочетание Shift-Delete. В Konqueror для этого также имеется соответствующий пункт контекстного меню.

Кроме того, если в Konqueror нажать сочетание Ctrl-Shift-Delete, то выделенный файл или группа файлов будут не только удалены из файловой системы, но и физически «затёрты», чтобы полностью исключить возможность даже частичного восстановления. Правда, эта функция работает, если вы от неё не отказались при установке системы Linux. В Windows аналогичной функции нет.

Неподготовленному пользователю рекомендуется всегда удалять файлы в Корзину - «мало ли что». Однако удалённые таким образом файлы занимают всё то же место на жёстком диске. Поэтому Корзину время от времени нужно очищать, как мы очищаем время от времени мусорное ведро в квартире. Для этого щёлкните правой кнопкой мыши по значку Корзины на рабочем столе и выберите из контекстного меню пункт Empty Recycle Bin (Очистить Корзину). После этого все файлы будут удалены из Корзины уже без возможности восстановить их обычными методами.

Копирование и перемещение файлов и каталогов, а также создание ярлыков. Для этого используется буфер обмена. Выполните следующие действия:

■ открыв нужную папку, выделите нужные файлы и нажмите Ctrl-C или выберите в меню Edit (Правка) пункт Сору (Копировать);

■ открыв папку, в которую будут копироваться файлы (папка назначения), нажмите Ctrl-V или выберите в меню Edit (Правка) пункт Paste (Вставить) - файлы будут скопированы;

■ если в предыдущем пункте выбрать из меню Edit (Правка) пункт Paste Shortcut, то вместо копирования файла в папке назначения будет создан ярлык, то есть ссылка на этот файл;

■ для перемещения файлов выделите их и нажмите Ctrl-X или выберите в меню Edit (Правка) пункт Cut (Вырезать);

■ откройте папку назначения и нажмите Ctrl-V или выберите в меню Edit пункт Paste. Файлы будут перемещены в папку назначения.

Можно также использовать метод Drag-and-Drop, т. е. перетаскивание файлов мышью при нажатой левой кнопке. При этом нужно иметь в виду следующее:

■ перетаскивать файлы можно как в открытые окна папок, так и просто на значок папки, возможно, находящийся в том же окне Проводника, или на значок диска (в Windows);

■ в Windows, если папка назначения файлов находится на том же разделе (диске), что и исходная, то при перетаскивании файлы будут перемещены;

■ в Windows, если папка назначения находится на другом разделе (диске), нежели исходная, то при перетаскивании файлы будут скопированы; в Windows при перетаскивании файлов, имеющих расширение исполняемых (ехе), на них будут созданы ярлыки;

■ чтобы скопировать файлы, при их перетаскивании удерживайте клавишу Ctrl;

■ чтобы переместить файлы, при их перетаскивании удерживайте клавишу Shift;

■ в Windows, если перетаскивать файлы не левой, а правой кнопкой мыши, то при её отпускании появится контекстное меню, в котором можно выбрать, что делать с «перетащенными» файлами: скопировать их, переместить или создать ярлыки. В Linux такое меню появляется и при перетаскивании левой кнопкой мыши.

Смена текущего каталога. В левой части Проводника (Konquerora) выберите из дерева папок нужный каталог и щёлкните на нём мышью. При этом в правой части окна отобразится содержимое выбранного каталога (папки). Кроме того, можно ввести путь к нужной папке в адресной строке в верхней части окна Проводника, подобно тому, как вводят адреса Интернета (об этом см. в гл.9).

Переименования файлов. Щёлкните на нужном файле правой кнопкой мыши и выберите из контекстного меню пункт Rename (Переименовать). Можно также выделить нужный файл, щёлкнув на нём мышью, и нажать клавишу F2. При этом откроется поле ввода, куда можно ввести новое имя файла. По окончании ввода нажмите клавишу Enter.

Разумеется, всё, что описано выше, касается стандартных графических средств управления файлами в Windows и Linux - Explorer и Konqueror. На самом деле возможности этих программ гораздо шире.

Кроме того, можно пользоваться командами, вводя их в командной строке. Некоторые основные команды Windows (DOS) и Linux были приведены выше.

Для того чтобы в системе Windows XP воспользоваться командной строкой, выберите из меню Start (Пуск) -> All Programs (Все программы) ■> Accessories (Стандартные) ■> Command Prompt (Командная строка). Откроется окно терминала командной строки (рис. 8.24).

В системе Linux для этого нужно открыть окно терминала, выбрав из стартового меню пункт Системные ■> Терминал или перейдя на одну из текстовых консолей с помощью сочетания клавиш Ctrl-Alt-Fl, Ctrl-Alt-F2 и т. д. Для возвращения в графическую среду следует нажать сочетание Ctrl-Alt-F7.
Рис. 8.24 Командная строка в Windows XP




Пользователю современной операционной системы от Microsoft для управления своим ПК может понадобиться узнать, как осуществить администрирование Windows.

