Какое расширение имеет файл содержащий графику. Векторные форматы

Сегодня пойдет речь о форматах изображений их особенностях и отличительных чертах. Многие из нас знают, что изображения имеют разные форматы, но не все понимают, почему их такое множество и какие у них отличительные черты.

Любое изображение, хранящееся на компьютере, имеет свой графический формат. Каждый из графических форматов имеет свои свойства и своё предназначение. На сегодняшний день существует огромное количество графических форматов. Большую часть графических форматов, мы будем рассматривать на основе одного из самых популярных графических редакторов Adobe Photoshop. Почему именно фотошоп, все просто, этот графический редактор обладает наибольшим количеством форматов.

Но дополнительно, постараемся разобрать и другие широко известные форматы изображения.

Итак, приступим:

PSD – это собственный формат программы Adobe Photoshop, он позволяет сохранять всю проделанную работу над изображением. А именно прозрачность, режимы смешивания слоев, тени, слои, маски слоя и все остальные мелочи работы проделанной с изображением. Этот формат обычно используется, если работа над изображением до конца не завершена. Так же его часто используют для разработки макета сайта, так как производить верстку с данного файла удобно видя все слои и элементы. А во всех остальных случаях его использование нет смысла, так как он имеет значительно большой размер файла по отношению к другим форматам.

TIFF – позволяет максимально точно сохранить подготовленный проект фотошопа. Он содержит не только пиксельную информацию, но также плотность точек на изображение при печати dpi. Еще он может хранить несколько слоев изображения плюс информацию о прозрачности каналов. Использование этот формат получил в основном в полиграфии.

BMP – это точечный рисунок. Изображение в этом формате состоит из массы точек, каждая из которых содержит свой цвет. Этот формат имеет очень большой размер и хорошо подвергается сжатию архиваторами. Потери качества в BMP не значительное, однако, он уступает TIFF.

JPEG – это самый широко используемый формат. Он получил широкое использование в цифровой технике (фотоаппаратах). Причина столь широкого использования это довольно не плохое качество и маленький размер файла. Но маленький размер говорит о том, что значительно теряется качество изображения. Все дело в алгоритме сжатия изображений, он состоит в том что, сжимаясь, изображение значительно теряет точность. Этот формат по этим причинам не желательно использовать в полиграфии. Но плюсом является то, что их удобно посылать по email (электронной почте), выкладывать в Интернете и хранить на дисках.

GIF – в основном используется для изготовления графики для Интернета. Он не годится для сохранения фотографий, так как имеет ограничение по цветопередаче, по этим же причинам он не годится для полиграфии. Изображение данного графического формата состоит из точек, которые могут включать в себя от 2 до 256 цветов. Ограниченность цветопередачи и поддержка прозрачности делают его незаменимым для хранения изображений с минимум цветов, например логотипов. Еще одна особенность формата это возможность изготовления анимированных изображений. Широко применяют для создания gif (анимированных) баннеров.

EPS – можно назвать наиболее надежным и универсальным форматом. Он в основном предназначен для передачи в издательства, возможность создания и использования данного формата практически всеми графическими редакторами. Использовать данный формат имеет наибольший смысл только в том случае, если вывод осуществляется на PostScript-устройстве.

Этот формат уникален он поддерживает все необходимые для печати, может записывать данные в RGB, обтравочные контуры, а также использование шрифтов и другое. Первоначально EPS разрабатывался как векторный формат, ну а позднее уже появилась его разновидность растра — Photoshop EPS.

PNG – это графический формат, который пришел совсем недавно на смену Gif формату, и уже успел, стань очень популярным из за того, что умеет держать прозрачность и полупрозрачность что было не возможно в его предшественнике gif. Это значит что png держит полупрозрачность в диапазоне от 1 до 99% при помощи альфа-канала с 256 градациями серого. Прозрачность работает следующим образом, в файл записывается информация о гамма — коррекции. Гамма-коррекция представляет собой определенное число яркости, контраста монитора. Это число в последующем считывается из файла и позволяет откорректировать отображение изображения за счет поправок яркости.

PICT – это собственный формат Макинтош. Формат способен включать в себя как растровую, так и векторную информацию, текст, а также звук, использует RLE-компрессию. Битовые PICT-изображения могут иметь абсолютно любую глубину битового представления. Векторные же PICT-изображения, которые практически исчезли из использования в наши дни, имели необычные проблемы толщины линии и другие отклонения во время печати.

Формат используется для Макинтош, и при создании определенных презентаций только для Мак. На обычных компьютерах (не мак) PICT – формат представлен с расширением.pic или.pct, считывается определенными программами, работа с этим форматом зачастую бывает не простой.

