Как уменьшить шумы в аудиозаписи. Как убрать шум из аудио? Как подавить фоновый шум микрофона

В этом уроке Басманов Максим расскажет как убрать шум с фотографии в фотошоп. Это будет самый простой способ для новичков , так как большинство начинающих фотографов допускаю шум на своих фотографиях, потому что неправильно выставляют настройки на своем фотоаппарате, ну или просто фотографируют на телефон или обычные "мыльницы". Да, есть более профессиональные способы, как можно добиться того же эффекта, но в этом уроке разберем самый просто и, на взгляд автора, самый эффективный способ, как можно убрать шум в программе Adobe Photoshop.

Давайте откроем фотографию, с которой будем сегодня работать.

Если посмотреть на фото вблизи, то можно заметить, что на нем есть небольшой шум. Есть как цветовой, так и простой монохромный. Все в одну кучу, как это обычно и бывает на фотографиях подобного рода.

Конечно же, при печати на каких-нибудь маленьких фотографиях или же, если вы будете размещать фотографию в социальных сетях, где размер фотографии будет небольшой, то фотография будет смотреться нормально. Но если у вас есть необходимость использовать увеличенные участки фотографии, то этот шум будет виден.

Давайте с вами начнем убирать этот шум. Первым делом создаем копию слоя через сочетание клавиш Ctrl+J.

После этого заходим в Фильтр -> Шум -> Уменьшить шум (Filter -> Noise -> Reduce Noise).

Здесь есть два способа: Основной и Дополнительный. Дополнительный способ позволяет убирать шум в определенных каналах. Это подойдет в тех случаях, когда у вас на фотографии много цветового шума и какой-то один цвет преобладает.

Но мы не будем углубляться в более сложное выбирание шума и всего остального, поэтому в режиме "Дополнительно" переходим на вкладку "Поверх всего", убираем все настройки в ноль и будем разбираться, что мы можем здесь сделать.

Работать начинаем с ползунком "Интенсивность". Увеличиваем значение настройки, пока шум не сольется и не уберет свои жесткие границы. Шум становится немного размытым, но никуда не исчезает. На фотографии все также остается много цветового шума.

Далее работаем с ползунком "Уменьшить шумы цветов". Начинаем двигать ползунок вправо. В нашем случае повышаем значение до 90%. Этой настройкой мы добиваемся того, что шум остается, но цвет у него пропадает.

Сейчас мы убрали цветовой шум, но обычный шум так и остался. Теперь создаем копию слоя, с которым сейчас работали. Стоя на новом слое, переходим в Фильтр -> Размытие -> Размытие по поверхности (Filter -> Blur -> Surface Blur).

Сейчас мы будем размывать тот шум, который остался. Но перед тем как это делать, нужно знать, что не всегда таким способом мы можем сохранить все элементы на фотографии. Важно понимать, что шум уже убил большую часть этих элементов и поэтому нам необходимо хотя бы просто сделать ее гладкой, чтобы фото выглядело лучше, чем есть сейчас.

В настройках фильтра "Радиус" увеличиваем до небольших размеров. Конечно все зависит от вашей фотографии, но сильно увлекаться здесь не стоит. В нашем примере он будет 4 пикселя. "Изогелия" - также не стоит делать слишком большие цифры, так как фотография становиться сильно размытой. В нашем примере автор использует значение в 15 уровней.

Как понять, что такое шумы на фотографии, ели мы привыкли их слышать, но не видеть. В колонке или наушниках часто появляются помехи разного рода. Звуковой шум появляется из-за сбоя передачи волны. На снимке или на дисплее камеры можно увидеть цветовые искажения, они выглядят как мелкозернистая пыль темного цвета, если это монохромный, или как разноцветные точки, если шумы цветные. В небольших количествах такие эффекты могут даже приукрасить снимок, если будут выглядеть как задумка автора. Но чаще всего они являются результатом неправильных настроек камеры и недостатка освещения при съемке.

Таким образом, шум - неотъемлемая часть фотографии, без него не бывает снимков вообще. Избавиться от шумов полностью невозможно. Важен его уровень и количество. Получается шум при недостаточном освещении на некоторых участках фотографии. При повышении уровня светопоглощения, то есть показателя ISO, шум снижается, но вместе с ним моте «уйти» и резкость. Получается, что изменения взаимосвязаны. Если выбирать между ними, то лучше добавить на снимок шумы, чем потерять резкость снимка.

Нерезкие кадры пойдут однозначно в мусор, с ними сложно будет что-то сделать, а пиксельный «мусор» вполне можно убрать или снизить о приемлемого вида с помощью специальных программ, плагинов и графических редакторов.

Существует 2 принципиально разных вида шума на фотографии – монохромный и цветной.

  1. Монохромный напрямую связан с резкостью и проявляется светлыми и темными участками на снимке.
  2. Цветной шум связать с насыщенностью цветов и контрастностью, а проявляется в виде разноцветных пятен, ореолов вокруг объектов.

Как не допустить шумы на фотографии

Борьба за качество снимка состоит из поиска баланса между количеством шумов и резкостью изображения. Оптимальным вариантом считается не допускать излишки в процессе съемок. Для этого существует ряд советов и мероприятий.

  • Для работы выбирайте камеру с высококачественной матрицей, системой стабилизации, шумоподавлением и высокой светочувствительностью. Убрать шумы полностью не получится, но снизить их интенсивность в разы достаточно просто.

Современные камеры и матрицы направлены на минимизацию разрушающих действий помех. Светочувствительные объективы помогут сделать качественные снимки в условиях низкой освещенности. Тут даже высокие значения ISO будут достойно выглядеть вплоть до широкоформатной печати.

  • Снимайте в RAW формате. У каждого производителя камер существует собственный формат для сохранения кадров в процессе съемки. Но именно такой формат позволяет в процессе постобработки «вытаскивать» на свет небитые пиксели и не подверженные шуму участки. Для каждой точки сохраняется достаточно информации, позволяющей редактировать изображение по многим параметрам.

Снятое в формате JPEG фото с шумами исправить практически невозможно. Программы помогут слегка затереть участки, но сделать их качественными будет достаточно сложно. Нерезкое изображение независимо от формата поправить нельзя.