Для этого в ОС предусмотрено немало различных инструментов, обеспечивающих управление компьютером как с помощью клавиатуры и мыши, .

Большинству обычных пользователей, включающих компьютер для запуска игры или входа в Интернет, нет необходимости разбираться в особенностях администрирования.

Но, если пользоваться этими, уже встроенными в систему, функциями, можно заметно облегчить себе жизнь при выполнении на ПК любой задачи.

Вход в меню управления компьютером

Для запуска основных инструментов администрирования следует открыть вкладку управления. Это можно сделать двумя способами:

  • Войти в меню «Пуск» и, кликнув правой кнопкой на пункте «Компьютер», выбрать «управление»;
  • Нажав на клавиши «Win» и «R», открыв окно выполнения команд и введя compmgmtlauncher. После первого запуска команда сохранится, и её можно уже не набирать каждый раз, а выбирать из выпадающего списка.

После этого открывается окно управления системой, где представлены все основные инструменты, которые позволят полностью настроить её для своих нужд.

Эти же программы и службы можно запускать и отдельно (для чего существуют специальные команды) или через пункт «Администрирование».

Также он будет полезен при удалении следов каких-либо приложений (в том числе и вирусов, хотя не обязательно).

Запустить редактор можно, открыв окно выполнения (Win+R) и введя команду regedit.

При его редактировании следует помнить, что изменять стоит только те пункты, в назначении которых пользователь уверен.

Иначе можно нарушить работу компьютера и даже привести к необходимости переустановки программ, драйверов или всей операционной системы.

Редактор локальных пользователей и групп

Возможность редактирования как отдельных пользователей ПК, так и их групп предоставлена не для всех версий Windows – только для профессиональных.

Зато с её помощью можно настроить и систему, и возможности доступа к ней различных людей, позволяя им пользоваться одними программами, и запрещая запускать другие.

Службы

Вкладка служб открывает доступ к списку. Здесь представлены все имеющиеся в операционной системе службы, включая запущенные или отключенные.

Часть из них работает автоматически, и без особой необходимости в работу этих процессов вмешиваться не стоит.

Однако есть службы, которыми управляют вручную – это может быть, например, программа или утилита её обновления.

Управление дисками компьютера

Управлять дисками компьютера может понадобиться не только опытному пользователю.

Иногда некоторые из дисков (особенно при использовании на компьютере нескольких винчестеров или устаревших файловых систем типа FAT32) после переустановки системы становятся невидимыми.

И для их поиска придётся зайти в это меню управления.

С помощью утилиты управления дисками можно включать и отключать различные разделы на подключенных к ПК винчестерах, менять их названия и буквы.

А ещё можно решить здесь проблему с неоткрывающейся флешкой, не пользуясь сторонними программами.

Диспетчер устройств

Для установки нового оборудования и решения вопросов с драйверами не обойтись без использования диспетчера устройств, встроенного в систему.

Кроме того, работая со списком устройств, их можно включать и отключать.

А также узнавать информацию о каждом, что может потребоваться, например, для проверки соответствия конфигурации компьютера требованиям программы (игры).

Диспетчер задач

Функций у диспетчера задач довольно много.

В первую очередь, он оказывается полезным при поиске вредоносных программ (вирусов) , запускающих посторонние процессы для выполнения компьютером.

Здесь же на Windows 8 и 10 происходит настройка приложений, автоматически загружающихся вместе с системой («Автозагрузка»).

События

Утилита для просмотра событий в системе не всегда полезна даже для опытного пользователя ПК и администратора группы таких компьютеров.

Однако с помощью этого инструмента можно легко определить причину неполадок.

Правда, для его использования требуются специальные знания, без которых никаких действий лучше не предпринимать.

В Windows предусмотрено системное планирование выполнения ряда задач. Благодаря этой утилите можно назначить, например, периодическую дефрагментацию или проверку диска.

Хотя ей же пользуются и некоторые вредоносные программы.

Так что, избавляясь от вирусов, стоит проверить и планировщик.

Системный монитор

Пользуясь утилитой «системный монитор», можно получить данные загруженности некоторых составляющих ПК – памяти, процессора и файла подкачки .

А ещё множество другой полезной информации о работе системы.

Проверка загруженности системы

Управление файлами

Управление процессами

Классы прерываний

Обработка прерываний

Прерывание – навязанная программе передача управления на команду программы отличную от той, которая должна выполнятся в момент прерывания.

1. внешние прерывания (асинхронные) – происходят вне прерываемого процесса;

2. внутренние прерывания (синхронные) – вызываются событиями, связанными с работой процессора.