PDF –формат предложен и разработан компанией Adobe, как формат для электронной документации, различных презентаций и верстки для пересылки его по электронной почте. И его проектная особенность была обеспечить компактный формат. По этим причинам все данные в pdf могут сжиматься, причем особенность в нем такая, что к разного рода информации применяются разные, более подходящие для этих типов данных сжатия: JPEG, RLE, CCITT, ZIP.

PCX – формат растрового изображения. Файлы pcx типа используют стандартную палитру цветов, этот формат был расширен для хранение 24-битных изображений. Этот формат аппаратно зависим. Предназначен хранить информацию в файле в том же виде, что и в видео-плате. Чтобы совместить этот формат со старыми программами необходима поддержка EGA-режима видеоконтроллера. Алгоритм сжатия быстрый и занимает малый объём памяти, но не очень эффективен, не подойдет для сжатия фотографий и детальной компьютерной графики.

ICO – этот формат разработан для хранения значков файлов. Размеры ico файлов могут быть любыми, но наиболее используемые значки со сторонами в 16, 32 и 48 пикселей. Еще используются иконки с размерами 24, 40, 60, 72, 92, 108, 128, 256 пикселей. Данные в значках обычно не сжимаются. Значки бывают в цвете True Color, High Color , или с четко фиксированной палитрой. По своей структуре файлы ICO наиболее близки к BMP формату, но отличаются от bmp присутствием маски, накладываемой на задний план с помощью операции побитового «И», что дает возможность реализовать прозрачность.

Наложение основного изображения при помощи «исключающего ИЛИ» может даже инвертировать пиксели там, где задний план был не замаскирован. А уже с Windows XP начали поддерживаться 32-битные иконки - каждому пикселю соответствует 24-бита цвета плюс 8-битный альфа-канал, который позволяет реализовать частичную прозрачность 256 уровней. При помощи альфа-канала также имеется возможность отобразить значок со сглаженными краями а также с тенью, сочетать с разным фоном, маска значка в этом в таком случае игнорируется.

CDR – это векторный формат изображения или рисунка, созданный при помощи программы CorelDRAW. Данный формат разработан компанией Corel для его использования в собственных программных продуктах компании. CDR — изображения не поддерживаются многими графическими редакторами. Но это не проблема, файл можно легко экспортировать при помощи все того же CorelDRAW в более распространенные форматы изображений. Изображения, созданные в CorelDRAW и имеющие расширение CDR также можно открыть программой Corel Paint Shop Pro. Для наилучшей совместимости, компания Corel рекомендует сохранять файлы в CorelDRAW формате CDR более ранней версии. Файлы CDR десятой и более ранней версии, можно открыть используя и программу Adobe Illustrator.

AI — это векторный формат изображений, название которого произошло от сокращения имени векторного редактора AdobeIllustrator. Поддерживается практически всеми графическими программами, которые каким либо образом связанны с векторной графикой. Ai является одним из лучших промежуточных посредников для передачи изображения из одного редактора в другой. Отличительной и очень важной чертой формата является его наибольшая стабильность и совместимость с PostScript, что представляет большую ценность для издательств полиграфической продукции.

RAW – это формат данных, содержащий в себе необработанную информацию (или обработанную в минимальной степени), созданный напрямую поступающей информацией с матрицы фотокамеры (видеокамеры и д.р.). Этим форматом обозначают не только фото данные, но и исходные данные звукозаписи или видео. Данный формат хранит всю информацию о файле и имеет больший потенциал для обработки фотографий, нежели формат JPG. RAW сохраняет максимально возможное качество. Данные в RAW-файлах могут быть несжатыми, сжатыми без потерь или сжатыми с потерями.

RAW — файлы у ряда производителей фотокамер, имеют собственный формат расширения такой как у Canon – CR2, Nikon – NEF. У многих других предложенный Adobe формат DNG, это такие компании как Leica, Hasselblad, Samsung, Pentax, Ricoh. Если в фотошопе отсутствует камера raw для вашего фотоаппарата, то файлы не откроются, для этих целей создана от адобе.

SVG – формат масштабируемой векторной графики (Scalable Vector Graphics). Формат создан W3C. В соответствие со спецификацией он создан для описания двумерной векторной и смешанной векторной/растровой графики в XML. Включает в себя три типа объектов: фигуры, изображения и текст. Поддерживает неподвижную, анимированную так и интерактивную графику. Создавать и редактировать можно как в текстовых редакторов посредством правки кода, так и в любом графическом редакторе для векторной графики (Adobe Illustrator, Inkscape, CorelDRAW, Corel SVG Viewer). SVG – это открытый стандарт не является чьей либо собственностью.

