Современные информационные технологии в музыкальном искусстве. Музыкальная педагогика и тенденции её дальнейшего развития. Общая характеристика работы

Аннотация: В статье рассматриваются музыкально-компьютерные технологии в образовательной системе на примере работы одноимённой учебно-методической лаборатории Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург). Междисциплинарная сфера профессиональной деятельности связана с созданием и применением специализированных музыкальных программно-аппаратных средств и знаниями как в музыке, так и в области информатики. А реализация концепции музыкально-компьютерного образования педагога-музыканта осуществляется через основные образовательные программы системы профессиональной подготовки, систему дополнительного образования, профессиональное развитие педагогов и их методическую поддержку в Интернете. Кроме того, учебно-методическая лаборатория "Музыкально-компьютерные технологии" занимается научной деятельностью: это, прежде всего, специализированные исследования в данной области педагогики и проведение международных конференций.

Abstract: The article deals with musically-computer technology in the educational system on example of the Educational and Methodical Laboratory at the Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg. Interdisciplinary field of professional activities relates to the creation and application of specialized music software and hardware tools and the knowledges in music and informatics. A realization of the concept of musical-computer education in preparing music teachers is through basic educational programs of vocational training, supplementary education, professional development of teachers and methodical support via Internet. In addition, the laboratory Music & Computer Technologies engaged in scientific activity: it is, above all, specialized researches in the field of pedagogy and international conferences.

Музыка является одной из граней постижения духовной содержательности мира, его красоты, отражающейся в звучании. Кроме того, звучание музыки воспринимается человеком как особое информационное пространство. Информатика и информационные технологии сегодня затрагивают различные области, в том числе музыкальное творчество и педагогику. Как функционируют информационные технологии в звуковом (и, в целом, семантическом) пространстве музыки - этот вопрос стал предметом внимания музыкантов-педагогов и представителей других специальностей в связи с формированием новых творческих перспектив музыкальной деятельности, ведь познание тайн звукообразования, звукотворчества, богатства тембрового и акустического воздействия музыки даёт дополнительный стимул к художественному новаторству.

На рубеже ХХ и XXI веков в музыкальном творчестве и педагогике появилось новое направление, обусловленное быстрым развитием индустрии электронных музыкальных инструментов: от простейших синтезаторов до мощных музыкальных компьютеров. В современном электронном музыкальном инструментарии наиболее полно и совершенно воплотились веками накопленные информационные технологии музыки и искусства музицирования [ ]. Поэтому новая междисциплинарная сфера профессиональной деятельности, связанная с созданием и применением специализированных музыкальных программно-аппаратных средств - музыкально-компьютерные технологий1 (далее - МКТ) - требует знаний и умений как в музыкальной области, так и в области информатики.

1 Понятие используется в различных музыкальных областях (творчество, образование, производство медиа). Так, в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург) разработан, лицензирован и в 2004 году внедрён в педагогический процесс профессионально-образовательный профиль подготовки бакалавров художественного образования "050610 - Музыкально-компьютерные технологии".

Во многих учебных заведениях мира музыкантам преподаются элементы МКТ: Institut de recherche et coordination acoustique/musique (IRCAM ) и Centre d’Etudes Mathématiques et Automatique Musicales (CEMAMu ) в Париже; Center for Computer Research in Music and Acoustics (CCRMA ) Стенфордского университета; San Diego Supercomputer Center (SDSC ) Калифорнийского университета; Научно-исследовательский центр музыкально-компьютерных технологий Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и др. Тенденции развития МКТ в общем и профессиональном музыкальном образовании, разнообразные сферы их применения и широкая востребованность позволяют говорить о появлении феномена новой образовательной творческой среды, основными компонентами которой являются: музыкальный компьютер как необходимый элемент аппаратно-инструментальной базы и программное обеспечение музыкально-компьютерного образовательного комплекса; методическая система, позволяющая органично использовать компьютерные технологии на всех этапах и во всех направлениях музыкально-образовательного процесса (МКТ - динамично развивающаяся образовательная среда, требующая постоянной разработки новых учебных программ и курсов, адаптированных к современным социальным запросам и соответствующих уровню развития данных технологий) [ ; ; ; ].

В частности, в 2002 году в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена была создана учебно-методическая лаборатория (УМЛ) "Музыкально-компьютерные технологии" (http://muslab.spb.ru), которая развивает как собственно музыкальное и информационно-технологическое образование, так и затрагивает социальные аспекты процесса информатизации образования в целом. Задачами, поставленными лабораторией, стали: разработка нового образовательного направления (в общем и специальном музыкальном образовании); реализация методической системы музыкально-компьютерного педагогического образования на разных ступенях обучения, которые отражают содержание, формы и методы использования МКТ в профессиональном, общем и инклюзивном музыкальном образовании; внедрение IT-технологий в музыкально-образовательный процесс.2

2 В рабочую группу УМЛ "Музыкально-компьютерные технологии" входят музыканты и программисты: Ирина Горбунова, Геннадий Белов, Нина Бергер, Алексей Горельченко, Сергей Чибирёв, Андреас Камерис, Пётр Родионов, Алексей Воронов, Елена Бажукова, Юлия Киселёва, Людмила Романенко, Ольга Праздничных и др.

Главное направление работы лаборатории - учебная деятельность. Реализация концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта осуществляется через основные образовательные программы системы профессиональной подготовки, систему дополнительного образования, профессиональное развитие педагогов и их методическую поддержку во всемирной Сети. Так, сотрудниками лаборатории для студентов факультетов музыки разработаны занятия по многим специализированным дисциплинам3 . Реализация инновационной образовательной системы осуществляется и через дополнительное образование: программы профессиональной переподготовки, а также программы повышения квалификации и программы курсовой подготовки.

3 "Компьютерная музыка", "История электронной музыки", "Технологии и методики обучения (по дисциплинам профильной подготовки: музыкально-компьютерные технологии)", "Архитектоника звука", "Основы студийной звукозаписи", "Информационные технологии в музыке", "Технология музыкальных стилей", "Основы композиции, инструментоведение и компьютерная аранжировка", "Оркестровка традиционная и компьютерная", "Технологии студийной звукозаписи", "Методика и практика обучения электронной композиции и аранжировке", "Методика обучения игре на электронном музыкальном инструменте", "Стандартное программное обеспечение профессиональной деятельности музыканта", "Традиционное и электронное инструментноведение", "Музыкальный компьютер", "Основной электронный музыкальный инструмент", "Дополнительный музыкальный инструмент (электронный) ", "Электронный синтезатор", "Электронный ансамбль", "Музыкально-компьютерный практикум". Даже для студентов факультета коррекционной педагогики (отделение сурдопедагогики) разработаны и проводятся занятия по программам цикла дисциплин "Музыкально-компьютерные технологии реабилитации людей с ограниченными возможностями слуха".



Принципы, положенные в основу создания методической системы лаборатории, являются фундаментом для различных видов профессиональной деятельности как музыкантов, работающих с МКТ (звукорежиссура, цифровая звукозапись, саунд-дизайн, саунд-продюсирование, исполнение на синтезаторах и MIDI-инструментах и пр.), так и программистов-разработчиков в области электронных музыкальных систем. Эта система построена на основе использования специализированного программного обеспечения и специально оборудованного класса, и связана с индивидуально-групповой формой проведения занятий (важным компонентом здесь является ансамблевая игра: творческая эстетическая активность имеет высокий развивающий потенциал).

На основе предлагаемой сотрудниками лаборатории методической системы были созданы программы повышения квалификации4 . Для всех желающих проводится курсовое обучение по программам: "Интенсивный курс игры на клавишных инструментах (музыкальный компьютер и синтезатор)", "Компьютерная аранжировка и композиция", "Современная студия звукозаписи и работа в ней", "Оформление нотных изданий на компьютере" и др.

4 Для преподавателей музыки детских дошкольных учреждений - "Инновационные методы и технологии музыкального развития детей дошкольного возраста на основе музыкально-компьютерных технологий". Для учителей музыки общеобразовательных школ и преподавателей ДМШ и ДШИ: "Музыкально-компьютерные технологии", "Методика преподавания музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий", "Компьютерное музыкальное творчество", "Методика преподавания электронных музыкальных инструментов", "Аранжировка музыки на электронных музыкальных инструментах" и др.