  • Используйте минимально возможные значения ISO. При повышении параметра светопоглощения увеличивается и количество помех, поступающих на матрицу, особенно в условиях недостаточного освещения. Хорошая камера или светочувствительный объектив могут сгладить подобный эффект, но убрать его полностью не получится. Снимайте с минимально возможными значениями ISO, ночью или в вечернее время – оптимальный показатель 100.

  • Избегайте перегрева камеры. В летнее время или в процессе длительной съемки все элементы камеры нагреваются, и помехи усиливаются. Делайте перерывы, снимайте из-под козырьков от солнца, чаще давайте камере остынуть. На длительных выдержках и в режиме LiveView матрица нагревается немного сильнее, учитывайте это при планировании съемки. Тогда шумы будут меньше проявляться на снимках.
  • Температура – далеко не самый важный параметр в момент съемки, но при прочих равных условиях даст заметную разницу в результате. Также плохо на качество изображений влияют влажность, прямые солнечные лучи.
  • Используйте штатив для съемки. Стабилизация камеры уменьшает количество помехи на матрице, следовательно, снижает и цифровой шум. В условиях недостаточно видимости, при повышенных значениях ISO или на длительной выдержке происходит появление зернистости, темных или засвеченных участков. Штатив нужно выбирать под вес камеры с запасом, с возможностью поворота в 3 плоскостях, как минимум.
  • Делайте пробные снимки перед работой. Статичные объекты можно отснимать неограниченное время, сделайте пробные снимки и оцените степень шума. Такой подход позволит заранее заметить недостатки и помехи, и исправить их до начала фотосессии.
  • Используйте гистограмму. Современные камеры оснащены функцией – выводом гистограммы на дисплей во время работы. Отслеживайте пики, отмечайте пересвеченные или излишне темные участки уже на стадии съемок, чтобы можно было подкорректировать настройки до момента конвертирования и постобработки.
  • Заранее продумывайте компоновку кадра. Некоторые проблемы с изображением выходят на свет только при увеличении формата картинки, обрезки и кадрировании. Чтобы избежать проблемы, нужно проверять композиции в кадре заранее. Тогда не придется его обрезать в редакторе.

Настройки камеры и ее технические характеристики позволят избежать появления излишних яркостных и цветовых шумов. Но избавиться от них полностью невозможно без потери качества и резкости. Для снижения интенсивности шумов можно использовать специальные программы.

Программы дя шумоподавления

Фотографы, давно занимающиеся обработкой фотографий, имеют в арсенале и инструменты для ретуши и обработки «сырых» снимков. Таких программ, приложений или плагинов десятки, популярных 4-5 штук. Ими пользуются более 95% пользователей.

Здесь несомненное первенство держит программа от Adobe System – Photoshop, за ней следует ее собрат – Lightroom. Есть еще два популярных конвертера, имеющих отличный алгоритм снижения шумов любого типа – Capture One Digital Photo Professional от Canon.

  • Adobe Photoshop. Несомненно самая популярная программа для любителей фотографии и профессиональных фотографов. В Фотошопе можно убрать шум на этапе конвертации или в процессе постобработки. На программу накладывается плагин – Adobe Camera RAW для конвертирования снимков с камеры для непосредственной работы в Photoshop. Даже если вы сохраняли кадры в формате JPEG, данная программа поможет «переписать» их в RAW.
  • Adobe Lightroom. Еще одна программа от создателя Фотошопа, изначально она была создана для архивации, систематизации и хранения снимков на ПК. Затем в ее функции добавили первичную обработку. Все новые версия оснащаются все большим функционалам, на сегодняшний день она не сильно уступает другим программам для редактирования фотографий.

  • Capture One. Функция подавления шума встроена в программу, она автоматически чистит изображение при конвертации с камеры. Особенность работы Capture One заключается в интеллектуальной работе, в зависимости от степени шума настраивается и интенсивность обработки. При хороших показателях резкости и помех вмешательство алгоритма программы минимальная. Обработке подвергаются и яркостные, и цветные шумы, последние мягко убираются без образования ореолов вокруг объектов.
  • Digital Photo Professional от Canon. Программа для конвертации изображений RAW-формата с камеры на ПК. Попутно убираются хроматические и яркостные шумы, если они имеются. При необходимости его можно отключить в настройках программы.

Последние 2 программы имеют узкую направленность и не пригодны для художественной обработки, они созданы для конвертации снимков из RAW-формата камеры. Для подобных целей создавали и Lightroom, и Adobe Camera RAW, но затем их функционал значительно расширился.


Подробнее о Lightroom

Программа Lightroom – незаменимый помощник для фотографа, в его возможности входит работа с изображениями: конвертирование из RAW, настройка резкости, контрастности, регулировка баланса белого, корректировка цветов и яркости. В функционале программы если вкладка Noise Reduction, в ней шумы делятся на 2 типа и каждый можно подтянуть отдельно. Luminance отвечает за яркостные помехи, а Color – за цветовые. Таким образом вы можете привести в порядок пиксели до загрузки в Фотошоп для художественной обработки.

Каждый из инструментов включает по 3 слайдера, у Luminance: Яркость, Детализация и Контраст; у Color: Цвет, Детализацию и Переходы. Двигая бегунки, можно убрать яркость, интенсивность и выраженность зернистости, а также повысить резкость отдельных элементов.

Если требуется поработать с областью изображения, а не со всем снимком, то используются следующие инструменты:

  • Radial Filter;
    Gradient Filter;
    Adjustment Brush.

Представляя собой слайдеры, данные инструменты позволяют мягко настроить резкость и уровень шумов на выбранном участке, не изменяя картины в целом. Если применение параметров отрицательно отразилось на резкости, то можно поправить ситуацию инструментом Sharpening. Движение ползунка изменяет резкость снимка, а чтобы не вернулся шум применяем «Masking». Маска позволяет сохранить резким границы объектов, избавляясь от помех.

Как убрать шум в Фотошопе

Самый популярный графический редактор справляется с шумом не так профессионально, как менее раскручены программы. Все потому что данная функция не является основной для Фотошопа.