Из достоинств формата SVG можно выделить. Масштабируемость без потери качества изображения. Текст в SVG является текстом, а не изображением, благодаря этому его можно выделять, копировать, он индексируется поисковиками (при использование на сайте). Интерактивность графики, дает возможность к каждому из элементов привязать свои события. Доступность использования растровой графики внутри документа. Анимация, которая реализована в SVG с помощью языка SMIL. Совместимость с CSS, дает возможность задавать свойства объектов такие как, цвет, фон, прозрачность и др.. SVG легко интегрируются с HTML и XHTML документами. Уменьшение количества запросов HTTP. Небольшой вес файла по сравнению с растровой графикой.

Форматы файлов — основа работы с цифровыми фотографиями. расскажет вам о всех основных форматах графических файлов.

RAW.

Формат файлов содержащий необработанную информацию, поступающую напрямую с матрицы фотокамеры. Эти файлы не обрабатываются процессором камеры (в отличие от JPG) и содержат оригинальную информацию о съемке. RAW может быть сжат без потери качества.

Преимущества RAW очевидны — в отличие от JPG, который был обработан в камере и уже сохранен с сжатием данных — RAW дает широчайшие возможности по обработке фотографии и сохраняет максимальное качество.

Заметка. Разные производители фототехники используют разные алгоритмы для создания RAW в своих камерах. Каждый производитель придумывает собственное разрешение для своего RAW-файла — NEF — Nikon, CR2 — Canon…

JPEG (он же JPG).

Это самый распространенный формат графических файлов.

Свою популярность JPG заслужил гибкой возможностью сжатия данных. При необходимости изображение можно сохранить с максимальным качеством. Либо сжать его до минимального размера файла для передачи по сети.

В JPG применяется алгоритм сжатия с потерей качества. Что это нам дает? Явный минус такой системы — потеря качества изображения при каждом сохранении файла. С другой сжатие изображения в 10 раз упрощает передачу данных.

На практике, сохранение фотографии с минимальной степенью сжатия не дает видимого ухудшение качества изображения. Именно поэтому JPG — самый распространенный и популярный формат хранения графических файлов.

TIFF.

Формат TIFF очень популярен для хранения изображений. Он позволяет сохранять фотографии в различных цветовых пространствах (RBG, CMYK, YCbCr, CIE Lab и пр.) и с большой глубиной цвета (8, 16, 32 и 64 бит). TIFF широко поддерживается графическими приложениями и используется в полиграфии.

В отличии от JPG, изображение в TIFF не будет терять в качестве после каждого сохранения файла. Но,к сожалению, именно из-за этого TIFF файлы весят в разы больше JPG.

Право на формат TIFF в данный момент принадлежит компании Adobe. Photoshop может сохранять TIFF без объединения слоев.

PSD.

Формат PSD используется в программе Photoshop. PSD позволяет сохранять растовое изображение со многими слоями, любой глубиной цвета и в любом цветовом пространстве.

Чаще всего формат используется для сохранения промежуточных или итоговых результатов сложной обработки с возможностью изменения отдельных элементов.

Так же PSD поддерживает сжатие без потери качества. Но обилие информации, которое может содержать PSD файл, сильно увеличивает его вес.

BMP.

Формат BMP один из первых графических форматов. Его распознает любая программа работающая с графикой, поддержка формата интегрирована в операционные системы Windows и OS/2.

BMP хранит данные с глубиной цвета до 48 бит и максимальным размером 65535×65535 пикселей.
На данный момент формат BMP практически не используеться ни в интернете (JPG весит в разы меньше), ни в полиграфии (TIFF справляеться с этой задачей лучше).

GIF.

Формат GIF был создан на заре интернета для обмена изображениями. Он может хратить сжатые без потери данных изображения в формате до 256 цветом. Формат GIF идеально подходит для чертежей и графиков, а так же поддерживает прозрачность и анимацию.
Так же GIF поддерживает сжатие без потери качества.

PNG.

Формат PNG создан как для улучшения, так и для замены формата GIF графическим форматом, не требующим лицензии для использования. В отличии от GIF, у PNG есть поддержка альфа-канала и возможность хранить неограниченное количество цветов.

PNG сжимает данные без потерь, что делает его очень удобным для хранения промежуточных версий обработки изображений.

JPEG 2000 (или jp2).

Новый графический формат, созданный для замены JPEG. При одинаковом качестве размер файла в формате JPEG 2000 на 30% меньше, чем JPG.

При сильном сжатии JPEG 2000 не разбивает изображение на квадраты, характерные формату JPEG.

К сожалению, на данный момен этот формат мало распростанён и поддерживается только браузерами Safari и Mozilla/Firerox (через Quicktime).

Краткая аннотация: Методы сжатия графических данных. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ. Преобразование файлов из одного формата в другой.

Цель: знать методы сжатия графических файлов, уметь различать форматы графических файлов и понимать целесообразность их использования при работе с различными графическими программами.