Реализация концепции также предусматривает профессиональное развитие педагогов музыки и их методическую поддержку в Интернете. Разработанная коллективом авторов методическая система делает доступным общение широкого контингента учащихся (как будущих профессионалов, так и любителей) с музыкой в интерактивном режиме. За последние 10 лет была организована и проведена широкомасштабная апробация разработанной комплексной инновационной образовательной системы для различных ступеней образования, в частности в пилотных регионах России (многие учебные комплексы разработаны, внедрены и апробированы совместно с санкт-петербургской компьютерной студией "Март" при поддержке Национального фонда подготовки кадров). Так, внедрены в образовательный процесс: инновационный учебно-методический комплекс (ИУМК) "Музыка и информатика", 1-4 классы; учебно-методический комплекс (УМК) "Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта)", 9-11 классы; информационные источники сложной структуры (ИИСС) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) "Музыка в цифровом пространстве", 5-9 классы; "Звук и музыка в мультимедиа системах", 8-11 классы; система инклюзивного образования (равные возможности получения музыкального образования и реабилитация детей с ограниченными возможностями). Ресурсы находятся в свободном доступе в Сети (в настоящий момент абсолютно все созданные лабораторией продукты являются открытыми).

Например, ИИСС "Музыка в цифровом пространстве" - это практический курс освоения области знаний, формирующий навыки и умения по использованию новых музыкальных компьютерных технологий в музыкальной образовании и последующей творческой деятельности (представление нового материала на уроке и самостоятельная творческая деятельность учащихся). ИИСС содержит комплекс следующих обучающих ресурсов:
- коллекцию информационных источников (систематизированных в базе данных), включающую тексты, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, анимации (при необходимости) и пр., снабженных удобной навигацией для поиска необходимых материалов и их отбора с целью дальнейшего использования;
- модели уроков (готовые "лекции"), которые предлагают авторские варианты изложения теоретических материалов, а также заданий и творческих работ;
- инструментальные средства по отбору и поддержанию собственных траекторий уроков (формируются на основе ресурсов, представленных в коллекции ИИСС и, возможно, с использованием ресурсов, найденных или подготовленных учителем самостоятельно);
- комплект методических материалов, описывающих методы работы с ресурсной базой и моделями уроков, представленными в ИИСС, а также инструкции (или ссылки на соответствующие печатные и электронные издания) по использованию программ, предназначенных для работы с цифровой музыкой.

Учитель с помощью данного цифрового курса может решать педагогические и методические задачи: выбирать для сопровождения урока готовую "лекцию" и адаптировать её под собственные педагогические задачи (исключая или добавляя необходимые ресурсы); создавать собственную траекторию урока, используя материалы коллекции ресурсов и дополнительные материалы, собранные самостоятельно; отбирать практические и творческие задания для выполнения их на уроке или для домашней работы; организовать диалог на уроке с помощью заранее подобранной коллекции ресурсов. А ученик получает возможность использовать материалы коллекции ресурсов для выполнения заданий учителей, создавать собственные творческие проекты на основе изученного материала и предлагаемых методик по работе с цифровой музыкой, а также самостоятельного повышения уровня знаний и развития творческих способностей. Таким образом, ИИСС выступает в роли организатора диалога между учителем и учеником в процессе изучения и осознания особенностей музыкально-культурного пространства.5

5 Внедрение данного ИИСС в образовательный процесс способствует: улучшению качества освоения ряда традиционных музыкальных дисциплин, таких как классическая музыкальная литература, сольфеджио, композиция, аранжировка и др.; значительному расширению круга теоретических и практических представлений учащихся о современных формах музыки как вида искусства и о технологиях её создания; формированию новых художественно-эстетических представлений о компьютерной и электронной музыке; знакомству с новыми жанрами и направлениями в компьютерной и электронной музыке; приобретению знаний о возможностях использования музыкального компьютера для школьного музыкального творчества (компьютерной аранжировки, композиции, студийной работы и пр.); расширению представлений о новейших направлениях в музыке, связанных с новыми компьютерными технологиями; формированию знаний в области электронного звука и системных представлений о перспективах развития музыкального искусства в целом; формированию потребности учащихся в музыкальном образовании, в том числе с использованием музыкального компьютера; расширению возможностей профессиональной ориентации учащихся в области музыкально-компьютерных технологий.

Использование ИИСС в повседневной учебной деятельности позволяет: предоставить учащимся возможность приобрести практические навыки владения музыкальным компьютером как новым музыкальным инструментом; освоить новые знания и умения (в том числе и начальные профессиональные) через музыкально-практическую деятельность на уроках; получить представление об акустических возможностях музыкального компьютера, особенностях компьютерной инструментовки, работе в современной цифровой студии звукозаписи и т. д. Для решения этих задач разработано электронное пособие, состоящее из двух основных разделов.

Первый раздел "На пути к музыкальному компьютеру" предлагает информацию и структуру уроков по темам, посвящённым музыкальному творчеству в традиционном и компьютерном представлении. Данный раздел включает уроки по следующим темам:
- Музыка как информация (музыкальное искусство представляет собой специфический звуковой язык. Постижению различных форм и аспектов информативности музыкального языка посвящается данная тема);
- Музыкальные инструменты - от тетивы до синтезатора (рассказ о развитии музыкального инструментария в его исторической эволюции, а также о специфических особенностях и возможностях акустических и электронных музыкальных инструментов).

Второй раздел "Компьютерные уроки композиции и аранжировки" посвящён изучению и применению на практике существующих компьютерных программ по созданию и обработке цифровой музыки. Этот раздел включает:
- Сочинение как музыкальное программирование (изучение компонентов музыкального языка в непосредственной работе с ними);
- "Из Моцарта нам что-нибудь…" (знакомство с основами композиции на примере музыкальной классики);
- Сочинение шаг за шагом (практические занятия по сочинению и аранжировке в простейших формах и различных жанровых преломлениях);
- Звук и музыка в мультимедиа системах (многообразие проявления музыкальных цифровых технологий в различных видах искусств);
- Музыка без границ (практикум поиска музыкальной информации в сети, звукового оформления сайта Интернет, дистанционного общения учителя и ученика в процессе музыкального обучения).

Применение ИИСС в учебном процессе решает ряд актуальных для современного образования задач. Среди них: расширение источников получения знания, в том числе использование информационных возможностей Интернета (в форме домашней или факультативной работы); снижение нагрузки на учителя при подготовке к занятиям за счёт активизации творческого начала и индивидуальности его деятельности (создание собственных учебных траекторий); увеличение мотивировки получения знания от учеников за счёт введения в традиционные подходы изучения музыки компьютерных технологий и опоры на потребности личности в творческой самореализации; получение учеником опыта сотворчества с учителем и товарищами через разнообразные формы коллективной работы в освоении учебного материала.

Учебный процесс сопровождается научной деятельностью сотрудников лаборатории, которая осуществляется в рамках различных направлений. В частности, проводятся фундаментальные исследования по темам "Разработка концептуальных основ внедрения информационных технологий в музыкальное образование" и "Формирование информационной компетентности современного музыканта на основе музыкально-компьютерных технологий", защищены кандидатские диссертации, посвящённые функционированию музыкально-компьютерных технологий в музыкально-образовательном процессе, музыкальном творчестве, информационным технологиям в музыке и музыкальном образовании, компьютерному моделированию элементов музыкального творчества (И. В. Заболотская, С. В. Чибирёв, А. Камерис, А. В. Горельченко, Э. В. Кибиткина, М. Ю. Чёрная, С. Ю. Привалова и др.).

УМЛ "Музыкально-компьютерные технологии" организует и проводит ряд конференций, семинаров, участвует в выставках. Наиболее масштабные проекты здесь: постоянно действующий городской семинар "Новые информационные технологии в современном музыкальном образовании и творчестве", с докладами в рамках которого выступали композиторы, а также учёные из ряда университетов России и мира (Великобритания, Польша, США); ежегодная Международная научно-практическая конференция "Музыкально-компьютерные технологии в системе современного образования", которая проводится сотрудниками лаборатории совместно с различными учреждениями Санкт-Петербурга с 2008 года; ежегодная Международная научно-практическая конференция "Современное музыкальное образование", проводимая совместно с Санкт-Петербургской государственной консерваторией имени Н. А. Римского-Корсакова с 2002 года6 .