За "шумы" отвечает» фильтр «Reduce Noise», где можно выбрать базовый уровень или продвинутый. Первый делает манипуляции на всех каналах одновременно, снижая интенсивность шумов при относительной стабильности резкости. В продвинутом режиме можно вручную производить изменения по каждому из каналов отдельно. Изменять можно параметры:

  • Яркость или интенсивность шума (Strenght);
    Детализацию элементов изображения (Preserve Details);
    Интенсивность цветного шума (Reduce Color Noise);
    Резкость деталей (Sharpen Details).

Для более профессиональной и тонкой работы с шумами на фотографии можно использовать плагин Adobe Camera RAW. Он устанавливается на Photoshop и выполняет функции конвертера с дополнительным шумоподавлением в процессе обработки. По функционалу плагин значительно обходит встроенный фильтр, из ощутимых преимуществ можно выделить:

  • Возможность применять полученные результаты к схожим снимкам, к примеру, с одной фотосессии;
  • Более тонкая и точечная чистка пикселей без нарушения качества изображения;
  • Быстродействие плагина, так как для его работы не требуется загрузка самого редактора.
    Плагин Adobe Camera Raw создан для фотографов, продуман достаточно хорошо и быстро осваивается даже с начальными знаниями Фотошопа и редактирования.


Как убрать шум с фотографии. Подводим итоги

Все программы с функцией шумоподавления выполняют схожие действия в процессе снижения интенсивности помех и шума на изображении. Для каждой фотографии в разное время может подойти любая из перечисленных программ. С их помощью убираются яркостный (светлые или темные пиксели) и цветной (яркие пиксели контрастных цветов) шумы.

Работать с ними достаточно просто: можно довериться разработкам производителей и их алгоритмам, а можно провести ручную чистку снимка. Любая из этих манипуляций требует, как минимум, понимания процесса, как максимум все тонкости влияния каждого пункта из настроек.

Как правило, опытные фотографы уже давно пользуются одной из программ и вряд ли променяют удобство на новомодные примочки, а новичкам не принципиально, на какой программе изучать редактирование. Каждая из программ имеет преимущества в какой-то области, а также недостатки. Но развитие цифровой фотографии идет огромными скачками, предлагая каждые полгода очередное «открытие».

Производители выпускают новые версии уже известных программ, разрабатывают принципиально новые инструменты, камеры становятся все умнее, а матрицы все сложнее. В таком случае, цифровой шум скоро станет диковинкой и будет считаться художественным эффектом и задумкой автора.

Как правило, слово “шум” наиболее часто используется для описания звука, зачастую громкого и вызывающего раздражение или другую негативную реакцию. Но иногда шумом подразумевается не только звуковое искажение, мешающее передаче сигнала или информации.

В области фотографии словом шум обозначается зернистость и ложная передача цвета на изображении, что зачастую приводит к потере деталей и искажению цветопередачи.

Шум - это те же самые электронные помехи, которые вы наблюдаете на экране телевизора, слышите по радио или во время телефонного разговора. В камерах такой шум представляется чем-то вроде гранул песка, которые по мере увеличения помех сами увеличиваются в размере, цветовых вариациях и становятся все более беспорядочными. В большинстве случаев, хорошие камеры способны вполне удовлетворительно смягчить шум, а камеры с полнокадровыми матрицами справляются с этой задачей лучше всего.

Шум на фотографиях увеличивается по мере увеличения значения ISO или при удлинении выдержки, поскольку тогда увеличивается так называемое соотношение сигнал-шум. Пытаясь заполучить больше фото-информации, мы усиливаем сигнал, но это неизбежно приводит к погрешностям в передаче (соответственно к появлению шума).

Это изображение ярко иллюстрирует появление крапинок и зерен ошибочных цветов, наличие такого рода шума распространено при использовании больших значений ISO, т.е. когда мы пытаемся сделать изображение светлее и ярче. ISO 3200 на EOS 1D Mark IV.

Возможность камеры уменьшать шум охватывает несколько различных аспектов: размер светочувствительного сенсора, технологии, цифровой процессор, программное обеспечение и вклад самого фотографа (настройки камеры и пр.). Чтобы изначально создавать фотографии с минимальным количеством шума, необходимо ознакомиться со всеми факторами, влияющими на их появление.

Уменьшение шума

Функция подавления шума, грубо говоря, очищает сигнал, полученный камерой. Алгоритмы шумоподавления стараются устранить различные виды помех, которые на фотографиях выражаются в виде шумов.

Даже после незначительного уменьшения шума наблюдается заметное улучшение общего вида картинки. Были убраны ложные цвета, зернистость стала более равномерной, а также была увеличена детализация.

Снимок кольца, сделанный с использованием дневного света и светодиода на низкой мощности, чтобы добавить сверкание. Настройки камеры: 1/100sec, f/8.0, ISO 3200, 100mm macro. В программе Lightroom была применена функция подавления шума.

Совсем избавиться от шума невозможно, поскольку сигнал не может быть идеально чистым. Подавление шума не эквивалентно его полному устранению. Кроме того, чрезмерное использование функции шумоподавления может привести к потере качества изображения. Поэтому без фанатизма всегда подбирайте наиболее оптимальные значения, не влияющие на качество фотографии.

При чрезмерном шумоподавлении теряются как детали, так и резкость изображения.

Как и в отношении камеры, подавление шума во время постобработки является, по сути, балансировкой между изначальными возможностями камеры, возможностями используемого программного обеспечения и пользовательскими настройками.

Функция подавления шума в Lightroom

В модуле Develop в программе Adobe Photoshop Lightroom вы найдете раздел под названием Detail, где располагаются нужные нам инструменты Sharpening и Noise Reduction. Инструмент Noise Reduction разбивается на два подраздела: Luminance (Яркость) и Color (Цвет). Каждая из категорий имеет свой набор корректирующих слайдеров.

Слайдер Luminance отвечает за зернистость, а слайдер Color за цвет шума. Соответственно первый слайдер будет смягчать зернистость, в то время, как второй будет работать с элементами, цвет которых выбивается из общей картины. Поскольку программа разграничивает области подавления шума, вы можете понять, какой тип шума преобладает на вашей фотографии.

Подавление шума Luminance

В первой секции инструмента Noise Reduction находятся слайдеры, относящиеся к Luminance (Яркость): Luminance, Detail и Contrast. Они контролируют три аспекта яркостного шума.

