Информационные технологии икт. Информационно-коммуникационные технологии и их классификация. Роль ИКТ в современном обществе

Интерес к истории развития техники в нашей стране является традиционным и имеет глубокие корни. Еще в XIX в. отечественными учеными было опубликовано немало исследований по различным отраслям науки. Но вначале это были исследования ученых-одиночек, не координированные в общегосударственном масштабе.

С начала XX в. начался и новый этап в развитии ис-тории техники как самостоятельного научного направле-ния, в становлении организационных форм исследователь-ской деятельности. В учебные программы средних и выс-ших технических учебных заведений стали включаться курсы по истории техники; широкую практику получило чтение лекций по истории различных отраслей техники в народных университетах, домах культуры, музеях. Этой же тематике начали посвящаться многие научные съезды и конференции, исследования во втузах страны.

Резко возросший интерес к прошлому техники и ис-тории ее развития предопределил организационные меры по развитию историко-технических исследований и ста-новлению истории техники как самостоятельной науки в общегосударственном масштабе. В 1922 г. при Акаде-мии наук была создана «Комиссия по истории знаний» , выпустившая ряд книг по технико-исторической темати-ке. При научно-инженерных обществах начали организо-вываться группы исследователей по истории техники, вы-шли из печати первые работы Ю.К. Милонова, В.В. Данилевского, А.И. Сидорова и др. ученых.

Дополнительный импульс расширению исследований, становлению истории техники как науки и организации ее преподавания придали решения ноябрьского 1929 г. Пленума ЦК ВКП(б) «О подготовке технических кадров» . В них прямо указывалось на необходимость введения кур-са истории техники в программы технических учебных заведений. С этого времени предмет истории техники стал считаться обязательным, начали разрабатываться програм-мы и организовываться специальные кафедры истории техники. Стали разворачиваться исследования по истории техники и в системе АН СССР, в рамках созданного в 1932 г. Института истории науки и техники .

Следующим важным этапом явилась организация в 1944 г. Комиссии по истории техники при Отделении технических наук АН СССР , в состав которой вошли академики А.А. Байков, И.П. Бардин, Г.М. Кржижановский и др. видные отечественные ученые. Главное внимание историков техники в послевоенное время было сосредо-точено на использовании отечественного научного насле-дия, активизации исследований, прерванных войной. По-вышенное внимание к истории развития техники обусло-вило новую постановку вопроса о ее преподавании. В результате широкого обсуждения проблемы 14.01.48 г. вышел важный приказ Министра высшего образования СССР «0 преподавании истории науки и техники в выс-ших учебных заведениях» . Он в очередной раз подтвер-дил необходимость преподавания истории науки и техни-ки в вузах и организации соответствующих кафедр.

Стали восстанавливаться расформированные в годы войны кафедры истории техники, возобновляться их на-учная и педагогическая деятельность, создаваться необ-ходимые программы, учебники и учебные пособия. И ре-зультаты не замедлили сказаться — резко возрос интерес к техническим знаниям, поднялся престиж технических учебных заведений.

На начало 50-х гг. приходится пик активности исто-рико-технических исследований и совершенствования си-стемы преподавания. Правда, не обошлось и без «переко-сов». Одержимые духом патриотизма некоторые истори-ки техники начали искать первооткрывателей только в своей стране, обозначились тенденции к пропаганде при-оритетности «советской», «социалистической» науки и техники, были в известной степени утрачены принципы объективности и интернационализма.

С середины 50-х гг. наметились спад активности тех-нико-исторических исследований, заметное охлаждение к пропаганде знаний истории техники, исключение этого предмета из вузовских программ. С 1956-58 гг. препо-давание истории техники в вузах начало вообще свора-чиваться, стали закрываться или перепрофилироваться кафедры истории техники. Раздутые до неприличия и в корне идеологизированные курсы «История КПСС», «Марксистско-ленинская философия» и прочие, куриру-емые непосредственно ЦК КПСС, стали теснить не толь-ко общеинженерные, но и профилирующие дисциплины в технических вузах.