6 Тематика конференции (2012): актуальные проблемы музыкального образования в системе целостного художественного образования; проблемы профессионального музыкального образования; электронные музыкальные инструменты; новые тенденции в системе общего и специального музыкального образования; новые информационные технологии в музыкальном образовании и творчестве; компьютерная музыка; музыкальная информатика; музыкально-компьютерные технологии в начальном музыкальном образовании (ДМШ, ДШИ, лицеи); медиамузыка; теория музыки в современной музыкальной практике; компьютерное музыкальное творчество; проблемы реализации государственных стандартов в области музыки в школьном образовании.

Это требует, с одной стороны, подготовки музыкантов, разбирающихся в современных мультимедийных технологиях. С другой стороны, очевидна необходимость подготовки специалистов технического профиля, имеющих основы общего музыкального образования и владеющих знаниями в области программирования звука, звукового синтеза, аудио-инжиниринга, звукотембрального программирования, моделирования музыкально-творческих процессов, а также владеющих технологиями студийной звукозаписи и компьютерными программами, - то есть специалистов, способных заниматься моделированием как одним из методов объективного исследования музыкального творчества [ ; ]. Этим объясняется создание специальных, ориентированных на широкую аудиторию обучаемых, учебных курсов и учебных пособий, позволяющих на доступном уровне изложить принципы работы музыкального компьютера и электронного музыкального инструмента [ ; ; ; ].

Многогранность, глобальная применимость электронной и компьютерной музыки дают новые, по сути, безграничные возможности самореализации, стимулируют стремительное развитие интеллекта, поднимая обучение на новый уровень. Совместимость электронной музыки с традиционными музыкальными технологиями создаёт условия для преемственности музыкальных эпох и стилей, их взаимопроникновения и синтеза, укрепляя интерес к музыкальной культуре в целом. Успех в современном использовании подобных систем лежит в интеграции всех компьютерных возможностей (символьный и численный интерфейс, встроенная графика, музыка, мультипликация, анимация, базы и банки данных и т. д.).

Список литературы

  1. Беличенко В. В., Горбунова И. Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении информатике музыканта (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. 220 с.
  2. Горбунова И. Б. Информационные технологии в музыке: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, Т. 1. 2009. 175 с.; Т. 2. 2010. 210 с.; Т. 3. 2011. 399 с.
  3. Горбунова И. Б. Музыкальный звук: Монография. СПб.: СОЮЗ, 2006. 165 с.
  4. Горбунова И. Б. Музыкальный компьютер: Монография. СПб.: СОЮЗ, 2007. 400 с.
  5. Горбунова И. Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2004. № 4 (9). С. 123-138.
  6. Горбунова И. Б., Заливадный М. С., Кибиткина Э. В. Музыкальное программирование: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. 195 с.
  7. Горбунова И. Б., Камерис А. Концепция музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. 160 с.
  8. Горбунова И. Б., Привалова С. Ю. Музыкальный инструмент для каждого ребёнка. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. 117 с. . St. Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2011. 220 p. (In Russian).
  9. Gorbunova I. B. Informatsionnye tekhnologii v muzyke . St. Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2009, vol. 1. 175 p.; 2010, vol. 2. 210 p.; 2011, vol. 3. 399 p. (In Russian).
  10. Gorbunova I. B. Muzykal"niy zvuk . St. Petersburg: SOYuZ, 2006. 165 p. (In Russian).
  11. Gorbunova I. B. Muzykal"niy komp"yuter . St. Petersburg: SOYuZ, 2007. 400 p. (In Russian).
  12. Gorbunova I. B. Fenomen muzykal"no-komp"yuternykh tekhnologiy kak novaya obrazovatel"naya tvorcheskaya sreda. In Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena , 2004, no. 4 (9), pp. 123-138. (In Russian).
  13. Gorbunova I. B., Zalivadniy M. S., Kibitkina E. V. Muzykal"noe programmirovanie . St. Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2012. 195 p. (In Russian).
  14. Gorbunova I. B., Kameris A. Kontseptsiya muzykal"no-komp"yuternogo obrazovaniya v podgotovke pedagoga-muzykanta

    Горбунова И. Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория // ЭНЖ "Медиамузыка". № 1 (2012)..html

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ

Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств.

Компьютер предоставляет широкие возможности в творческом процессе обучения музыки, как на профессиональном уровне, так и на уровне любительского творчества.

Музыкальные компьютерные технологии открыли принципиально новый этап технического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки (в том числе трансляции по Интернету).

Одним из ведущих направлений в области музыкальной педагогики ХХI века выступает знакомство обучающихся с информационно-компьютерными технологиями . Освоение информационно-компьютерных технологий объективно необходимо:

· во-первых, для профессиональной подготовки композиторов и исполнителей,

· во-вторых, для использования как источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т. п.).

В некоторых вузах России электронные технологии, касающиеся музыкального творчества, изучаются как предмет учебного плана. В подобных учебных заведениях на основе компьютерных систем разрабатываются звуковые «словари», создаются музыкальные композиции с использованием световых и цветовых спецэффектов, кино-видеоряда, актерской пантомимы.


Компьютерные программы также используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. Компьютерные программы позволяют определять диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т. п. Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром». Он также может выступать как «тренажер» по дирижированию (с использованием телеаппаратуры). Компьютерные программы позволяют проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер представляется ценным источником библиографических и энциклопедических сведений.

Широко распространенные проектные задания с компьютерными презентациями, которые позволяют более наглядно представить либо иллюстративный материал.

3.1 Программные средства обучения музыки

Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы:

· музыкальные проигрыватели,

· программы для пения караоке,

· музыкальные конструкторы,

· музыкальные энциклопедии,

· обучающие программы,

· программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.

Первая группа программ включает такие программы, как Windows Media Player, WinAmp и т. д.

Они позволяют воспроизводить музыкальные файлы, создавать список мелодий, записывать их в различных форматах. Этот спектр программ широко известен всем пользователям операционной сиситемы Windows.

Для преподавания пения целесообразно использование таких программ, как например, VocalJam. Сочинить свою собственную композицию можно с помощью программы KarMaker. Эти программы построены по одному принципу – проигрывается «минус», а на экране выводятся слова песни.

Большую помощь на уроках музыкальной литературы, музыки оказывают музыкальные энциклопедии. Например,«Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия » , где собраны сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. С помощью данной энциклопедии можно узнать об истории развития какой-либо группы, о становлении рока, джаза, поп-музыки в различных странах, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний в энциклопедии имеется специальный раздел под названием «Викторина», состоящий из различных вопросов и музыкальных фрагментов.

В программе «Шедевры музыки» собраны обзорные материалы, о разных направлениях музыки, материал охватывает период от эпохи барокко до современной музыки. Кроме этого, в программе имеются биографические сведения о композиторах, описаны истории созданий известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу.


Программа «Музыкальный класс» , позволяет заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Эта программа носит обучающий характер. Она адаптирована для учащихся младших классов.

В программе имеется также раздел «Теория музыки» , в котором пользователь самостоятельно выбирает урок, прослушивает его и выполняет упражнения для проверки усвоения знаний. Недостатком программы является быстрый темп проигрывания музыкальный материалов.

В программе также предусмотрены режимы музыкальных игр, к примеру, «Крестики-нолики» , «Музыкальные кубики» . Сущность игр состоит в определении инструментов, ансамблей длительности нот. Данные игры позволяют составлять музыкальный диктант из кубиков.

Такой раздел программы, как «История музыкальных инструментов» содержит информацию о группах музыкальных инструментов, их видах и истории создания. А гармонично дополняет этот раздел программы режим работы «Электронное пианино ». Он дает возможность исполнить произведение на любом из предложенных 10 инструментов. Такое сочетание очень эффективно, так как наряду с теорией осуществляется и практика: пользователи не только теоретически изучают музыкальные инструменты, но и виртуально играют на них.

Ко всему прочему, программа «Музыкальный класс» оснащена «Киберсинтезатором ». Эта функция делает возможным создание собственного произведения в выбранном пользователем стиле. Своеобразный «музыкальный конструктор» легок в обращении, пользователь не нуждается в специальных знаниях.

Таким образом, программы, подобные программе «Шедевры музыки», являются хорошим средством вовлечения обучаемых в творческий процесс создания собственной музыки. Это также и способ формирования у них устойчивой мотивации и интереса к изучению данной дисциплины.

Создать собственное музыкальное произведение помогут и такие программы, как например, Cubase, FL Studio, Dance eJay. Это программы довольно сложны в обращении и требуют от пользователя детального изучения, навыков и умений.

Примером программы для написания и редактирования нотного текста является программа Final. Она также делает возможным сочинение мелодий, их аранжировку.