Эффект наиболее заметен при движении первого ползунка Luminance, остальные два ползунка вносят более тонкие изменения

  • Ползунок Luminance фокусируется на зернистости шума. По мере увеличения эффекта, зерна будут всё больше и больше сливаться. Если вы уведете ползунок слишком далеко, то такие детали, как волосы и текстура ткани просто пропадут.
  • Следующий ползунок Detail (Детализация) регулирует порог эффекта, который создает изменение в Luminance. То есть он помогает восстановить некоторые детали, которые были потеряны после использования слайдера, отвечающего за яркость шума (Luminance).
  • И наконец, слайдер Contrast (Контраст) влияет на контраст каждого отдельного “зерна”. Работает он аналогично стандартному инструменту, отвечающему за контрастность, но в меньшем масштабе. Эффект от его использования трудноуловим даже при значении 100.

Подавление шума Color

Эффект наиболее заметен при движении первого ползунка Color, остальные два ползунка вносят более тонкие изменения.

  • Слайдер Color воздействует на “цветную рябь” на вашей фотографии, приводя пиксели к цветовой однородности. Но если вы уведете слайдер слишком далеко, то все похожие цвета смешаются и сгладятся.
  • Слайдер Detail работает аналогично одноименному слайдеру в секции Luminance и регулирует порог создаваемого эффекта.
  • Слайдер Smoothness определяет, насколько плавным будет переход между исправленными цветами. Он аналогичен ползунку Contrast. Его эффект также едва уловим.

Другие инструменты для подавления шума

Иногда возникает потребность применить функцию подавления шума выборочно, т.е. не ко всем участкам изображения. Три инструмента в программе LightRoom позволяют сделать это: Radial Filter, Gradient Filter и Adjustment Brush. Каждый из этих инструментов имеет слайдер, с помощью которого можно отрегулировать шум только в тех областях, к которым был применен данный инструмент.

Выборочное применение функции подавления шума особенно полезно в случаях, когда глобальное изменение приведет потере качества изображения или когда вы хотите обладать большим контролем над применением данного эффекта. К примеру, при увеличении яркость тени имеют особенность шуметь больше, нежели светлые участки. Вы можете применить один из этих инструментов, чтобы уменьшить шум именно в теневых зонах вашей фотографии.

Повышение резкости и подавление шума

Устаревшая камера, использование очень высоких значений ISO и прочие факторы могут привести к появлению интенсивного шума, который требует подавления. Однако, во многих случаях сильное подавление шума приводит к неприятному последствию, а именно потере деталей и замыленности. Чтобы воспрепятствовать этому эффекту, вы можете применить инструмент Sharpening (Увеличение резкости).

Даже при, казалось бы, незначительном сдвиге ползунка Sharpening происходят весьма значительные изменения. Однако, использование этого инструмента может вновь вернуть шум, от которого мы так упорно избавлялись. На этот случай есть маленькая хитрость, а именно ползунок Masking, который помогает восстановить резкость, не влияя на нашу работу над подавлением шума. При значении 0 эффект применяется ко всей фотографии. При увеличении значения эффект распределяется на меньшую площадь, а именно на края, выделяющиеся высокой контрастностью.

Удерживая клавишу Alt по мере передвижения слайдера, вы можете наблюдать области применения данного эффекта. Белые участки - область применения. Эта функция полезна в случаях, когда главной целью является уменьшение шума, но при этом необходимо оставить границы резкими.

Мы проиллюстрировали разницу между фотографиями с различными показателями Masking. Для первой фотографии было выставлено значение 80%, а для второй 20%.

Большим преимуществом использования маски для увеличения резкости (Sharpening) вкупе с инструментом шумоподавления (Noise Reduction) является то, что это дает возможность выставлять большие значения Noise Reduction, но при этом оставлять резкими границы. Такая установка подходит для обработки кожи, стен, неба и других ровных поверхностей.

Пресеты для уменьшения шума

Конечной задачей данного урока является создание пресетов в Lightroom с учетом используемых камер и значений ISO для дальнейшего многоразового использования. Вообще пресеты - это залог значительной экономии времени. Приведу пример из личного опыта. Шум, который появляется на фотографиях, сделанных моим Canon EOS 1D Mark IV, при ISO 3200 и выше становится весьма заметным, поэтому я создал пресеты для конкретных параметров.

В зависимости от параметров, установленных на вашей камере и её характеристик, вы можете применить также и дополнительные манипуляции к пресетам, такие как Hue-Saturation (Цветовой тон/ Насыщенность), Luminance (Яркость) и пр.

Обведенный пресет я создал для редактирования фотографий, которые я снимаю в определенном месте, где чаще всего использую ISO 3200. Со временем к этому пресету я добавил пользовательские настройки баланса белого. Теперь в один клик я могу отредактировать (избавиться от шума и выправить баланс белого) все фотографии, снятые в данных условиях.

Заключение

И хотя работа над шумом начинается уже непосредственно во время съемки (низкие значения ISO, правильная экспозиция), но тем не менее важно уметь избавляться от шума во время постобработки. Ваша камера сделает все зависящее от неё, а Lightroom улучшит результат. Применение правильной техники шумоподавления позволит вам публиковать и печатать фотографии в более крупном формате. Использование пресетов будет значительно экономить ваше время, затраченное на постобработку.

В первой части этого урока мы разобрали причины появления шума в фотографии , его составные, и что делать, чтобы не провоцировать их появление. В этом уроке мы узнаем как уменьшить шумы в Фотошопе, Capture One, Digital Photo Professional и Lightroom . Все эти программы имеют инструмент для уменьшения шума в фотографии, именуемый на жаргоне фотографов «шумодав ».

    На данном этапе необходимо понимать что:
  • Если во время съемки есть только две альтернативы: сделать кадр без шумов (низкая чувствительность матрицы фотокамеры) но нерезкий, или с шумами, но резкий, то я выбираю второй вариант. Ибо от нерезкости уже не избавиться, а вот с шумами побороться еще можно.
  • Не всегда надо полностью удалять шумы в фотографии, часто достаточно лишь уменьшить его уровень до приемлемого.
  • Яркостный и хроматический шумы удаляются по-разному.
  • При 100% масштабе снимка на мониторе мы видим шумы в несколько раз большие по площади, чем они будут на отпечатке, в полиграфическом издании или онлайновом фотоальбоме.