В результате курс истории техники оказался в числе тех, которые вообще оказались «за бортом». Более того, из учебников по техническим дисциплинам стали исче-зать традиционные разделы, посвященные истории разви-тия соответствующих областей техники. Сыграли свою негативную роль не только партийно-политические уста-новки, но и объективные причины, связанные с наступле-нием научно-технической революции, развитием и рас-пространением технократических концепций.

Перестройка системы высшего образования в после-дние годы не могла не коснуться и отношения к истории техники — обозначился процесс ее возвращения в лоно технического образования, исправления исторической не-справедливости.

О необходимости изучения истории техники

В настоящее время деятельность человека в техничес-кой области приобретает всеобъемлющее значение, вовлекая в свою орбиту все большее количество людей, призванных решать те или иные технические вопросы. Техника все больше вторгается в жизнь и быт всего населения. Имен-но технические, производственные потребности человека во все времена являлись двигателями научного прогресса, выдвигая все новые задачи перед фундаментальными, прикладными и естественными науками.

Изучение истории развития техники дает возмож-ность проследить закономерности технического развития, выявить, как в процессе совершенствования производства человек научился познавать законы природы и овладе-вать ими, открывать новые стороны и свойства предметов, устанавливать связь между техникой, наукой и другими областями человеческой деятельности.

Установление закономерностей развития той или иной отрасли техники, оценка различных идей и изобре-тений на разных этапах этого развития -позволяют выра-батывать критическое отношение к современным техни-ческим достижениям, их правильному осмыслению и по-ниманию, дают возможность· среди множества выделить наиболее перспективные и ценные для будущего.

Опыт прошлого в области техники никак нельзя сбрасывать в «корзину» истории, как ненужный хлам, напротив, его нужно максимально использовать, застав-ляя работать на будущее. Исследуя развитие любого ме-ханизма или машины в исторической и хронологичес-кой последовательности, можно не только установить определенные закономерности и тенденцию развития, но и натолкнуться на техническую идею, которая остава-лась ранее нереализованной из-за несовершенства тех-нологии, отсутствия необходимых материалов, невостребованности на данном уровне развития общества и др. причинам. От зарождения первых идей до появления технических проектов и от разработки последних до их внедрения могут проходить многие годы, века и даже целые тысячелетия.

Важнейшей задачей любого специалиста является ов-ладение огромным запасом опыта и знаний, накоплен-ных предыдущими поколениями, и их использование применительно к нуждам современной жизни. Без дол-жного внимания к историческим аспектам развития техники и диалектике этого развития при подготовке специалиста его знания будут в известной степени ущер-бными и пассивными.

Теоретические знания могут быть прочными, актив-ными и сознательными, когда они соединены с жизнен-ным опытом и бытовым умением, а мышление развито не только с технической, но и с историко-культурологи-ческой стороны, что делает личность не только полезной, но и интересной для окружающих. Любой специалист не должен быть технократом, как подчеркивал выдающий-ся русский историк В.О. Ключевский: «Определяя за-дачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать созна-тельно и добросовестно действующим гражданином».

Актуальность истории техники как педагогического средства заключается в том, что любой предмет изучения неотделим от истории его возникновения, которая во многом помогает постигать его внутреннюю сущность. Изучение истории развития техники заставляет повторять забытые факты и положения из общетехнических и спе-циальных курсов, что способствует лучшему усвоению и более глубокому овладению всем комплексом предметов.

Сведения исторического характера, приводимые лек-тором при чтении технических дисциплин, имеют не только большое познавательное значение, но и способ-ствуют их оживлению, эмоциональному восприятию и лучшему запоминанию, что, впрочем, не исключает необ-ходимости специального курса истории техники во всех учебных заведениях от школы до вуза. Это убедительно доказали такие известные ученые-педагоги, как В.В. Да-нилевский, B.C. Виргинский, И.Я. Конфедератов и др.