Использование на уроках компьютера и одновременно синтезатора привлекательно для обучаемых. Они могут прослушать произведение в исполнении преподавателя, самостоятельно исполнить произведение разными тембрами.

На правах рукописи

Заболотская Ирина Вадимовна

Новые информационные технологии в музыкальном образовании

диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Санкт - Петербург 2000

Работа выполнена на кафедре общей педагогики Российского государственного педагогического университета имени А И Герцена

Научный руководитель - член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Н А Терентьева

Официальные оппоненты - доктор педагогических наук, профессор М В Швецкий кандидат педагогических наук М Э Роненко

Ведущая организация - Ленинградский областной институт развития образования

Защита состоится ""ь ".Zro ?OQO года в " / О " часов на заседании диссертационногог совета К 1130503 по присуждению ученой степени доктора наук в Российском педагогическом университете имени А И Герцена по адресу 191186, Санкт - Петербург, наб р Мойки, д48, корпус 11, ауд

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке университета Автореферат разослан 14 04 2000 года

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент С А Писарева

Общая характеристика работы

Актуальность проблемы Одним из направлений развития современной педагогической науки и практики, отвечающим современному состоянию науки, культуры и человеческой деятельности, является процесс информатизации образования Новые информационные технологии, возникшие как следствие общей тенденции информатизации общества, находят все большее применение в образовательном процессе при преподавании различных дисциплин Более 10 лет в РГПУ им А И Герцена ведется работа, связанная с внедрением новых информационных технологий в сферу образования Идет поиск приемов и методов обучения, которые с помощью компьютерных технологий позволяют повысить эффективность учебновоспитательного процесса (Г А Бордовский, В А Извозчиков, Г Г Воробьев, И А Румянцев, В П Соломин Е А Тумалева, М В Швецкий) На сегодняшний день имеется большое количество теоретических и практических разработок по использованию компьютерной техники при преподавании естественнонаучных и гуманитарных дисциплин алгебры, геометрии, черчения, иностранных языков (Баранова Е И, Монцаев Н Г, Ходякова Г В, Удалов С Р), при объяснении многих абстрактных понятий и процессов физики («Электродинамика», «Квантовая физика»), биологии («Основы цитологии»), химии («Свойства металлов») и тд, которые невозможно наблюдать непосредственно (Смирнов В А, Галимов А М) Появилось и интенсивно развивается направление связанное с использованием возможностей сети Internet для образовательных целей (Дмитриева Е И, Уварова А Ю, Богданова Д А, Беляева А В, Федосеева А А, Ваграменко Ю А) Разрабатываются вопросы использования компьютерных средств в воспитательной работе с учащимися (Конаныхин Ю П, Локтюшина Е А) В то же время возможности информационных технологий в образовательном процессе изучены недостаточно Не выявлены педагогические возможности компьютера как средства обучения Необходимость исследования проблем использования новых информационных технологий в системе музыкального образования обусловлена группой факторов внешних, связанных с общими тенденциями развития общества и системы образования в целом и внутренних, обусловленных специфическими особенностями музыкального обучения и современной музыкальной практики В связи с тем что на сегодняшний день данные технологии не нашли систематического и целенаправленного применения в музыкальном образовании возникает необходимость в определении научнометодической основы их эффективного использования. Поэтому разработка системы использования новых информационных технологий в музыкальном образовании и определение педагогических условий их эффективного применения являются актуальными Объект исследования - новые информационные технологии в системе современного образования.

Предмет исследования - методическая система использования новых информационных технологий в процессе музыкального образования.

Цель исследования, обоснование методической системы использования новых информационных технологий в современном образовательном процессе (на примере музыкального образования).

Развитие и логика исследования предопределялись следующей исходной гипотезой" использование новых информационных технологий повышает эффективность образовательного процесса, если разработано соответствующее учебно-методическое и программное обеспечение учебных курсов,. определены разделы курсов музыкальных дисциплин, при изучении которых целесообразно использование новых информационных технологий;

Созданы условия для управления учащимися процессом обучения Для доказательства гипотезы требовалось решить следующие задачи .

1 Изучить современное состояние применения новых информационных технологий в системе современного образования для выявления основных тенденций и закономерностей её развития, которые отражаются затем на преподавании конкретных предметных областей.

2. Определить дидактические возможности современных компьютерных обучающих систем.

3. Разработать совокупность дидактических условий эффективного применения новых информационных технологий в системе музыкального образования.

5. Экспериментально проверить разработанную методическую систему В работе использовались следующие методы исследования.

1 Анализ имеющейся литературы по теме исследования.

2 Анализ практического опыта использования новых информационных технологий в учебном процессе 3 Беседа с опытными преподавателями по исследуемым вопросам.

4 Апробация и анализ результатов исследования в практике преподавания, на научно-методических конференциях и семинарах 5 Изучение качества знаний студентов и школьников при обучении музыкальным дисциплинам.

6 Проведение педагогического эксперимента и обработка результатов экспериментальных исследований.

Методологической основой исследования явились:. в философском плане теория познания;

В психологическом плане - теория организации умственной деятельности;

психолого-педагогические основы компьютерного обучения,. в методическом плане - дидактические основы формирования предметных знаний в современном музыкальном образовании.

Достоверность и обоснованность научных положений обеспечивается опорой на философские, социально-психологические и педагогические подходы в определении ведущих идей исследования; применением методов исследования, адекватных предмету, целям, задачам исследования; участием автора в опытно-экспериментальной работе, направленной на решение задач исследования, положительными результатами эксперимента.

1 этап (1995 - 1997) - изучение психолого-педагогической, философской литературы по проблеме исследования, анализ учебных программ, изучение и анализ дидактических возможностей компьютерных обучающих программ и музыкальных редакторов, анализ практического опыта использования новых информационных технологий в учебном процессе Анализ программ, учебников и методической литературы по выбранным дисциплинам.

2 этап (1997 - 1999) - разработка модели системы использования новых информационных технологий в музыкальном образовании, определение совокупности дидактических условий эффективного применения новых информационных технологий в системе музыкального образования, проведение педагогического эксперимента.

3 этап (1999 - 2000) - систематизация и интерпретация полученных в ходе исследования данных, обобщение результатов работы и оформление диссертации Научная новизна исследования заключается:. в теоретической разработке основ построения методической системы, позволяющей использовать новые информационные технологии в предметном обучении, выявлении педагогических условий, их эффективного применения;

Обосновании педагогических условий использования новых информационных технологий в музыкальном образовании;. выявлении педагогических возможностей информационных технологий в повышении эффективности образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и реализована методика использования новых информационных технологий обучения в практике преподавания музыкальных дисциплин на различных этапах современного музыкального образования, позволяющих значительно повысить уровень усвоения учебного материала в целом. Разработаны обучающие компьютерные программы, объясняющие теоретический материал трудных для восприятия учащимися разделов музыкальной теории.

Результаты исследования могут быть использованы при внедрении в практику преподавания музыкальных предметов новых информационных технологий обучения.

1. Методическая система использования новых информационных технологий в современном музыкальном образовании, состоящая из:

Принципов применения новых информационных технологий в музыкальном обучении;

Форм компьютерного обучения и управления учебным процессом;. методов компьютерной организации учебного процесса.

2. Система музыкальных заданий, дифференцированных по уровню усвоения учебного материала, индивидуальным способностям учащихся и интересам.

3. Педагогические условия, способствующие повышению эффективности музыкального образования с помощью новых информационных технологий:

Ориентация на социокультурные интересы учащихся;. целесообразность применения новых информационных технологий для решения поставленных учебных задач;

Органичное сочетание традиционных и компьютерных способов преподавания;

Наличие у преподавателя специальной подготовки, (технической и методической) обеспечивающей реализацию возможностей новых информационных технологий в педагогической деятельности.

Апробация работы . Основные результаты работы докладывались и обсуждались на следующих научных конференциях: Международной конференции «Региональная информатика - 95»; Международной научной конференции «Ноология, экология ноосферы, здоровье и образ жизни» 22-24 марта 1996г; конференции «Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования» 20-22 марта 1996г; Третьей международной конференции «Ребёнок в современном мире» 1996г; Международной конференции «Региональная информатика - 96»; конференции «Информационно-психологические проблемы личности и общества» - СПб., 1997; 2-ой международная научная конференция «Ноология, экология, здоровье, гуманизм» СПб-98, 21-24 января; Международной конференции «Региональная информатика - 98»; конференции «Новые информационные технологии в образовании» РГПУ им. А.И. Герцена. 1999.