В этом уроке встречаются большие фотографии, которые автоматически масштабируются, если размер вашего экрана меньше необходимого. Когда это произойдет, то в верхнем правом углу фотографии появится кнопка увеличения до 100%. Только этот масштаб позволит вам точно оценивать силу и размер шумов. Чтобы посмотреть те части иллюстрации, которые оказались скрыты, перетаскивайте изображение мышью за ее центральную часть. Чтобы закрыть фотографию и вернуться к статье нажмите клавишу Esc.

Исходные условия: в моей камере отключены все шумодавы, съемка ведется в формат RAW , чувствительность установлена на 3200 единиц (я еще допускаю такое ее значение в своих съемках) и 6400 единиц (посмотрим, могу ли я использовать эту чувствительность в экстренном случае). Для контроля был снят кадр на чувствительности матрицы 100 единиц. Для всех снимков была сделана экспокоррекция +0,5 ступени. Это несколько увеличило уровень шумов на фотографиях, но во время съемки случаются ошибки по экспозиции, поэтому такая коррекция ближе к практической ситуации для фотографа. Из тестовых снимков были вырезаны (фото 1 ): а) фрагмент с упаковки корма Шныря (для контроля резкости по тексту и искажений цвета); б) шкала с полями различной светлоты (контроль силы шумов в разных тональностях); в) фрагмент тела мифического существа Гавы (для пущей красоты). На фото 2 мы видим, что с увеличением чувствительности растут шумовые пятна на всех полях мишеней, что вполне естественно и ожидаемо.

Фото 1: тестовая фотография.
Фото 2: увеличение чувствительности матрицы фотокамеры приводит к усилению шумов.
Фото 3: ослабление яркостных шумов уменьшает резкость мелких деталей в снимке.

Как убрать шум в Фотошопе (Photoshop).

Ах, проказники, снимали не в формат RAW или забыли убрать шум на этапе конвертирования RAW-файла? Бывает и такое. Открываем в Фотошопе нашу фотографию, далее в меню: Filter > Noise > Reduce Noise… (Фильтр > Шум > Уменьшить шум…). Вот наш первый тестируемый шумодав.

Яркостный шум. Именно первые два ползунка (Strength и Preserve Details) отвечают за его уменьшение. Если потянуть Strength (Сила) к правому краю, то мы увидим, что яркостные шумы уменьшаются, но и текст становится более размытым (фото 3 ). Главное зло яркостных шумов: борьба с ними приводит к снижению резкости и деталировки фотографии. Внимательный читатель заметит, что ползунок Preserve Details (Сохранить детали), как раз, и предназначен для того, чтобы изображение не потеряло в качестве. Двиньте второй ползунок правее, и вы увидите, что резкость и деталировка возвращаются. Но с ней возвращаются и шумы, получается «поменяли шило на мыло». Установки, которые использовал для ISO 3200: Strength – 9, Preserve Details 6%. Если в вашей фотографии нет мелких деталей, как текст, фактура, то Preserve Details можно уменьшить вплоть до 0. Для ISO 6400 данные настройки оказались слабоваты, поэтому Strength я увеличил до 10, а Details было уменьшено до 3%, несколько в ущерб резкости текста (фото 5 ).

Хроматический (цветной) шум кажется меньшим злом. Двинув ползунок Reduce Color Noise до максимального значения (фото 4 ) резкость текста не снижается, цветовые шумы почти исчезают, но объекты небольшого размера теряют насыщенность цвета (посмотрите на красное и синее поле). Так же обратите внимание, что вокруг красных плашек образуется цветной ореол. Иногда, такое изменение цвета мелких деталей может быть критичным и невозможным для фотоснимка. Поэтому, надо стараться применять шумоподавление в минимальной степени: для ISO 3200 я применил значение Reduce Color Noise 70%, а для ISO 6400 – 100%.

На фото 5 и 6 вы видите итог работы шумодава в Фотошопе. Если для ISO 3200 после щумоподавления шумы проявляют себя на терпимом уровне и еще остаётся некоторый резерв по их большему подавлению, то для ISO 6400 они уже чрезмерны для некоторых съемок, и я бы старался всячески избегать использования этой чувствительности матрицы.

Фото 4: уменьшение цветного шума может привести к снижению насыщенности цвета деталей и цветным ореолам.
Фото 5: уменьшили шум в Фотошопе, ISO 3200.
Фото 6: результат применения шумодава Фотошопа для ISO 6400.

Выводы: уменьшение яркостных шумов невозможно без снижения резкости фотографии. Применение шумодава дает возможность использования чувствительности 3200 единиц, но чувствительность 6400 может не подойти при повышенных требованияхк качеству фотографии. Если делать фотографии для интернета или печати небольшого размера, то я допустимо использование чувствительности 6400 единиц. Уменьшая яркостные шумы в фотографии, мы не избавляемся от хроматических, и наоборот.

Уменьшение хроматического шума в фотографии иногда может оказаться незамеченным зрителем. Но если при съемке важна точность цветопередачи в небольших деталях, то чрезмерное использование настроек шумодава в Фотошопе недопустимо, например при предметной съемке или в фуд-фотографии . Чем «нежнее» установки шумодава мы используем (не только у Фотошопа, вообще любого), тем качественней наше изображение после обработки.

Digital Photo Professional

Вторым для этого урока я выбрал Canon Digital Photo Professional (далее DPP). Это очень простой конвертор RAW-файлов для фотокамер Canon и именно с его помощью я знакомлю студентов курса фотографии для начинающих с возможностями RAW-формата. Для того чтобы попасть на шумодав DPP надо на Tool Palette (палитре инструментов) выбрать вкладку NR/Lens/AOL. Нас, естественно, интересует блок Noise reduction (уменьшение шума), в котором находится всего два ползунка: Luminance… - для уменьшения яркостного шума, и Chrominance… - для хроматического (фото 7 ). Как и в случает с шумодавом Фотошопа я постарался применить такие установки в DPP чтобы соблюдался баланс качества для мелких деталей и гладких поверхностей. Для ISO 3200 использовались следующие параметры: Luminance - 7, Chrominance – 12 (фото 8 ). Для ISO 6400 - 12 и 20 соответственно (фото 9 ). Результат очень похож на тот, что был получен в шумодаве Фотошопа.