Изображение характеризуется максимальным числом цветов, которые могут быть в нем использованы, то есть иметь различную глубину цвета . Существуют типы изображений с различной глубиной цвета - черно-белые штриховые, в оттенках серого, с индексированным цветом, полноцветные. Некоторые типы изображений имеют одинаковую глубину цвета, но различаются по цветовой модели. Тип изображения определяется при создании документа.

Полутоновые изображения.

Эти изображения содержат пиксели одного цвета, но разной яркости. Каждый пиксель может принимать 256 различных значений яркости от 0 (черный) до 255 (белый). Этого вполне достаточно, чтобы правильно отобразить изображение, например, черно-белую фотографию.

Любое изображение можно превратить в полутоновое. Если исходный материал, например, цветная фотография, то она станет монохромной.


Рис. 1.7.

Изображения с индексированными цветами

Индексированные цвета называются так по той причине, что в этом режиме каждому пикселю изображения присваивается индекс, указывающий на определенный цвет из специальной таблицы, называемой цветовой палитрой. В индексированных палитрах не бывает более 256 цветов, однако может быть гораздо меньше. Чем меньше цветов в палитре, тем меньше памяти требуется для хранения цвета каждого пикселя и, следовательно, тем меньше размер файла изображения.


Рис. 1.8.

Полноцветные изображения

Полноцветные изображения не имеют никаких ограничений по количеству цветов и могут быть представлены более чем 16 млн оттенков.


Рис. 1.9.

Форматы графических файлов

Формат - структура файла, определяющая способ его хранения и отображения на экране или при печати. Формат файла обычно указывается в его имени, как часть, отделённая точкой (обычно эту часть называют расширением имени файла).

Расширение - это несколько букв или цифр, находящихся после точки в имени файла.

Например, окончание имени (расширение) ".txt" обычно используют для обозначения файлов, содержащих только текстовую информацию, а ".doc" - содержащих текстовую информацию, структурированную в соответствии со стандартами программы Microsoft Word. Файлы, содержимое которых соответствует одному формату, называют файлами одного типа.

Форматы графических файлов определяют способ хранения информации в файле (растровый, векторный), а также форму хранения информации (используемый алгоритм сжатия).

Сжатие применяется для растровых графических файлов, т.к. они имеют достаточно большой объем.

В таблице 1 приведена краткая характеристика часто используемых графических форматов файла.

Таблица 1.1. Характеристика графических форматов
Формат Режим изображения Тип графической информации Применение
ВМР Только индексированные цвета Рисунки типа аппликации, содержащие большие области однотонной закраски. Формат поддерживается всеми приложениями. Не применяется в издательской деятельности из-за большого объёма файлов.
TIFF Все Рисунки типа диаграмм Универсальный формат для хранения сканированных изображений с цветными каналами. Включает схемы сжатия для уменьшения размера файла. Важным достоинством формата является его переносимость на разные платформы. В традиционном виде TIFF можно считать предпочтительным форматом для изготовления макетов, ориентированных на типографскую печать и другие способы тиражирования.
PSD Поддерживает все типы изображений Любые изображения Является внутренним для программы Adobe PhotoShop. Единственный формат, в котором сохраняются все сведения о документе, включая слои и каналы. Однако, готовое изображение лучше сохранять в других графических форматах, по двум причинам. Во-первых, файл PSD по размеру гораздо больше. Во-вторых, этот формат не импортируется программами верстки и объектной графики.
JPEG Только полноцветные изображения в моделях RGB и CMYK Полноценные фотографии или образцы художественной графики, включающие тонкие переливы цветов. Предназначен для сохранения точечных файлов со сжатием. Сжатие по этому методу уменьшает размер файла от десятых долей процента до ста раз (практический диапазон - от 5 до 15 раз), но сжатие в этом формате происходит с потерями качества (в пределах допустимого). Очень эффективный алгоритм сжатия обусловил широчайшее распространение JPEG в среде World Wide Web. Использование этого формата в полиграфии не рекомендуется.
GIF Только индексированные изображения Рисунки типа диаграмм - изображения имеют большие области однородной окраски с четко очерченными границами; анимированные изображения Создан специально для передачи изображений в глобальных сетях. Обладает самым эффективным методом сжатия, что необходимо для сокращения времени передачи изображений. Новая версия допускает хранение в одном файле нескольких изображений. Чаще всего такая возможность используется на страницах Web. Web-браузер демонстрирует изображения, находящиеся в файле GIF, последовательно.
PNG Поддерживает полноцветные изображения RGB и индексированные изображения. Цветные изображения с плавными переходами от непрозрачных к прозрачным областям Само название формата, Portable Network Graphics, говорит о его предназначении – для передачи изображений в сетях. Возможно использование единственного дополнительного канала для хранения маски прозрачности. Имеет эффективный алгоритм сжатия без потери информации. Формат применяется на Web.
EPS Все Векторная графика, шрифты, растрированные изображения Применяется в полиграфии. Возможно хранение информации о растрировании, контуров и кривых калибровок.