Курс истории техники является своеобразным мос-тиком, соединяющим технические и гуманитарные на-уки, технику и историю, составляющих диалектическое единство. Его изучение во многом способствует разви-тию перспективной тенденции гуманитаризации техни-ческого образования и технизации гуманитарного, кото-рая в конечном счете может привести к становлению единого высшего образования — прообраза высшей школы будущего.

Далеко не всегда спорные вопросы приоритета реша-лись в истории справедливо, нередко возникали споры и раздоры между изобретателями и претендентами на изоб-ретения, имели место фальсификации и беззастенчивые плагиаты, проходили международные суды и заседания конфликтных комиссий. Нельзя забывать о необходимости уважения к творческому наследию отечественных учены и деятелей техники, о непримиримости к предпринимаемым на Западе попыткам принизить их вклад в мировую науку и технику.

Безусловно, историей техники должны заниматься в первую очередь специалисты техники, которым проще вникнуть в исторический аспект проблемы, чем историку овладевать всеми тонкостями технических проблем. В от-личие от «чистых» историков, которые в своих исследова-ниях обычно не поднимаются выше летописно-фактогра-фического уровня, специалисты разнообразных отраслей техники способны всесторонне раскрыть техническую сущность собранного материала, произвести детальный технический анализ и дать объективную научную оцен-ку деятельности пионеров науки и техники.

Важно не только установить, что, когда, где и кем было сделано, но и ответить на вопросы: почему, зачем и каким образом было разработано то или иное техническое средство. На смену стереотипу летописной хроники должен прийти глубокий анализ, раскрывающий техническую сущ-ность, тенденции и закономерности развития исследуемого объекта. Тем не менее можно констатировать полезность и необходимость занятости в этой области науки как фи-лософов и представителей технического знания, так и ученых, соединяющих в себе оба начала.

Основные понятия и закономерности развития техники

По современному определению, техника (от греческого techne — искусство, мастерство) — это совокупность средств чело-веческой деятельности, созданных для осуществления процессов производства и обслуживания непроизвод-ственных потребностей общества. В ней материализованы знания и производственный опыт, накопленные человече-ством в процессе развития общественного производства.

В более узком и собирательном смысле под техникой подразумеваются машины, механизмы, приборы, устрой-ства, орудия той или иной отрасли производства. Этот тер-мин часто употребляется также для совокупной характе-ристики навыков и приемов, используемых в какой-либо сфере человеческой деятельности, и является синонимом мастерства.

Часто в понятие техники и в объекты технических наук включается также технология (от гр. tecne + logos — слово, учение) — совокупность производственных процес-сов в определенной отрасли производства, а также описа-ние способов производства. Дело в том, что техника и тех-нология, образно говоря, это два колеса на единой оси по-возки, на которые опирается любое производство.

Объектом истории техники является в первую оче-редь сама техника, поэтому ее можно определить как науку, изучающую закономерности развития техники в условиях различных общественно-экономических формаций. Изучая структуру и свойства техники, исто-рия техники носит характер технической науки, а изучая процесс развития техники и исследуя влияние общественных условий на ее развитие, она носит характер общественной науки — в этом состоит дуализм ис-тории техники как науки. Техника, являясь элементом производительных сил, неразрывно входит в способ про-изводства и производственные отношения, поэтому сведе-ние техники только к средствам труда не раскрывает полного содержания этого термина.

Техническая деятельность человека не является изолированной и узкоспециализированной, ибо при раз-работке любых объектов техники необходимо учитывать целый ряд не только технических, но и экономических, экологических, эстетических и иных социальных требо-ваний, определяемых той областью материального произ-водства, где техника создается, и той сферой обществен-ной жизни, где она используется

Вся история материального производства является вместе с тем историей познания всех его сторон, ибо без соответствующих знаний было бы невозможным как развитие и совершенствование предметов и средств тру-да, так и процесса трудовой деятельности. По мере разви-тия производства не только существенно меняется техни-ка, но и все более возрастают положение и роль науки в общественном производстве, которая все больше сращи-вается с техникой и становится ведущим фактором.