Настройка шумодава в DPP. Я заметил, что при отключенных в моей фотокамере шумодавах, DPP применяет собственное шумоподавление к RAW-файлам. Каждый раз выключать шумоподавление фотографий не удобно, поэтому надо сделать так, чтобы по умолчанию DPP его не применял. Для этого зайдите в настройки DPP (клавиши Ctrl + K), перейдите на вкладку Tool palette (палитра инструментов), включите переключатель Set as defaults, установите все ползунки на 0, нажмите OK, и перезагрузите DPP (фото 10 ).

Фото 7: шумодав Canon Digital Photo Professional.
Фото 8: результат применения шумодава DPP для ISO 3200.
Фото 9: результат применения того же шумодава для ISO 6400.
Фото 10: настройки шумодава DPP.

Capture One

На сегодняшний день Capture One мой основной конвертор RAW-файлов. Как и в случае с DPP его шумодав (фото 11 ) не отключен, и применяется к RAW-файлом независимо от настроек камеры. Причем, даже тогда, когда в уменьшении шума нет необходимости, например при низкой чувствительности. Я провел небольшое исследование алгоритма работы шумодава в Capture One, и это меня настолько заинтересовало, что я решил почитать справку этого RAW-конвертора. Увы, никакой полезной информации по принципам работы шумодава в Capture One я не нашел. Поэтому далее будут описаны результаты моих домыслов, предположений и изысканий.

Согласно справки Capture One, шумодав этого конвертора меняет свои настройки после анализа файла. Признаюсь, за несколько лет работы в Capture One, я корректировал настройки его шумодава лишь несколько раз. Шумодав работает так нежно, интеллектуально, ненавязчиво и превосходно в автоматическом режиме, что я просто забыл о его существовании.

Первое что я проверил, как улучшится моя фотография когда я уберу настройки шумодава для ISO 100. И ничего не произошло. То есть если нет шумов, то шумодав и не работает. Затем я заметил, что при увеличении чувствительности меняется лишь значение Color (воздействие на цветовые шумы), но не Luminance (яркостные шумы). Тогда я предположил, что при одинаковом значении Luminance и с ростом чувствительности яркостные шумы будут расти пропорционально тому, как это происходит при отсутствии шумоподавления. Не тут-то было. Шумы выросли, но не столь значительно. Не стану гадать, как это происходит, но результат интеллектуальности Capture One меня порадовал.

В следующем эксперименте я попытался найти то минимальное значение настроек шумодава, которое бы меня удовлетворило, и сравнить, насколько мягче мои установки с теми, что предлагает Capture One по умолчанию. Изменения были столь незначительны, что ими можно пренебречь: для ISO 3200 Capture One предлагал значение 25 и 54 (Luminance и Color), я же нашел допустимыми и более мягкие значения: 20 и 50 соответственно. Для ISO 6400 собственные установки шумодава Capture One меня полностью удовлетворили, и я их не трогал (25 и 57).

Есть еще несколько приятностей, позволяющих сделать шумоподавление еще эффективней. Surface (поверхность) позволяет уменьшать шумовые пятна крупного размера на малоконтрастных, гладких поверхностях, не задевая при этом мелкие детали, такие как текст (значение 70 для ISO 3200 и 90 для ISO 6400). Single Pixel позволяет удалять одинопиксельный шум (отдельные выбитые пиксели) без потери мелких деталей. Правда такие пиксели у меня появляются только при ISO 6400 или при перегреве матрицы в режиме Live View. Не смотря на то, что в тесте шумодавов использовалась чувствительность матрицы 6400 единиц, я не задействовал данную настройку Capture one, так как воздействия основных инструментов было достаточно.

Я очень доволен качеством и возможностями шумодава Capture One. В отличие от рассмотренных выше шумодавов, Capture One не создает цветовые ореолы и не уменьшает насыщенность цвета в небольших деталях снимка. Цветные шумы в затененных участка подавляются так же значительно лучше, чем у предыдущих конкурентов. Это говорит о высоком качестве алгоритма работы уменьшения цветового шума. Благодаря действию Surface яркостные шумы тоже выглядят слабее, особенно на однотонных поверхностях.

Результаты шумоподавления в Capture One вы можете увидеть на фото 12 и 13 . Однако, осталось испытать конкурента среди RAW-конверторов - шумодав в Lightroom.

Фото 11: шумодав Capture One.
Фото 12: результат применения шумодава Capture One для ISO 3200.
Фото 13: результат применения того же шумодава для ISO 6400.

Lightroom и Adobe Camera RAW

Я даже скачал новый Lightroom - 4.3... Во всех предыдущих версиях Lightroom, его шумодав, по мнению пользователей, считался слабым звеном и не рекомендовался к использованию. Т.е. после конвертирования RAW-файлов в Lightroom уменьшение шумов надо было выполнять в Фотошопе. Но шумодав Фотошопа сильно проигрывает в качестве работы хотя бы Capture One, и я никак не могу рекомендовать данную цепочку (Lightroom > Фотошоп) для шумоподавления. Краем уха я встречал упоминание на форумах о том, что шумодав Lightroom, начиная с четвертой версии, был улучшен. Желая уточнить эту информацию у опытных пользователей, я вновь попал на форумы по Lightroom. И то, что я там прочел, меня никак не порадовало: тормоза, трудности в работе, глюки, в общем, всё как всегда с конвертором RAW-файлов от Adobe. Это окончательно отвратило меня от установки Lightroom, и вместо его шумодава я буду тестировать аналогичный инструмент Фотошопа – Adobe Camera RAW. Я давно заметил, что настройки этих двух продуктов Adobe идентичны, и приводят к одинаковым результатам после обработки RAW-файлов. То есть алгоритмы работы обеих программ одинаковы (было бы странно одному производителю делать две версии шумодава). Если я не прав, и у вас есть для этого серьезные основания, сообщите мне об этом.