Все изобилие изображений, используемых на компьютерах, можно разделить на три больших группы. Прежде всего, 2D-графика, в которой создаются плоские (не имеющие третьей координаты) изображения, к этой группе относятся растровая и векторная графика. Затем 3D-графика и анимационная графика.

Поскольку изображения создаются с использованием специальных инструментов - графических редакторов, - рассмотрение форматов файлов невозможно без учета их особенностей. Прежде всего, что такое графический файл? В самом общем случае, это принятая в данном графическом редакторе система информации об изображении и способ ее сохранения (записи). Такая система информации может содержать как данные общего характера (представление изображения на том или ином устройстве отображения, размер, разрешение, тип принтера для печати, степень и способ сжатия информации), так и данные, являющиеся специфическими, уникальными. Такие данные создаются на этапе редактирования изображения и предназначены для последующего использования при редактировании. Так, например, файлы CorelDraw содержат информацию о кривых, файлы Photoshop - информацию о слоях, каналах и т.д. Каждый графический редактор кодирует определенным образом эту информацию при записи (сохранении) на носитель. Таким образом, под форматом графического файла следует понимать совокупность информации об изображении и способ ее записи в файл. В общем случае все графические форматы можно разделить на две группы. Форматы общего назначения содержат только само изображение и предназначены для хранения, переноса или просмотра изображений (gif, tiff, jpeg и др.) и специфические форматы, предназначенные для хранения промежуточных результатов редактирования изображений (cdr, cpt, psd, ai и др.).

Остановимся подробнее на группе 2D в силу наибольшей ее распространенности. Изображение в растровой графике представляет собой упорядоченный массив единичных элементов (пикселов для монитора или точек для принтера), содержащих информацию о цвете. Количество таких элементов определяется размером изображения и разрешением, а размер файла дополнительно зависит от используемой цветовой палитры (черно-белая или 1- битная, оттенки серого и 256 цветов или 8-битная, high color или 16-битная, true color или 24-битная). Векторная графика содержит математические описания кривых и цветовых заливок (областей, залитых одним цветом и областей градиентов), составляющих изображение. Вопрос о разрешении и цветовой палитре решается непосредственно перед выводом файла на конкретное физическое устройство и с учетом его характеристик. В полиграфии этот процесс известен как RIP - процесс растрирования изображения.

Сжатие файлов. Поскольку графические файлы, как правило, имеют большой размер, полезной оказывается возможность сжатия (упаковки) информации. В настоящее время известны два способа сжатия - без потери и с потерей качества. Алгоритмы сжатия без потерь аналогичны алгоритмам обычных архиваторов (LZH, PKZIP, ARJ). Самый известный из них LZW (LZ84) широко используется в популярных растровых форматах GIF, TIFF. Алгоритмы сжатия с потерей качества отбрасывают информацию, не воспринимаемую человеком (JPEG, PCD). Степень упаковки в этом случае гораздо выше, но происходит медленнее и может привести к ухудшению качества (в зависимости от выбранной степени сжатия). Главный недостаток этого алгоритма заключается в невозможности пересжатия без значительной потери исходного качества изображения. Поэтому сохранять в формате JPEG рекомендуется только конечные результаты редактирования, и ни в коем случае не промежуточные.


Форматы общего назначения

Microsoft Windows Bitmap (BMP)

Формат для хранения растровой графики в среде Microsoft Windows (например, экранные обои и заставки). Поддерживает 1-, 4-, 8-, 24-битный цвет. Допускает сжатие без потери качества.

Kodak Photo CD (PCD).

Разработчик - фирма Kodak. Формат предназначен для хранения слайдов и негативов, отснятых с помощью камеры типа Kodak Photo CD. В каждом файле хранится 5 копий одного изображения разного размера и качества от 192x192 до 3072x2048 пикселов. Программно записать изображение формата PCD на компьютере невозможно, возможен только импорт изображения в графический редактор, поддерживающий этот формат.

Zsoft PC PaintBrush (PCX)

Один из наиболее старых и известных форматов для хранения растровой графики. Появился чуть ли не вместе с персональными компьютерами, благодаря чему является наиболее распространенным, поддерживается практически всеми программами просмотра/редактирования изображений. Использует простейший алгоритм сжатия без потери качества RLE.

Tag Image File Format (TIFF)

Разработчики - Aldus и Microsoft. Универсальный формат для хранения растровой графики, широко используется в издательстве. Необходимо оговориться, что существует достаточно много его разновидностей, обусловленных различными алгоритмами сжатия. Наибольшей совместимостью обладает формат, использующий алгоритм LZW. Формат поддерживает 24-и 32-битный цвет (CMYK), два вида записи IBM PC и Macintosh, может хранить информацию о масках (выделенных областях изображения).