Основные результаты работы изложены в методических рекомендациях по курсу «новые информационные технологии в современном музыкальном образовании», статьях по теме исследования.

Структура диссертации . Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются его цель, задачи, методы исследования, гипотеза, раскрываются научная новизна, теоретическое и практическое значение работы.

В первой главе - «Теоретический анализ применения новых информационных технологий в современном образовании» на основе изучения педагогической, философской и психологической литературы рассматривается влияние изменений, происходящих в науке, культуре и обществе на развитие педагогической науки, проблемы адаптации системы образования к потребностям современного общества в подготовке специалиста.

В диссертационном исследовании проводится анализ:. вопросов информатизации образования на основе работ Ершова А.П., Извозчикова В.А., Шолоховича В.Ф., Вержбицкого В.В., Вершинина О.Н. и др. (процесс информатизации образования - рассматривается как обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных, новых информационных технологий);

Вопросов взаимовлияния информатизации общества и развития личности (Г А Бордовский, В Н Васильева, В В Воронов, А К Воскресенский, В А Извозчиков, А И Ракитов, Тумалева Е А),. вопросов подготовки преподавателя в области новых информационных технологий обучения (Воробьев В И, В А Извозчиков, И А Румянцев, В П Соломин, Ершов А П, Жалдак М И, Л Е Само-вольнова) Анализ проблем образования человека в информационном обществе, фактором которого является процесс прогрессивно нарастающего использования информационной техники для производства, переработки, хранения и распространения информации и знаний, показал необходимость и закономерность введения новых информационных технологий в систему образования Это ставит принципиально новые задачи перед системой образования, которые требуют новых технологических решений, создают необходимость поиска научных подходов к организации учебного процесса, а также оптимального соответствия между сложившимися традициями и использованием новых информационных технологий обучения Информатизация современной системы образования дает реальные возможности создания условий учащимся для получения необходимого и качественного образования, построения открытой системы образования, создание системы опережающего обучения, создания предпосылок и условий для непрерывного самообразования, большей индивидуализации процесса обучения Одна из тенденций развития педагогических технологий состоит в интеграции информационных технологий и адаптации возможностей компьютеров для решения педагогических задач В работе рассмотрены основные понятия, используемые в педагогической литературе и практике использования новых информационных технологий в системе образования, такие как педагогическая информатика, информационные технологии, технологии компьютерного обучения, новые информационные технологии и т д Приведены определения понятия педагогическая технология разными авторами и этапы эволюции понятия «технология обучения» Для проведения данного исследования использовалось понятие технологии как системы педагогических технологий и технических возможностей современной техники, реализующей содержание обучения и обеспечивающей достижение поставленных дидактических целей Исследование опиралось на анализ процесса разработки педагогической технологии С А Смирнова, М В Кларина, Е С Заир-Бек и анализ новых информационные технологии обучения Определены такие основные требования к применению новых информационных технологий, как обеспечение развития личности, быть эффективными с педагогической и дидактической точек зрения, органично сочетаться с действующим учебным комплексом Рассмотрены возможности дистанционных (обеспечивающих эффект непосредственного общения между преподавателем и обучаемым на расстоянии) форм компьютерного обучения Новая информационная технология по-новому реализует содержание обучения и обеспечивает достижение поставленных дидактических целей, подразумевая научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса, расширяет диапазон предоставляемых учащимся знаний, появляется возможность большей индивидуализации учебного процесса (его содержания, темпов прохождения учебного материала), изменяет и предоставляет новые формы, методы и средства обучения Как универсальная педагогическая технология, объединяющая в себе элементы ранее используемых образовательных технологий, новые информационные технологии обучения позволяют органично сочетать традиционные и инновационные способы педагогического взаимодействия, на новом уровне формируют знания, умения и навыки, при этом способствуют развитию личности, удовлетворяя ее образовательные потребности и интересы Используемые обычно отдельные средства обучения и созданные комплексы этих средств и их систем не могут отразить все необходимые для решения поставленных учебных задач принципы обучения из-за отсутствия свойства интерактивности, часто не обеспечивают синтез форм наглядности При использовании компьютерных средств обучения в педагогической практике на первое место выходят особенности познавательной деятельности учащихся по усвоению, творческому применению полученных знаний, умений и навыков с заданной целью, выбранными преподавателем методами и организационными формами обучения Средства информационной технологии отличаются от традиционных средств обучения, прежде всего присущим им всем дидактическим свойством интерактивности, что позволяет активно вмешиваться в предлагаемую программу, строить тактику использования данного пособия в зависимости от уровня владения материалом, степени заинтересованности в данном конкретном материале, собственных психо-физиологических особенностей познавательной деятельности и т д Важным преимуществом компьютерной формы обучения является возможность изучения по индивидуальным программам тех предметов, которые обычно изучаются в группе, а это всегда более глубокое и полное усвоение материала Обучающие программы могут обеспечить каждому учащемуся собственную траекторию самообразования, т е возможность осваивать учебного материала той сложности и в том темпе, которые устанавливает сам учащийся, регулировать процесс восприятия информации вернуться назад для повторения материала, либо перейти к дальнейшему его прохождению, что способствует гибкости и естественности процесса обучения В результате создается психологически комфортная среда обучения Повышается эффективность самостоятельной, творческой работы учащихся Становится возможным создание системы управления и организации учебной деятельности обучаемых Использование новых информационных технологий обучения, как показал проведенный анализ, создает совершенно новые возможности реализации дидактических принципов индивидуализации и дифференциации обучения, сознательности и творческой активности, наглядности, научности, перехода от обучения к самообразованию, связи обучения с жизнью, с окружающей действительностью, посильной трудностью, прочности результатов обучения и развития познавательной способности Выделены основные составляющие базовой модели системы компьютеризации обучения факторы социально-образовательной обусловленности включения компьютерных технологий в процесс обучения, принципы функционирования системы, условия ее функционирования, основные компоненты системы (философско-методологический компонент, психолого-педагогический, научно-методический, научно-технический, мотивационнодеятельностный компоненты) Приведены принципы, положенные в основу модели компьютеризации обучения принцип социально-исторической и экономической обусловленности, принцип гуманистической направленности, принцип обоснованности, принцип целостности, принцип адаптивности Система компьютерного обучения рассматривается в данном исследовании как целостный процесс обеспечения образовательной практики теорией и методикой использования компьютерных технологий, направленный на реализацию целей обучения и развитие учащихся Использование компьютерных технологий направлено на повышение продуктивности педагогического процесса с учетом индивидуально-личностных особенностей его участников Во второй главе «Использование новых информационных технологий при изучении музыкальных дисциплин», обобщены результаты анализа.