Для того чтобы уменьшить шумы в Adobe Camera RAW необходимо перейти на вкладку Detail (Детали). Этот шумодав имеет больше настроек, нежели шумодав в Фотошопа (фото 14). По умолчанию, для файлов обеих чувствительностей Camera RAW предлагает не уменьшать яркостные шумы, но снижать цветовые (Luminance – 0, Color - 25, Color Detail - 50). При этих установках цветовой шум прекрасно подавлен, и (как в Capture One) я не замечаю цветных ореолов. Прекрасно. Ползунок Color Detail (цветные детали) помогает регулировать (возвращать) насыщенность цвета для небольших деталей (помните, в шумодаве Фотошопе с этим была проблема). Я оставил значение Color Detail по умолчанию, т.е. 50. А вот основную установку Color я снизил до 15 (для ISO 3200) и 20 (ISO 6400).

Яркостные пятна на гладких поверхностях оставались различимыми, но ненавязчивыми при значении Luminance – 55 (для ISO 3200) и 70 (ISO 6400), но при этом давали легкое снижение деталировки текста. Поэтому я выбрал компромиссное значение Luminance Detail – 40 (для ISO 3200) и 50 (ISO 6400).

Мне так понравилось как уменьшает шумы Adobe Camera RAW (фото 15 и 16 ) что я задумался о допустимости более широкого использования чувствительности 6400 на моей фотокамере. Если бы к этому шумодаву добавить настройку Surface как в Capture One, то ему не было бы равных. Интересно, как распределятся места среди лидеров шумодавов в финале этого урока фотографии.

Фото 14: шумодав Adobe Camera RAW (настройки идентичны Lightroom).
Фото 15: результат применения шумодава Adobe Camera RAW для ISO 3200.
Фото 16: результат применения того же шумодава для ISO 6400.

Результаты тестирования шумодавов

Результаты теста шумодавов на фото 17 и 18: худшие - вверху, лучшие - внизу. При съемке с высокими значениями чувствительности я не рекомендую использовать шумодав Фотошопа для растровых изображений и Canon Digital Photo Professional. Основная причина – сильные цветовые ореолы вокруг цветных деталей в фотографии. Так же в этих шумодавах трудно найти компромисс между уровнем яркостных шумов на гладких поверхностях и резкостью мелких деталей. Capture One, на фоне первых двух, выглядит в выигрышном положении, пока в работу не вступает шумодав Adobe Camera RAW. Последний показал, что во многих случаях я могу использовать чувствительность 6400 и для коммерческих съемок: восхитительное уменьшение яркостных шумов для гладких поверхностей при сохранении мелких деталей и хорошая работа по уменьшению цветового шума. На что же жалуются работающие в Lightroom я не понимаю?

Фото 17: Сравнительная таблица шумодавов для ISO 3200.
Фото 18: Сравнительная таблица шумодавов для ISO 6400.
Фото 19: Очаровательный шум.

Заключение

Если во время съемки вы хотите использовать высокие значения чувствительности, то начните бороться с шумами еще на этапе съемки – снимайте в формат RAW. Не перекладывайте процесс уменьшения шумов на Фотошоп, сделайте это в RAW-конверторе при коррекции фотографий. Используйте тот конвертор, который с меньшими потерями (а потери неизбежны) уменьшит шумы в фотографии. Используйте минимальные значения установок шумодава.

Если фотография имеет сильные шумы, то в некоторых случаях можно ограничиться уменьшением лишь цветовых пятен. Оставшиеся яркостные шумы будут очень похожи на зерно фотопленки. Иногда такая имитация зерна даже предпочтительней, чем гладкая картинка цифровой фотокамеры. Например, если вы стилизуете фотографию под старинную. В иных же случаях зерно может дать определенный шарм снимку (фото 19 ). Недаром существуют фильтры Фотошопа, создающие подобное пленочное зерно. Но, это тема для другого урока.

PS: В этом тесте шумодавов использовались не самые новые версии Adobe Camera RAW и Capture One. Поэтому, возможно, что алгоритмы уменьшения шумов в этих программах стали еще более совершенными.
PPS: Не шумите!

Микрофон представляет собой прибор, воспринимающий звуковые волны и преобразующий их в электромагнитные колебания. Благодаря высокой чувствительности микрофон может воспринимать посторонние сигналы, которые образуют сильные помехи. Шум и помехи в микрофоне возникают по ряду причин, которые могут стать серьёзной проблемой при записи звука или передаче голосовых сообщений через интернет. Для того чтобы убрать помехи в микрофоне нужно сначала выяснить отчего это произошло.

Фоновый шум в микрофоне

Микрофоны используются на сценических площадках, при бытовой звукозаписи и при общении через интернет. В каждой ситуации могут быть свои причины посторонних шумов в микрофоне. Обычно рассматриваются следующие причины появления посторонних шумов:

  • Неисправный или некачественный микрофон
  • Нарушения в соединительном кабеле
  • Внешние помехи
  • Неправильная настройка
  • Негодное программное обеспечение

Чтобы избавиться от шума в микрофоне, нужно сначала проверить само устройство. Неисправный микрофон редко становится источником шума. Обычно в этом случае возникают сильные искажения при передаче звукового сигнала. Иногда плохой микрофон может быть источником постороннего звука. Если приёмник звуковых колебаний подключается через кабель и разъём, то для его проверки достаточно поменять звуковой канал. В этом случае сохранения шума или искажений говорит о неисправности микрофона. Для качественной записи звука не следует использовать дешёвые устройства. Они ненадёжны и часто выходят из строя.

Как подавить фоновый шум микрофона

Если из микрофона идёт шум, это может быть связано с обрывом «земли» или общего провода. В этом случае в динамиках будет отчётливо слышен низкочастотный фон. Для устранения этой причины нужно внимательно проверить кабель и восстановить нарушенное соединение. Подавление шума микрофона может быть связано с устранением некачественного контакта в любой точке усилительного тракта.


Микрофоны могут быть вынесенными или встроенными в какое-либо техническое устройство. У вынесенных приборов, кроме нарушений в соединительном кабеле, могут быть внешние причины вызывающие посторонние шумы. Одной из таких причин может быть завышенная чувствительность канала предварительного усиления, когда между устройствами возникает акустическая обратная связь. В этом случае в динамиках будет слышен пульсирующий тон, который может меняться при изменении положения звукового устройства. Убрать жужжание и лишние шумы в микрофоне, можно уменьшив уровень в звуковой аппаратуре. Избавится от шума микрофона при записи, в некоторых случаях, можно просто выбрав другую точку установки устройства. Бывает, что звуковое устройство воспринимает внешние шумы или звук от работающих технических средств. Тогда устранить шумы в микрофоне можно, надев на рабочую часть устройства защитный экран. Обычно он изготовляется из поролона и чаще всего используется при уличной звукозаписи.