Решается вопрос фиксирования прерывания. Фиксация прерывания откладывается до конца текущей команды.

Последовательность действий:

1) по фиксированному адресу ОП запоминается характеристика прерывания

2) запоминается состояние прерванного процесса

3) в счетчик команд записывается адрес уникальный для каждого прерывания

4) обрабатывается прерывание

5) возобновляется работа прерванного процесса

1-3 – выполняются аппаратурой

4-5 – выполняются ОС

Прерывания обрабатываются программой обработки прерываний:

1. заполнение той части состояния прерванного процесса, которая не была заполнена аппаратными средствами ЭВМ;

2. выполнение действий, соответствующих конкретному прерыванию. Действия м.б простыми.

Действия м.б сложными – повторный сбой чтения с ЗУ. В случае если не требуется срочной обработки прерывания, то диспетчер м. поставить соответствующую программу обработки прерываний в очередь готовых к выполнению процессов;

3. программа обработки прерываний д. обеспечить возобновление нормальной работы. Управление м.б возвращено прерванному процессу.

Некоторые действия д.б выполнены немедленно, в связи с этим часто программы обработки прерываний д. находиться в ОП в составе ядра ОС.

Процесс - ϶ᴛᴏ ресурс.

Рассмотрим конкурирующие процессы.

Взаимодействие между процессами м.б запланировано программистом.

Ранее были рассмотрены последовательные процессы, не взаимодействующие друг с другом.

Процессы, которые частично перекрываются во времени, называются параллельными. Параллельные процессы м.б независимыми или взаимодействующими. Одна задача м. создавать несколько процессов. Взаимодействующие процессы совместно используют некоторые ресурсы (н-р, ОП). ПРОБЛЕМА: синхронизация процессов.

Для ее реализации используют средства связи между процессами.

Для поддержки параллельных процессов используют специальные средства в языках программирования высокого уровня.

Прерывание также используются для поддержки параллельных процессов.

Информация записана в файлах. Файлы состоят из записей, который состоят из полей.

Система управления файлами:

Причины включения системы в ОС

Пользователь освобождается от трудностей связанных с хранением файлов.

Предоставляет возможность нескольким пользователям использовать один файл.

Стратегии разработки файловой системы

Независимость системы управления файла от процессора, а так же от физического устройства (появляется возможность обращения к файлу по имени)

Обеспечение защиты от потерь информации

Эффективное распределœение внешней памяти позволяют файлы. Эффективная реализация команд для работы с файлами

Предоставление дисциплины по возможности необходимых пользователœей

Функции системы управления файлами

Первый класс: потребности пользователя.

Второй класс: автоматические функции

2-ой: автоматические функции необходимые для организации совокупности файлов.

Организация файлов – информация о наличие и расположении файлов. Для этого используют каталоги. При выполнении запросов пользователœей, система управления файлами контролирует доступ пользователя к файлу (только для чтения, архивы, скрытый, системы и т.д.)

Организация хранения файлов

Доступ к информации осуществляется 2 этапа:

1. по имени файла определяется его положение;

2. выполняется поиск определœенной физической записи по ее позиции в памяти или логической записи по налогу (БД, СУБД) или по содержимому одного или нескольких полей данных.

Каждый файл, известный системе, д. иметь неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ глобальное имя, уникальное во всœей системе.

Для больших каталогов используется многоуровневая древовидная организация, обеспечивающая уникальность имен и обеспечивающая поиск.

Впервые многоуровневая система появилась в ОС UNICS.

Вершина каталога воспринимается как справочник (о каждом файле одна запись с несколькими полями).

Во многих ОС с каждым процессом связывают некоторый текущий справочник, имена файлов в данном справочнике задают без указания пути.

Организация файлов:

Способ организации информации в файле оказывает существенное влияние на стоимость хранения, доступа и использования информации.

1.последовательная организация файлов;

Доступы к файлам

Последовательный (каждая запись доступна в порядке расположения)

При последовательной организации используется, магнитные ленты, диски и другие внешние записывающие устройства упорядоченности записей по ключу.

При прямой организации файла доступ к записям осуществляется по ключу, не требуется, чтобы записи были упорядочены. Система, управляющая файлами, должна по имени файла и ключу найти нужную запись. Для этого существуют таблицы индексов. Таблица содержит ключи и адреса в записи

Индексно-последовательная организация файлов, она используется, когда к файлу крайне важно обеспечить последовательный и прямой методы доступа.

При индексно-последовательном доступе крайне важно читать файл последовательно, но используя таблицу индексов.

Методы доступа

Современные ОС поддерживают файлы с прямой и последовательной организацией, а так же прямой и последовательный методы доступа к информации.

Управление файлами - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Управление файлами" 2017, 2018.



Просмотров