Система «человек — техника» занимает централь-ное место в технологическом способе производства и от характера и взаимосвязей элементов этой системы зависят их роль и положение в производственном про-цессе. С этой точки зрения, в развитии техники мож- „но выделить три этапа: инструментализация, механи-зация и автоматизация.

Техника и инженер

Техническая деятельность возникла в процессе антропосоциогенеза на самых ранних этапах становления чело-веческого общества. Создание техники является резуль-татом решения технической задачи в процессе разреше-ния технических противоречий.

В первобытном обществе в силу перемены видов труда техническая деятельность еще не имела самосто-ятельности, которую она стала приобретать в период от-деления ремесел от земледелия и скотоводства, когда стал формироваться основной субъект технической де-ятельности — ремесленник. По мере перехода к клас-совому обществу и цивилизации, дифференциации и интеграции труда происходили дальнейшее развитие технической деятельности и появление его спорадичес-ких форм в виде городского ремесла и зачатков инже-нерной деятельности.

Развитие мануфактуры привело к возникновению но-вых форм технической деятельности, субъектами которой наряду с ремесленниками становились и работники ману-фактур. Одновременно быстрыми темпами шло формиро-вание технических наук и инженерной деятельности.

Промышленная революция окончательно закрепила в качестве основного субъекта технической деятельности наемного промышленного рабочего. В эпоху наступления научно-технической революции с развитием технических наук и высшего технического образования, обусловивших появление новых форм технической деятельности, ее ос-новными субъектами становятся инженер и рабочий.

Термин «инженер » (фр. ingenieur от лат. ingenium — ум, изобретательность, врожденные способности) появился и получил большое распространение в Западной Европе в ХШ—XIV вв. В XVII в. через французский и немецкий языки это слово проникло и в Россию. История инженер-ной деятельности тесно связана с историей цивилизации и закономерностями развития техники, достижения ко-торых в значительной степени были обеспечены трудом и творчеством этой категории технических работников.

Первый (праинженерный) этап был этапом станов-ления инженерной деятельности в эпоху рабовладельчества, связанным главным образом со строительством и архитектурой. Он ознаменовал собой резкий скачок в развитии общественных форм технической деятельно-сти, первый узловой момент ее истории. Наиболее выда-ющимися инженерами этой эпохи были выходцы зна-менитой Александрийской школы: Герон Александрий-ский, Ктесибий, Архимед, а также римский архитектор Марк Витрувий Поллион, написавший труд «Десять книг об архитектуре».

Второй (прединженерный) этап инженерной деятель-ности начался в эпоху Возрождения н развивался в ус-ловиях феодализма и зарождения машинного производ-ства. Основной сферой инженерной деятельности продол-жает оставаться строительство, а также создание военной техники (метательных, стенобойных и др. машин). И по-тому в «Энциклопедии» Дидро и Д"Аламбера инженер определяется как строитель воинских укреплений и ма-шин. Самым выдающимся инженером эпохи Возрождения был Леонардо да Винчи, художник, архитектор, механик, экспериментатор и изобретатель, гениальность которого была подкреплена обширными техническими знаниями.

Третий этап становления инженерной деятельности имел место в эпоху промышленного переворота и распро-странения рабочих машин на базе парового двигателя.

Четвертый этап представлял развитие инженерной деятельности на основе системы машин и технических наук в условиях монополистического капитализма (им-периализма). В середине XIX в. развитие науки, вызван-ное потребностями материально-технического производ-ства, привело к возникновению социальных институтов технических наук и научно обоснованной технической деятельности, которая с этого времени стала считаться инженерной

С этих лор техническая подготовка производства ста-новится по преимуществу инженерной и, прежде всего, конструкторской и технологической, а инженер — это уже главным образом машиностроитель. К. Маркс и Ф. Энгельс считали инженерную деятельность чисто про-мышленной отраслью, связанной с сознательным приме-нением науки, а инженеров — научно образованными ра-ботниками.