Вопросов информатизации образования, новой информационной технологии как универсального механизма педагогической технологии,. теоретических вопросов построения методической системы (основ построения методической системы в общем виде - Титова Е В, Стефанова Н Л и методической системы компьютерного обучения -Егорова Т О, Апатова П В, Швецкий MB),. дидактических и музыкальных возможностей компьютерных обучающих программ и музыкальных редакторов,. учебной, методической литературы и опыта преподавания музыкальных дисциплин, как с помощью компьютерных систем, так и традиционными средствами преподавания И на основе проведенного анализа разработана методическая система использования новых информационных технологий в музыкальном образовании, определены педагогические условия, способствующие повышению эффективности музыкального образования с помощью новых информационных технологий Психолого-педагогический анализ имеющегося на сегодняшний день теоретического материала и опыта практического использования новых информационных технологий в педагогике и музыкальной культуре выявил необходимость поиска новых подходов к музыкальному обучению, что в свою очередь приводит к изменению содержания, методов и организационных форм обучения Данный анализ выявил противоречие между требованиями общества к подготовке специалистов, потребностями учащихся и традиционной системой музыкального образования Это обусловлено следующими факторами. информационные технологии, получившие широкое распространение, стали реальным достоянием музыкальной культуры и фактором ее развития, овладение новыми информационных технологиями дает дополнительные возможности для творчества и дальнейшей профессиональной самореализации,. наличием в системе музыкального образования дисциплин, содержащих большой объем информации (в основном дисциплин теоретического и исторического циклов),. наличием в системе музыкального образования трудностей, связанных и с большим объемом информации и со специфическими особенностями процесса музыкального обучения, которые не решаются традиционным путем Особенностью музыкального образования является высокая степень его индивидуализации На базе компьютерной техники созданы обучающие, тренажерные и контролирующих комплексы для различных дисциплин системы музыкального образования и развития творческих способностей учащихся Их использование позволяет подобрать для каждого учащегося индивидуальные способы приобретения знаний Учащийся может изучать материал в наиболее подходящем для него темпе, регламентировать формы и характер индивидуально-самостоятельной работы с программами, демонстрирующими различные аспекты теоретических дисциплин, обучающими элементами музыкальной грамоты, гармонии, анализа и др Как показал проведенный анализ возможностей использования компьютерных технологий в музыкальном образовании, их применение будет особенно эффективным и целесообразным в преподавании музыкально-теоретических дисциплин, что и определило логику данного диссертационного исследования В преподавании теории музыки, сольфеджио, гармонии, анализа музыкальных произведений, предметов музыкально-исторического цикла имеются определенные трудности которые возможно решить посредством внедрения в учебный процесс новых информационных технологий Такие как необходимость индивидуализации обучения, невозможность или малоэффективность самостоятельных (домашних) занятий учащихся по некоторым разделам курсов, отсутствие тембров, ансамблевого звучания, нетемперированных инструментов, негативно сказывающихся на развитии слуха (в частности, гармонического и тембрового) недостаточная иллюстративность изложения теоретической части курсов, отсутствие достаточного для полноценного усвоения материала времени для некоторых видов работ, трудоемкость письменных операций, проблема выработки определенных практических навыков учащихся при ограниченном количестве времени В работе определены общие принципы на которых базируется большинство музыкальных обучающих программ элементы музыкальных знаний, цели этих программ и как они взаимодействуют с учеником выявлены трудности использования компьютерных технологий в музыкально-образовательном процессе, сформулированы технические требования к программным средствам, рассмотрены методы формирования знаний, умений и навыков в конкретных видах работ по музыкальным предметам и на их основе разработаны конкретные методические рекомендаций по использованию новых информационных технологий в музыкальном образовании Выделены следующие компоненты методической системы использования новых информационных технологий в современном музыкальном образовании Выделены компоненты методической системы использования новых информационных технологий в современном музыкальном образовании Цели обучения Которые включают цели как желаемые перспективы в развитии личности и стандарты образования ориентацию на общепедагогические цели - приоритет целям развития личности, усиление интереса и мотивации обучения достижение специальных целей как общехудожественного воспитания (развитие творческих качеств личности, воспитание художественного мышления), и профессионального музыкального образования (развитие музыкальных способностей, формирование определенных знаний, умений и навыков) Содержание образования, которое должно удовлетворять запросы общества в подготовке специалиста, потребностям и интересам учащихся, предоставляя систему знаний и практических навыков, необходимых для дальнейшей музыкальной деятельности Данные положения выдвигают требования вариативности его построения Результаты обучения К таким результатам можно отнести достижение учащимися стандартов музыкального образования, включающей в себя овладение системой знаний и практических навыков, необходимых для дальнейшей музыкальной деятельности, обеспечение различных уровней овладения предметами, появление дополнительных возможностей профессиональной самореализации Принципы применения новых информационных технологий в музыкальном обучении Принцип целесообразности использования компьютерных технологий для приобретения знаний и навыков по изучаемой музыкальной дисциплине Принцип личностно ориентированного подхода, заключающегося в создании условий для приобретения лично значимых для учащихся профессиональных качеств Данный принцип предполагает возможности свободу выбора содержания и вариативность форм организации учебного процесса, что подразумевает и осуществление принципа индивидуального подхода, позволяющего каждому учащемуся развивать индивидуальные способности, выбирая собственную траекторию образования Принцип сочетания с традиционными методами, предполагающий осуществление интеграции в сферу традиционного образования и освоения новых информационных технологий Формы компьютерного обучения и управления учебным процессом дополняют и изменяют традиционно используемые формы, обеспечивая большую вариативность получения образования Такие, как обучение по индивидуальным программам, автоматизация практических занятий по развитию музыкальных способностей, включение игровых форм обучения, новых форм развития творческих способностей и творческой деятельности, форм дистанционного обучения Методы компьютерной организации учебного процесса методы компьютерной обработки информации, метод демонстрационных примеров, аудиовизуального восприятия информации компьютерного моделирования, компьютерного контроля учебной деятельности Для эффективного использования новых информационных технологий в сфере музыкального образования необходима реализация совокупности условий, включающих дидактические, психологопедагогические, личностные, и организационные аспекты педагогической деятельности Применительно к компьютерным средствам обучения педагогические условия рассматриваются как взаимосвязанную совокупность психолого-педагогических, дидактических и методических требований и научно-технических характеристик их функционирования Определены следующие педагогические условия, способствующие повышению эффективности музыкального образования с помощью новых информационных технологий. условие целесообразности применение компьютерных технологий для решения поставленных задач,. условие органичного сочетания традиционных способов преподавания и компьютерных средств (как дидактическое условие заключается во взаимообусловленной функциональной связи вербальных способов преподавания и учения и средств наглядности, определяемой методами обучения, структурой урока и особенностью компьютерной модели),. условие ориентации на социокультурные потребности и интересы учащихся предполагает использование возможностей новых информационных технологий для профессиональной самореализации учащихся, путем включения в процесс обучения новых творческих возможностей и форм музыкальной деятельности,.

Научно-технические условия, включающие оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой, соответствующей потребностям музыкально-образовательного процесса и наличие комплекса музыкальных и музыкально-образовательных программ различного уровня сложности,. условие наличия у преподавателя специальной подготовки, (технической и методической) обеспечивающей реализацию возможностей новых информационных технологий в педагогической деятельности. условие обеспечения преподавателей методическими рекомендациями по использованию данных средств обучения Третья глава - «Педагогический эксперимент» Экспериментальная работа по применению новых информационных технологий в музыкальном образовании проводилась в 1997-1998 годах В эксперименте участвовали учащиеся детской музыкальной школы Василеостровского района, студенты и магистранты факультета «музыки» РГПУ им А И Герцена Опытно-экспериментальная работа включала следующие этапы 1-ый этап - изучения состояния проблемы исследования по педагогической и учебной литературе, а также путем анализа практики работы преподавателей высшей и средней школы Данный этап включал. анализ теории и практики обучения музыкальным дисциплинам с помощью компьютерных технологий,. анализ дидактических и музыкальных возможностей компьютерных обучающих программ и музыкальных редакторов,. анкетирование учащихся и студентов,. беседы с преподавателями музыкальных школ и вузов, студентами Анализ имеющегося опыта преподавания музыкальных дисциплин при использовании новых информационных технологий позволил выявить следующие трудности, возникающие в процессе преподавания недостаточность подготовки преподавателей (технической и методической) для реализации возможностей компьютерных систем в учебном процессе, недостаток необходимого технического и методического обеспечения (в частности, отсутствие музыкальных обучающих программ по многим разделам музыкальных дисциплин) Результаты проведенного исследования были использованы для разработки методических рекомендаций по применению новых информационных технологий в музыкальном обучении 2-ой этап - изучение на практике влияния компьютерных технологий на учебный процесс Для проведения исследования были разработаны обучающие компьютерные программы, объясняющие теоретический материал трудных для восприятия учащимися разделов музыкальной теории - «интервалы», «аккорды» и использованы возможности музыкального редактора Encore На этом этапе были использованы компьютерные средства в следующем составе компьютеры IBM-PC Pentium -133, Pentium - 200, звуковые карты SBAWE, SB-64AWE Creative, синтезатор Yamaha 220 с интерфейсом MIDI Для выявления уровня интереса учащихся к изучению предмета с применением новых информационных технологий использовались материалы опросов учащихся, прошедших обучение с помощью компьютерных технологий и студентов и магистрантов факультета «музыки» РГПУ им А И Герцена с целью выявления их отношение к использованию компьютерных технологий в музыкальном образовании Результаты проведенного исследования показали, что использование обеспечивает возможность учащимся регламентировать формы и характер индивидуальносамостоятельной работы с программами, подобрать для индивидуальные способы приобретения знаний, регулировать процесс восприятия информации Что способствует более глубокому и полному усвоению материала 3-ий этап - обработка полученных результатов На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы.. важным преимуществом компьютерной формы обучения является возможность большей индивидуализации процесса обучения, что особенно актуально при прохождении тех курсов, которые обычно изучаются в группе,. использование данных технологий помогает заинтересовать учащихся повысить мотивацию обучения,. способствует повышению эффективности самостоятельной, творческой работы учащихся вследствие возможности интерактивного взаимодействия со средством обучения,.