TrueVision TGA (TGA)

Разработчик - компания TrueVision. Формат используется для хранения растровой графики и обладает интересной особенностью - наряду с поддержкой 24-битного цвета имеет еще 8 бит на каждый единичный элемент изображения для хранения дополнительной информации. В частности, может содержать маску, что используется в программах видеомонтажа, например, для создания наложения двух последовательностей кадров. Известен достаточно давно и поддерживается многими графическими пакетами.

Graphics Interchange Format (GIF)

Разработан корпорацией CompuServe в 1987 г. для хранения растровой графики. Реализовал один из самых эффективных для своего времени (87г) способов сжатия LZW. Позволяет выводить изображение на экран за четыре прохода, давая возможность просмотра изображения до его окончательной прорисовки. В 1989 г. появилась новая версия GIF 89a. Этот формат поддерживает сохранение в одном файле нескольких изображений, анимационной последовательности, цвет прозрачности для целей наложения изображений друг на друга. До сих пор широко используется для хранения и передачи небольших изображений (элементов оформления страниц) в World Wide Web.

Joint Photographic Experts Group (JPEG)

Растровый формат, своей популярностью обязан сильной степени сжатия исходного изображения, основанной на алгоритме сжатия с потерей качества. Однако касается это прежде всего 24- и 8-битных изображений. Существует несколько разновидностей, обусловленных разными алгоритмами сжатия и способами вывода на экран (постепенная отрисовка аналогично gif). Также широко применяется в WWW, в основном для передачи больших изображений.


Специфические форматы

Как уже говорилось выше, эта группа форматов предназначена в основном для "внутреннего" употребления (хранения промежуточных результатов редактирования изображений). Помимо информации о самом изображении, файлы содержат массу данных служебного характера, которые не могут быть правильно интерпретированы другими программами просмотра/редактирования. К таким данным может относиться информация о шрифтах, слоях, выделениях (масках), кривых, спецэффектах и пр. Наиболее распространенными форматами являются для векторной графики - cdr (Corel Draw) и ai (Adobe Illustrator), для растровой графики - psd (Adobe Photoshop) и cpt (Corel PhotoPaint). Как правило, конечное изображение (т.е. изображение, предназначенное для публикации) импортируется в один из форматов общего назначения в зависимости от целей публикации (gif или jpeg для Internet, tiff для издательских систем и т.д.).

Игорь СИВАКОВ

Для каждого типа файлов используется несколько расширений. Это связано с тем, что они обрабатываются разными программами, которые кодируют их с учетом содержимого, сжатия и других особенностей. Форматы графических файлов можно разделить на растровые и векторные. Если вы собрались познакомиться с компьютерной графикой, то вам нужно знать о них все. Форматы файлов играют важную роль в подготовке макетов печатных изданий, проектировании, размещении изображений на Web -страницах и многих других видах работ.

Растровый тип графических изображений

В основе растровой графики лежат пиксели, которые упорядочены по строкам и столбцам. Они представляют собой элементы поверхностной визуализации. Им независимым образом назначают цвет, прозрачность и другие свойства. Качество изображения и количество пикселей связаны между собой: чем больше точек использовано, тем лучше будет выглядеть конечная картинка.

Растровая графика имеет несколько преимуществ:
  • широкая сфера применения (с их помощью можно передавать объекты реального мира, при помощи фото);
  • графическую информацию легко обрабатывать;
  • распечатку можно провести на любом оборудовании, стандартные принтеры легко строят изображение из пикселей;
  • большая часть растровых форматов воспринимается любыми программами для обработки и вывода изображений на монитор.
Но при работе с ними нужно учесть ряд недостатков:
  • размер фала может быть очень большим, что затруднит его передачу (это чаще всего случается с изображениями без сжатия);
  • редактировать растровое изображение сложнее, так как пиксели становятся неотъемлемой частью общего рисунка, а не воспринимаются как самостоятельные единицы;
  • форматирование и трансформация способна исказить изображение.

Тем не менее с растровыми изображениями мы сталкиваемся чаще всего. Любая фотокамера создает изображения именно в таком формате.

В каких форматах сохраняются растровые файлы?