Пятый этап — формирование современного инжене-ра в эпоху научно-технической революции. Во второй по-ловине XX в. происходит качественный скачок в· разви-тии социальной функции науки как непосредственной про-изводительной силы. Носителями этой функции становятся инженеры, деятельность которых и является основным ка-налом превращения науки в непосредственную произво-дительную силу.

По современному определению, инженер — это специ-алист в какой-либо области техники с высшим техничес-ким образованием. Инженерные разработки поглощают основную долю затрат при создании новой техники, а ко-личество инженеров, как правило, значительно превыша-ет количество научных работников и продолжает расти в той же пропорции. При производстве новых уникаль-ных технических объектов трудозатраты инженеров рав-ны, а часто и превышают трудозатраты рабочих.

Таким образом, инженерная деятельность представ-ляет собой развитую форму технической деятельности, которая получила относительную самостоятельность и стала социальным институтом в результате разделения труда и развития производительных сил и производствен-ных отношений. Современная инженерная деятельность представляет собой наиболее зрелую форму трудовой де-ятельности, непосредственно направленной на решение технических задач и создание техники. Техника есть то единое, что объединяет всех инженеров, независимо от того, в какой сфере общественной жизни используется их труд.

Инженерную деятельность нельзя отождествлять с научной, в том числе и в области технических наук. Если ученый преследует познавательные цели, то перед инжене-ром всегда стоит конкретная практическая задача — со-здать технический или технологический объект, причем в течение ограниченного промежутка времени и с минималь-ными затратами. Инженерная деятельность имеет смысл лишь тогда, когда ее результаты имеют практическую ре-ализацию, инженер несет ответственность за технические решения в течение всего срока эксплуатации техническо-го объекта, вплоть до замены его более прогрессивным.

Инженерная деятельность — это техническое приме-нение науки, направленное на производство техники и удовлетворение общественных технических потребнос-тей. Однако наличие принципиальных различий научной и инженерной деятельности вовсе не означает, что их нельзя совмещать. Творчество выдающихся деятелей на-уки и техники, таких как Архимед, Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов, И.В. Курчатов, И.П. Бардин, С.П. Коро-лев и др., убедительно доказывают необходимость и воз-можность перемены труда, перехода от научной к инже-нерной деятельности и наоборот.

Средствами инженерного труда служат научные зна-ния, результаты научной деятельности проявляются в виде готовых методик расчета, формул, зависимостей, правил, нормативов и других средств подготовки произ-водства. Результаты инженерной деятельности, в свою очередь, являются средствами труда рабочих, которые опосредствуют воздействие инженера на технику.

Таким образом, инженерная деятельность представля-ет собой устойчивый, относительно самостоятельный вид технической деятельности, обладающий качественной оп-ределенностью и отличающийся от материально-произ-водственной деятельности рабочих, научных работников и других специалистов, занятых в сфере производства и ис-пользования техники. Инженер выступает в роли основ-ного источника технического прогресса, доказательством его является постоянно увеличивающаяся доля затрат инженерного труда при создании современных техничес-ких объектов.

Основными инженерными специальностями являют-ся: инженер-исследователь, инженер-конструктор (проектировщик) и инженер-технолог. Первый выполняет функции сбора и обработки информации, второй — подго-товку рабочего проекта, третий — его реализацию. Инженерам-технологам принадлежит ведущее место не только в структуре инженерной профессии, но и в производстве, поскольку они аккумулируют результаты деятельности всех других инженеров. Это профессия широкого профиля, так как технологу приходится выполнять не только свои собственные, но и функции проектировщика, производ-ственника и эксплуатационника.