Как полностью убрать шумы с микрофона

Устройства для приёма звуковых колебаний, встроенные в бытовую технику, могут иметь другие причины появления шумов. При возникновении посторонних звуков нужно знать, как избавиться от фонового шума в микрофоне. Многие, использующие программы для общения через интернет, часто сталкиваются с такими проблемами. Звуки мешают качественной записи звука и нормальному общению. Убрать электрический шум в микрофоне можно, но для этого нужно знать причину его возникновения. Причины шума микрофона могут зависеть от следующих факторов:

  • Неправильных настроек программы
  • Устаревших драйверов
  • Внешних помех от электроники

Для того чтобы проверить микрофон компьютера или планшета нужно выполнить действия, зависящие от типа и версии операционной системы. В ОС Windows старших версий нужно кликнуть правой кнопкой мыши по значку динамика в левом нижнем углу экрана и в появившемся списке выбрать строку «Записывающие устройства».

Далее на значке микрофона нужно правой кнопкой открыть контекстное меню и выбрать пункт «Свойства». Открыть пункт «Прослушать» и проконтролировать работу микрофона через динамики акустической системы. Если искажений нет, посторонние шумы не воспринимаются, но голос воспроизводится слишком тихо, то открыв пункт «Уровни», можно с помощью ползунка отрегулировать уровень чувствительности. Если WEB-камера расположена далеко, то уровень можно поднять до требуемой величины. Это подбирается опытным путём.

При наличии сильных искажений или посторонних шумов можно проверить частоту дискретизации. Для этого нужно открыть пункт «Дополнительно» и на вкладке установить «1 канал 16 бит 44100 Гц (компакт диск). Если после всех действий сильные шумы в микрофоне не пропадут, то видимо придётся его заменить. Что делать если помехи в микрофоне мешают общению через популярные сервисы. Для проверки корректной работы канала звука в программе Скайп нужно выполнить следующие действия:

  • Войти в программу
  • Выбрать раздел «Инструменты»
  • Открыть строку «Настройки» и «Настройки звука»

Отметить строку «Настройка микрофона автоматически» и в режиме «Проверка» убедиться в нормальном качестве воспроизведения звука. Если устройство фонит и шум на фоне микрофона не пропадает, следует уменьшить уровень чувствительности устройства. В программе Mail.ru Agent так же имеется пункт «Настройка программы». Во вкладке «Голос и видео» нужно выбрать пункт «Автоматическая настройка параметров звука». При слабой чувствительности устройства можно поставить галочку напротив пункта «Усиление микрофона». Режимы можно настроить в ручном режиме, но автонастройка избавляет от необходимости перестраивать устройство при изменяющихся факторах записи и воспроизведения.

Если на компьютере или планшете установлена операционная система семейства LINUX, то методы убирания шума в микрофоне будут несколько другими. Причина может крыться в некачественном устройстве. В этом случае после проверки канала звука, когда другие причины будут устранены, его можно будет заменить. Но сначала нужно использовать аудиосервер PulseAudio, который позволит намного повысить качество работы звукового устройства.

В аудиосервере предусмотрен модуль шумоподавления, который работает по алгоритму webrtc или speex. Для этого нужно запустить требуемую программу следующим образом: PULSE_PROP=”filter.want=echo-cancel” skype. После этого всё общение через Скайп будет происходить без эха и посторонних шумов.

Следующий способ состоит в создании постоянных source и sink с подавлением шумов по всему спектру: load-module-echo-cancel source name=noechosource sinc name=noe chosinc set-default-source noechosource

Эти строчки можно записать в /etc/pulse/default.pa в любое удобное место, чтобы они автоматически выполнялись при каждом запуске PulseAudio.

При использовании этого варианта шумоподавления следует знать, что модуль работает как на запись, так и на воспроизведение, поэтому при работе с программами голосового общения всё будет нормально, а записи качественного звука могут возникнуть проблемы. При шумоподавлении с помощью второго способа нужно убедиться, что программа воспроизводит звук с шумоподавлением, а не прямо в аудиокарту. При воспроизведении музыки из встроенного плеера компьютера через sinc с шумоподавлением аудио файлы будут воспроизводиться в режиме «моно» и с частотой дискретизации 32 кГц, что представляет собой очень низкое качество.

Как убрать шум в микрофоне от компьютера

Этот дефект чаще всего бывает в лэптопах, где маленькие размеры девайса не позволяют достаточно далеко разнести чувствительное к звуковым волнам устройство и какие-то электрические приводы. Чаще всего шумы в микрофоне могут появиться от работы электрического двигателя привода жёсткого диска ли кулера вентиляции. Но бывает так, что некоторые режимы работы компьютера так же вызывают появление шумов в микрофоне. Если в ОС Windows выбран режим энергосбережения, это может стать причиной шума. Для того чтобы убедится в этом нужно войти в пункт настроек «Электропитание» и перевести его из режима экономии в режим «Высокая производительность». После перезагрузки компьютера помехи могут пропасть.

Ещё одной причиной возникновения шумовых помех может быть подключение к компьютеру некорректных устройств. Обычно они подключаются через порт USB и оттуда же получают питание. Если внешнее устройство некачественно собрано, то по питанию помехи будут попадать в наушники. Это не напрямую связано с микрофоном, хотя некоторые внешние устройства с электроприводами могу выдавать вибрацию, которая будет доходить до наушников или акустических систем по микрофонному каналу. Убедиться в наличии внешнего источника шума можно последовательно отключая от портов все внешние устройства.

Сильные помехи в микрофоне

Помехи при воспроизведении звука могут возникать по причине неправильного подключения компьютера к сети. Микрофонный канал очень чувствителен к различным сетевым помехам. Их могут создавать любая бытовая техника. Кроме того низкочастотная помеха 50 Гц может попадать в микрофонный канал если устройство не заземлено. В идеале компьютер должен подключаться к евророзетке с заземлением. Так же нельзя включать в один удлинитель компьютер и другую бытовую технику. Для него должен быть предусмотрен отдельный удлинитель с обязательным сетевым фильтром.



Просмотров