Популярные форматы растровых графических файлов можно встретить на каждом компьютере. Большинство из них вы видели на своем устройстве. К растровым форматам относятся:

  1. Bit Map (BMP, расширение – bmp) – файл с самым неэкономным кодированием, один из стандартных графических форматов, использовавшийся в самых первых версиях Windows . Изначально пользователям было доступно всего 256 цветов, а каждый пиксель равнялся одному байту. Сейчас можно использовать BMP для хранения полноцветных картинок. Основная программа для работы с ним – Paint , но открыть его можно через Photoshop и другие редакторы.
  2. Taged Image File Format (TIFF , расширение tif ) – универсальный межплатформенный формат, использующийся для передачи изображений между пользователями. Чаще всего используется в издательстве и при составлении топографических карт, так как с его помощью можно получить четкое изображение на распечатанной версии картинки. Устанавливается по умолчанию в утилиты, работающие со сканерами и факсами. Не подходит для веб-сайтов, так как изображения имеют большой вес. Лучше всего с ним работать программой FastStone – она дает возможность просмотреть содержимое файла, обработать и преобразовать его.
  3. Graphic Interchamge Format (GIF , расширение – gif ) – формат, поддерживающий анимацию без потери информации во время сжатия. Широко применяется в интернете, несмотря на ограниченное количество цветов. Внешний вид изображения не меняется при использовании для просмотра разных браузеров и платформ. С форматом работают программы: Viewer, Paint, Adobe Photoshop, Visio.
  4. PhotoShop Document (PSD , расширение – psd ) – внутренний формат растровой графики, используемый для пакета программ Adobe Photoshop. Его особенность в том, что изображение сохраняет все слои и может быть за счет этого легко отредактировано.
  5. Portable Network Graphics (PNG , расширение – png ) – свободный формат, при котором изображение сжимается без потерь, что позволяет его использовать в разных областях компьютерной графики. Работают с этим форматом программы: Viewer, Paint, Photoshop, Visio, Corel PaintShop Pro.
  6. Joint Photographic Expert Group (JPEG, расширение – jpg) – хранит изображения, сжимая их. Этот формат считается стандартом для полноцветных изображений. Он используется для записи сделанных снимков с фотокамер, применяется в компьютерной графике. Отличается плавной сменой яркости и цвета в рабочей области. Во время сжатия из файла исключаются данные, которые не оказывают существенного слияния на конечное изображение. Весь рисунок делится на прямоугольные области, иногда в результате получается размытое изображение. Обработку изображений можно проводить утилитами: FastStone Viewer, Paint, Adobe Photoshop, Visio.
  7. Joint Photographic Expert Group 2000 (JPEG 2000, расширение – jp 2) – позволяет при сжатии получить более четкие изображения, при этом вес файла становится меньше. Обрабатывается теми же программами, что и его прототип. Мало распространен, так как поддерживают его не все браузеры.
  8. Windows I con (ICO , расширение – ico ) – используется для создания изображений малого формата, иконок. Этими изображениями маркируются сайты в адресной строке или в панели «Избранное» браузеров. Для работы с этим форматом используются программы: Inkscape , Newera Iconcool Editor , Sibcode Sib Icon Editor .
  9. RAW (расширения: ari, dpx, arw, srf, sr2, bay, crw, cr2, dng, dcr, kdc, erf, 3fr, mef, mrw, nef, nrw, orf, ptx, pef, raf, raw, rwl, dng, rw2, r3d, srw, x3f) – форма, который называют цифровым негативом. Используется при сохранении изображений профессиональными фотокамерами. Общий стандарт расширения этого формата отсутствует, поэтому каждый производитель техники создает собственный вариант и программное обеспечение, способное работать с ним, конвертировать в другие общепринятые варианты.

Разнообразие форматов графических файлов может запутать даже профессионала, поэтому многие программы способны работать сразу с файлами, имеющими разное расширение. Оной из них является Фотошоп, который наиболее популярен среди пользователей.

Векторный тип графических изображений

Продвинутые пользователи знают еще один вид изображений, строящихся на основе регулярных структур. В примитивном понимании векторные форматы графических файлов – схема, которая составлена из простейших фигур: треугольников, отрезков, прямых, прямоугольников и прочих. Достоинствами векторных файлов являются:

  • небольшой размер файла, если рисунок составлен из графических примитивов;
  • масштабирование происходит без потери качества;
  • при выводе векторных изображений максимально используется разрешающая способность принтера или иного устройства.
У таких изображений есть ряд существенных недостатков:
  • с помощью векторной графики нельзя создавать реалистичные изображения;
  • автоматизировать ввод графической информации невозможно из-за неоднородности элементов;
  • у каждой программы есть собственный формат, в котором она сохраняет изображения, файлы зависимы от утилит.

Большое количество программ, используемых для работы с векторной графикой, создано по причине того, что каждая из них выполняет свои задачи. В отличие от растровых изображений, векторные применяются в дизайне, архитектуре и других направлениях. Зачастую работа с рисунками требует высокой точности и багажа специальных знаний.