способствует качественным изменениям в области знаний учащихся, в частности, созданию конкретных образов, подкрепляющих абстрактные знания, делающие их более осмысленными и личност-но принятыми,. дает возможность проявиться различным способностям учащихся, создавая условия для наиболее полного раскрытия своего потенциала, чему способствует выполнение различных творческих заданий и повышение интереса к предмету через различный характер деятельности (композитор, аранжировщик, исполнитель, интерпретатор и т д) или ее организацию Исследование позволило сделать ряд выводов, касающихся использования новых информационных технологий в музыкальном образовании 1 Потребности современной системы образования и требуют наличия в ней современных методов обучения 2 Новые информационные технологии, являются полифункциональным средством познания, универсальной образовательной технологией, обладающей адаптивными свойствами, способной объединить в себе элементы используемых ранее образовательных технологий, как обобщенный механизм взаимодействия сложившихся традиций и новаций Их использование способствует совершенствованию и централизации управления учебным процессом, оптимальному распределению информации, положительно влияет на особенности познавательной деятельность учащихся, дает возможность более полной реализации дидактических принципов, изменяет роль учителя, который выступает уже больше как руководитель, а не распространитель информации Последнее ставит вопрос о подготовленности преподавателей к использованию компьютерных средств, владение методологией, принципами и методикой их использования 3 Исследование проводилось на материале различных дисциплин (5 дисциплин) музыкального образования На их основе разработана система использования новых информационных технологий в музыкальном образовании, ориентированная на создание условий максимальной реализации возможностей новых информационных технологий 4 Выявлены педагогические условия эффективного использования новых информационных технологий в системе музыкального образования 5 Результаты экспериментальной проверки показали достаточную эффективность обучения с применением компьютерных технологий Проведенный эксперимент подтвердил что компьютерные формы и способы подачи учебной информации влияют на повышение результативности обучения Установлено, что компьютерные программы могут существенно активизировать развитие музыкального слуха и мышления, что обусловлено их интенсивными обучающими возможностями, их использование способствует качественным изменениям в области знаний учащихся, в частности, созданию конкретных образов, подкрепляющих абстрактные знания, делающие их более осмысленными и личностно принятыми Понимание элементов музыкального языка происходит с помощью ощущений и зрительно-наглядных представлений, что по сравнению с возможностями вербального общения имеет более конкретную, простую и динамичную природу восприятия Основные результаты исследования опубликованы в следующих работах 1 Компьютерные обучающие музыкальные системы в музыкальном образовании //Тезисы докладов международной конференции «Региональная информатика - 95» (в соавторстве) 2 Социокультурные и экологические проблемы ноосферного образования //Ноология, экология ноосферы, здоровье и образ жизни Тезисы докладов международной научной конференции 22-24 марта 1996г (в соавторстве) 3 Мультимедиа технологии в системе непрерывного музыкально-педагогического образования //Тезисы докладов конференции 20-22 марта 1996г «Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования»

4 Компьютеры и формирование музыкальной культуры ребенка //Третья междунар конфер «ребенок в современном мире» Тезисы докладов 1996г 5. Мультимедиа технологии в музыкальном образовании //Тезисы докладов международной конференции «Региональная информатика - 96» (в соавторстве).

6. Электронный учебник по курсу «теории музыки» //Тезисы докладов международной конференции «Региональная информатика - 96» (в соавторстве) 7. Новые информационные технологии в музыкальном образовании //«Проблемы информатизации» теоретический и научно-практический журнал 1996. №4.

8. Информационно-психологические аспекты компьютеризации музыкального образования //Информационно-психологические проблемы личности и общества. - СПб.;

9. Новые информационные технологии и формирование музыкальной культуры //2-я международная научная конференция «Ноология, экология, здоровье, гуманизм»

10. Новые информационные технологии и проблемы развития музыкального слуха //Тезисы докладов международной конференции «Региональная информатика Методические рекомендации по курсу «Новые информационные технологии в современном музыкальном образовании»

13. Возможности использования компьютерных технологий в музыкальном творчестве и образовании //Труды конференции «Региональная информатика - 98». 1999.

- с. 120 -125.

14. Компьютерные музыкальные обучающие программы //тез. докл. конф.

«Новые информационные технологии в образовании» РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.

Похожие работы:

«Вартанова Владлена Владимировна ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Ижевск 2007 Работа выполнена на кафедре педагогики и педагогической психологии ГОУ ВПО Удмуртский государственный университет Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор...»

«Грачев Юрий Александрович ПОВЫШЕНИЕ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ МВД РОССИИ Специальность 13.00.08 – теория и методика профессионального образования(педагогические наук и) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Санкт-Петербург – 2012 1 Диссертация выполнена в научно-исследовательской лаборатории социальной психологии и семьеведения Учреждения Российской академии образования Институт образования взрослых кандидат...»

«Фомченкова Юлия Андреевна СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ У БЕЗРАБОТНЫХ: ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД 13.00.05 – теория, методика и организация социально-культурной деятельности Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва 2013 1 Диссертация выполнена в областном государственном образовательном бюджетном учреждении высшего профессионального образования Смоленский государственный институт искусств на...»

«МКРТЧЯН Нина Михайловна МОДУЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ 13.00.08 – теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Ростов-на-Дону 2007 Работа выполнена в Педагогическом институте Южного федерального университета, на кафедре педагогики. Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Мареев Владимир...»

«КАМАЛИЕВА Галина Александровна ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ К ПРЕОДОЛЕНИЮ CОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ И ТРУДНОСТЕЙ 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Набережные Челны -2012 Диссертация выполнена на кафедре теории и методики физического воспитания и борьбы Набережночелнинского...»

«ЕРОШЕНКОВ Николай Викторович ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА МВД РОССИИ 13.00.08 – теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Белгород – 2014 2 Работа выполнена в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования Белгородский государственный национальный исследовательский университет Научный...»

«УДОВИНА Юстина Владимировна РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО -НРАВСТВЕННОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ В ВОСПИТАТЕЛ ЬНОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЫ 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Оренбург – 2008 2 Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Оренбургский государственный университет доктор педагогических наук, профессор Научный...»

«ПЕТРОВА Лилия Сергеевна МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УРАВНЕНИЯМ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ-ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКОВ, СПОСОБСТВУЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СУБКОМПЕТЕНЦИЙ 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (математика, уровень профессионального образования) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Красноярск – 2013 Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего...»

«ШИНКАРЕНКО Олег Валерьевич ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА) 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Набережные Челны – 2009 Работа выполнена на кафедре теоретических основ физического...»

«Алабужев Александр Ефимович ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Ижевск 2004 1 Работа выполнена в Государственном...»

«РУДЕНКО Владимир Владимирович ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ 13.00.08 – теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук Махачкала – 2008 Диссертация выполнена на кафедре общей и профессиональной педагогики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Армавирский государственный...»

«ПОСЯГИНА Татьяна Александровна ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА 13.00.08 – теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Уфа 2009 Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы доктор педагогических наук, профессор Научный...»

«СВЕЖЕНЦЕВА Ирина Борисовна ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОНРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА 13.00.08 – теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Белгород – 2014 Работа выполнена в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования Белгородский государственный национальный...»

«МОРГАЧЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПАРАДИГМ ФЕНОМЕНА УМСТВЕНОЙ ОТСТАЛОСТИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ РОССИИИ И США Специальность 13.00.03 – коррекционная педагогика (олигофренопедагогика) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук МОСКВА 2011 Работа выполнена на кафедре специальной педагогики и научно-методического обеспечения подготовки кадров для системы специального образования Государственного образовательного учреждения...»

«МАЛКОВА ИРИНА ЮРЬЕВНА КОНЦЕПЦИЯ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ШКОЛЕ Специальность 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Томск – 2008 Работа выполнена на кафедре общей и педагогической психологии ГОУ ВПО Томский государственный университет. Научный консультант: доктор психологических наук, профессор Прозументова Галина Николаевна...»

«Хайманов Маирбек Афанасьевич ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА НАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА Специальность 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Владикавказ – 2012 Работа выполнена в ФГБОУ ВПО Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент Гадзаова Людмила Петровна...»