Профессиональный путь технического специалиста не совпадает с инженерным, хотя высшее техническое обра-зование является необходимым как для первого, так и для второго. На практике уже отчетливо просматривается де-ление на технических специалистов и инженеров, необходимо лишь юридическое оформление этого разделения. Технические вузы уже давно выпускают не инженеров, а лишь дают высшее техническое образование, создавая предпосылки для практической технической деятельнос-ти. Квалификация же приобретается в процессе инженер-шу ной деятельности после определенного периода самостоятельной трудовой деятельности по решению практических технических задач. Только после этого может произойти становление инженера, а может и не состояться.

Инженерное образование не совпадает с высшим техническим, так как последнее уже стало обязательным для некоторых групп высококвалифицированных рабо-чих. И не все специалисты, имеющие инженерное обра-зование и занимающие инженерные должности, в дей-ствительности занимаются инженерной деятельностью. Инженерами являются лишь те из них, труд и творчество которых непосредственно направлены на создание и ис-пользование техники, вне техники они, естественно, лиша-ются предмета своей деятельности.

Влияние науки и ученых на развитие техники

На протяжении всей истории человеческого общества роль науки в развитии техники и техническом прогрессе непрерывно возрастала.

Несмотря на то, что возникновение и развитие естествен-ных и точных наук, и прежде всею астрономии, математи-ки и механики, во все времена было обусловлено потреб-ностями производства, связь науки с производством и техникой, соответственно, в ремесленный период была од-носторонней. Обратное воздействие наук на производствен-ную технику осуществлялось спорадически, поскольку сама техника в своем развитии опиралась не на выводы, добы-тые наукой, а на запас накопленных к тому времени эмпи-рических знаний. Поэтому и сама наука, оторванная от практики и находившаяся под влиянием религиозной иде-ологии, имела схоластический характер.

В период мануфактуры поток информации, направля-ющейся от науки ж технике, значительно увеличился, однако систематическое применение науки в производ-стве началось лишь в XVIII в. с началом промышленного переворота. С этого времени начались быстрый рост чис-ла изобретений и открытий и ускорение их внедрения в производство.

Техника является основной составляющей системы «наука — техника — производство», которая включает целый ряд взаимосвязанных звеньев, образующих еди-ную день, ведущую от фундаментальных естественнона-учных исследований через технические науки и проект но-конструкторские разработки к внедрению в производ-ство. Развиваясь на основе науки, техника ставит перед наукой новые задачи и совершенствует средства научной деятельности. Если в прошлом техника в основном представляла собой аккумулированные в средствах труда эмпирические знания и опыт, то сейчас она все больше представляет непосредственную материализацию науч-ных знаний.

Роль новаторов и изобретателей в развитии техни-ки. Технический уровень любого государства во многом определяется его изобретательским потенциалом, кото-рый формируется под влиянием научно-технической среды, в которой готовятся инженерные кадры.

История техники изобилует множеством всевозмож-ных, в том числе и гениальных изобретений и открытий, которые, согласно легендам, нередко повторяемым в ли-тературе, были выполнены по воле случая, в результате внезапного озарения.

В действительности случайным является лишь сам факт появления того или иного события, которое к тому времени уже было подготовлено всем предыдущим хо-дом развития техники, соединением труда и разума. Недаром знаменитый ученый и изобретатель Т. Эдисон говорил: «Гений — это десять процентов вдохновения и девяносто потения». Необходимость, назревшая потреб-ность в том или ином техническом совершенствовании прокладывает себе дорогу через массу случайностей, что иногда и порождает наивную веру во всемогущего гения и решающую роль случая.

Изобретатель должен не только обладать трудолю-бием и оптимизмом, но быть диалектиком и владеть методом исторического анализа, чтобы все правильно расставить на полках моральных и интеллектуальных ценностей. Забытые приемы, орудия и технологии наших предков представляют зарытые клады, остающиеся нево-стребованными. Поэтому многие современные изобрете-ния являются лишь повторением забытого опыта пред-шествующих поколений.