Форматы векторных изображений

Самые распространенные векторные форматы графических файлов:

  1. CDR (расширение cdr ) – внутренний формат пакета программ CorelDRAW. Позволяет сохранять изображения, созданные в этой программе и текст. Также этот пакет программ может использовать другие специальные форматы: CDT , CDX , CGM , CLK , CMX , CPX , CSL , DES , DRW , DSF . Часть из этих форматов поддерживает совместное использование растровой и векторной графики. Они используются для разных приложений пакета CorelDRAW и могут использоваться для создания разных изображении, шаблонов и видеоклипов.
  2. AI (расширение ai ) – формат использующийся в программе Adobe Illustrator . При работе с этим файлом стоит помнить, что созданный на свежей версии ПО файл невозможно открыть на устаревшей версии утилиты. Этот формат любят за высокое качество графики, но недостаток у него в том, что ряд эффектов при его конвертации теряется, например, градиентная заливка.
  3. EPS (расширение eps ) – формат, поддерживаемый многими программами для работы с векторной графикой. Имеет несколько версий, которые указаны цифровыми значениями, но многие программы не поддерживают EPS выше 7. Благодаря этому формату к конвертированию прибегают в крайних случаях, ведь гораздо проще сохранить файл в нем, чем потом восстанавливать потерянные свойства.
  4. DXF (расширение dxf ) – формат, с которым работают приложения для проектирования AvtoCAD и его аналоги. Файлы поддерживают многие возможности, которых нет в других векторных вариантах, например, сохранение трехмерных объектов.
  5. WMF (расширение wmf ) – используется для работы с приложениями на базе Windows OC . Это универсальный инструмент, используемых для выведения изображений на экраны компьютеров и принтеры.
  6. SWG, SVGZ (расширения – swg , svgz , отличающиеся между собой процентом сжатия изображения) – формат, используемый для оформления веб-страниц. Его поддерживают все популярные браузеры. Его нельзя применять для хранения сложных рисунков, поэтому его сфера использования сильно ограничена.
  7. TGA (расширение tga ) – популярный формат, используемый в анимационной графике и при редактировании видеоизображений. Информация сохраняется с глубиной 32 разряда на точку. Это универсальный вариант файла, который может также применяться для хранения растровых изображений.
  8. FLA, FH (расширения fla ,fh ) – используется для хранения исходных вариантов Flash -изображений. Открываются только на программном обеспечении фирмы Adobe . В частности, для них используется программа Flash и векторный редактор FreeHand .

К векторным можно также отнести популярный формат для документов PDF . Изначально не планировалось, чтобы с его помощью производилась передача изображений, но сейчас все чаще пользователи сохраняют в нем смешанную по содержимому информацию – текст и графику. При этом иллюстрации в этом документе могут быть как векторными, так растровыми. Текстовая часть содержит большое количество шрифтов. Этот формат также подарила миру фирма Adobe .

Как поменять форматы картинок?

Необходимость преобразовать один формат файла в другой чаще всего возникает по причинам:

  • несовместимость программного обеспечения с текущим расширением;
  • возникла необходимость уменьшить размер;
  • нужно обработать файл в другой программе, а не в той, в которой он создан;
  • для выполнения требований среды для размещения файла (например, при размещении графики на веб-страницу).

Преобразование форматов графических файлов производится при помощи утилит. Например, в Adobe Photoshop можно сохранить файлы не только с расширением для внутреннего использования. При помощи команды «Сохранить для Web » вам будет доступно около десятка популярных растровых форматов. Аналогичными возможностями обладают и другие программы для работы с изображениями, например, в CorelDRAW можно не только изменить формат созданной графики, но и трансформировать векторный вариант в растровый.

Также для трансформации можно использовать отдельные приложения, которые называют конвертеры. Большинство из них имеют широкий набор доступных форматов, но лучше всего пользоваться вариантами, работающими только с несколькими расширениями. Примеры лучших утилит для преобразования графики:

  • Flash-SWF to AVI/GIF/MP3 Converter;
  • FormatFactory;
  • VeryDOC EMF to EPS ;
  • Image Converter;
  • DWG to BMP;
  • Aunsoft SWF Converter ;
  • Uniconvertor;
  • GraphicsConverterPro ;
  • Converter 3Plus ;
  • Solid Converter DWG;
  • Photo to PDF ;
  • Raster to Vector SDK .

Больше всего программ работают с векторными файлами, так как они встречаются чаще всего и с ними работают не только профессиональные дизайнеры и проектировщики.

Еще одну возможность преобразовывать и работать с файлами дают плагины, которыми дополняют стандартные графические редакторы. Один из них – Irfan View . Он позволяет вашему программному обеспечению работать не только с базовыми расширениями, но и еще с более чем 20 форматами.

Теперь вы знаете, каковы форматы графических файлов. В этой статье перечислена базовая информация о них. Рекомендуем сохранить ее, а также делиться новыми знаниями с друзьями. Также вы можете задавать вопросы в комментариях и рассказывать в них о своем опыте работы с графикой.




Просмотров