«Кернерман Марина Вячеславовна Организационно-педагогические условия развития художественных умений и навыков у молодежи в учреждениях культуры 13.00.05 – теория, методика и организация социально-культурной деятельности Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва – 2011 2 Диссертация выполнена на кафедре культурно-досуговой деятельности при Московском государственном университете культуры и искусств Научный руководитель Жаркова...»

«Папанов Александр Иванович ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ ГОТОВНОСТИ К ОТВЕТСТВЕННОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В СПОРТИВНЫХ ТУРИСТСКИХ ГРУППАХ 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва – 2007 Работа выполнена в московском городском педагогическом университете на кафедре педагогики и психологии начального образования Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор...»

«ХАЙРУТДИНОВА Ирина Викторовна Формирование иноязычной коммуникативной деятельности руководителей органов внутренних дел 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования А в т о р е ф е р а т диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва 2013 2 Работа выполнена на кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами ФГКОУ ВПО Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации Сердюк Наталья Владимировна,...»

«РОМАНОВИЧ ВИТАЛИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ СИБИРСКОГО РЕГИОНА Специальность 13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва-2011 Работа выполнена в ГОУ ВПО Нижневартовский государственный гуманитарный университет Научный руководитель...»

Разделы: Музыка

Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я.А. Каменский и В.А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. И произошло это не потому, что изменилась природа самого ребенка – принципиально изменилась сама жизнь.

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.

Образование может быть продуктивным только тогда, когда в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей. А для этого и педагог должен быть современным. Опираясь на особенности современных детей, педагог должен уметь разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, создавать такие условия, в которых ребенок будет проявлять познавательную инициативу, развивать свои воображение и творческие способности, удовлетворит свою потребность к самореализации.

Помочь педагогу в решении этих задач может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Использование информационно-коммуникационных технологий, разработка собственных мультимедийных проектов, учебно-методических, игровых пособий и внедрение их в практическую деятельность позволяет педагогу повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, сделать процесс обучения интересным, а развитие ребенка эффективным, открывает новые возможности образования не только для ребенка, но и для самого педагога.

В практике работы музыканта-педагога применение информационно-коммуникационных технологий раскрывает огромные возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой и увлекательной. Занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

В качестве основной цели использования информационно-коммуникационных технологий на музыкальных занятиях можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся.

Применение информационно-коммуникационных технологий в музыкальном образовании и воспитании детей решает и ряд важных задач:

  • повышение мотивации учащихся к обучению;
  • развитие интереса учащихся к самостоятельной творческой деятельности; активизация творческого потенциала учащихся;
  • повышение интереса учащихся к музыкальной культуре;
  • обогащение методических возможностей организации совместной деятельности педагога и учащихся, придание ей современного уровня.

Использование в процессе музыкального образования и воспитания информационно-коммуникационных технологий стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти учащихся; позволяет сделать учебный материал более доступным для восприятия; расширить понятийный ряд пройденных музыкальных тем; способствует улучшению усвоения учебного материала. Применение информационных коммуникационных технологии в музыкальном обучении помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии можно включать во все виды музыкальной деятельности учащихся. Существует множество форм современных дидактических материалов, которые может создать педагог – музыкант с помощью информационно-коммуникационных технологий. Эти дидактические материалы способствуют оптимизации образовательного процесса, делают занятия насыщенными, интересными и познавательными. Итак, рассмотрим эти формы дидактических материалов подробнее.

Мультимедийная презентация

Презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Презентации незаменимы при знакомстве учащихся с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

В конце презентации возможны тестовые или творческие задания, которые выполняются как письменно, так и устно. В случае устного выполнения заданий возможны дискуссии, обсуждения, сопоставление различных точек зрения, что приведёт к главному выводу по теме, то есть к осознанию детьми художественно-педагогической идеи урока.

  • Демонстрация видеофрагментов опер, балетов, мюзиклов, документальных фильмов и др.
  • Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем педагогу необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися. То есть видеоинформация должна сопровождаться рядом вопросов развивающего характера, вызывающих ребят на диалог, комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей.
  • Виртуальные экскурсии по музеям музыкальных инструментов, по музеям-квартирам композиторов.
  • Для развития музыкальных способностей учащихся педагог может применять специальные мультимедийные музыкально-дидактические игры. Они в доступной, привлекательной форме способствуют развитию ладового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма.
  • При освоении теоретических сведений уместно использование мультимедийных проектов, учебно-методических пособий, демонстрационных материалов, созданных с помощью информационно-коммуникационных технологий, например плакат-иллюстрация, плакат-схема. Переведенные в цифровой формат, они, бесспорно, будут удобны для частого применения. Их можно демонстрировать по ходу объяснения материала; можно распечатать и раздать учащимся в качестве раздаточного наглядного материала.
  • Такой вид музыкальной деятельности как пение тоже предполагает использование информационно-коммуникационных технологий. Так, условием выразительного пения является понимание учащимися музыкального образа песни, понимание смысла ее текста. Помощь в решении этой задачи может оказать создание картотеки электронных иллюстраций и презентаций к различным песням. Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, дикцией и другими элементами вокально-хоровой звучности можно использовать видеоролики с участием детей: записывается на видеокамеру исполнение детьми песни, затем совместно с учащимися эта запись просматривается и обсуждается.
  • При обучении ребенка игре на музыкальном инструменте можно использовать презентации-концерты, для знакомства с музыкальным инструментом и спецификой его звучания.
  • Возможно также использование интернет-ресурсов для выполнения учащимися домашних заданий, разработку и применение новых тестовых заданий с учётом технологий личностно-ориентированного обучения, а также выполнение учащимися творческих заданий с использованием информационно-коммуникационных технологий.

В заключение хотелось бы отметить важность и нужность использования педагогом-музыкантом информационных технологий. Это способствует повышению интереса учащихся к обучению, повышению эффективности обучения, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей.

Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять.

Использование информационно-коммуникационных технологий – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному образованию.

Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов обучения.

Список использованной литературы

  1. Белобородова В. Методика музыкального образования. - М.: Академия, 2010.
  2. Дмитриева А., Черноиваненко Н. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Академия, 2011.
  3. Захарова И. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для высш. учеб. Заведений. - М.: “Академия”, 2008.
  4. Кларин М. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Просвещение, 2009.
  5. Селевко П. Современные преподавательные технологии. – М.: Просвещение, 2010.
  6. Штепа В. Компьютерные обучающие программы на уроках музыки. – М.: Просвещение, 2011.

Интернет-ресурсы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Определение понятия инновационной деятельности и ее составляющие. Изучение роли современных Интернет-технологий в библиотечной деятельности на примере Центральной детской библиотеки. Веб-квест как одна из форм привлечения читателей в библиотеку.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2017

    Основные задачи современных библиотек и развитие информационных технологий. Агрессивные способы рекламы и продаж, манипулятивные стратегии отдельных участников рынка. Комплектование библиотек как стабильная и перспективная сфера книжного бизнеса.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2011

    Перспективы внедрения PR-технологий в учреждениях культурно-досуговой сферы. Использование возможностей сети Интернет для рекламы. Привлечение ресурсов с помощью веб-сайта. Применение новых технологий для работы с фотографиями, киноматериалами, музыкой.

    реферат , добавлен 17.07.2012

    Общая характеристика деятельности библиотеки. Проблематика пропаганды музыкального искусства. Мероприятия библиотеки в вопросах пропаганды музыкального искусства. Взаимоиспользование фондов музыкальной литературы и нотных изданий библиотечных учреждений.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2014

    Виды библиотечных инноваций. Информационные запросы пользователя. Использование технических средств. Объекты библиотечных инноваций. Сервисы сети Интернет. Структура управления библиотекой и их структурные изменения. Web-сайт МБУК "ЦБС" г. Ноябрьска.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2016

    Сеть Интернет как средство общения многих людей. Особенности молодежного сленга в Интернете как стиля современного русского языка в виртуальном пространстве. Сетевой язык как новый стиль онлайнового общения. Причины возникновения и использования сленга.

    презентация , добавлен 07.10.2016

    История развития английского музыкального театра, формирование творческой личности Бенджамина Бриттена. Драматургия опер "Питер Граймс", "Поругание Лукреции", "Альберт Херринг". Проблема синтеза национальной традиции и интернационального эклектизма.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2012

    Продюсирование, его виды и характерные особенности. "Раскрутка" как одно из основных понятии продюсирования. Возникновение конфликтов внутри творческого коллектива. Характеристика группы "Bad holiday" как пример коммерческого музыкального коллектива.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2016



Просмотров