Инженерная деятельность — это не только труд, но и познание, общение и творчество. Критерий технического творчества в инженерной деятельности закреплен юриди-чески в «Положении об открытиях, изобретениях и раци-онализаторских предложениях», согласно которому изобре-тением «признается новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области народного хозяйства, социально-культурного строительства или обороны страны, дающее положительный эффект».

В отличие от изобретения новизна рационализаторско-го (от лат rationalis — разумный, рациональный; ratio — разум) предложения носит местный (локальный) харак-тер и имеет значение лишь для одного или группы пред-приятий. Во многих случаях рацпредложения являются устаревшими или «отложенными» изобретениями. Изоб-ретения в основном являются прерогативой инженерно-технических работников, а рацпредложения — передо-вых рабочих-рационализаторов.

Мы можем по праву гордиться выдающимися достижениями технической мысли отечественных деятелей науки и техники. Благодаря им в нашей стране были заложены концепции многоступенчатых ракет, созданы первые экспериментальные ракеты, запущен первый искусственный спутник Земли, первым человеком в космосе стал также наш соотечественник. С 1950 г. половина трансурановых элементов была открыта отечественными учеными; неоспорим их вклад в разработку теории цепных реакций, теории света и радиоволн, открытие лазеров, современную аэродинамику, сверхвысокое давление и сверхнизкие температуры, металлургические технологии и др.

Дятчин Н.И.

Из книги «История развития техники», 2001

"техника" часто употребляется также для совокупной характеристики навыком и приемов, используемых в какой-либо сфере деятельности человека. В технике материализованы знания и опыт , накопленные в процессе развития общества. Основное назначение техники - облегчение и повышение эффективности труда человека, расширение его возможностей, освобождение (частичное или полное) человека от работы в условиях, опасных для здоровья. Средства техники применяются при создании материальных и культурных ценностей; для получения, передачи и преобразования энергии; исследовании природы и общества; сбора, хранения, обработки и передачи информации; управления производственными процессами; создания материалов с заранее заданными свойствами; передвижения и связи ; бытового и культурного обслуживания; обеспечения обороноспособности. Современная техника характеризуется высокими темпами ее модернизации и автоматизации, унификацией, стандартизацией, интенсивным развитием энергетики, радиоэлектроники, химической технологии, широким использованием автоматики, ЭВМ и др. Достижения современной техники базируются на фундаментальных научных открытиях и исследованиях.

Большой Энциклопедический словарь . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ТЕХНИКА" в других словарях:

    Техника - получить на Академике рабочий купон на скидку Искусница или выгодно техника купить с бесплатной доставкой на распродаже в Искусница

    техника - техника: Совокупность технических устройств, предназначенных для использования в деятельности человека, общества. [ГОСТ Р 43.0.2 2006, статья А.4 (приложение А)] Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    - (от греч. искусство, мастерство, умение), система искусств. органов деятельности общества, развивающаяся посредством историч. процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путём познания и… … Философская энциклопедия

    ТЕХНИКА, техники, мн. нет, жен. (греч. technike, букв. искусная). 1. Совокупность приемов и приспособлений, применяемых для получения наибольших результатов при наименьшей затрате человеческого труда. «Техника в период реконструкции решает все.»… … Толковый словарь Ушакова

    техника - и, ж. technique, нем.Technik. <лат. technica ars <гр. искусный. 1. устар. Терминология. Все высказать без пособия искусственного языка, состряпанного на страх умам человеческим в кабинетах ученых народов и служащего им особенным диалектом,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Техника - Техника ♦ Technique Совокупность инструментов (орудий, машин, компью терных программ и т. д.) и навыков, позволяющая добиваться определенных результатов. Слово «техника» происходит от древнегреческого tekhne, которому в латинском языке… … Философский словарь Спонвиля

    - «Техника молодёжи» Обложка номера за декабрь 1990 года Специализация: научно популярный Периодичность: раз в месяц Сокращён … Википедия

    - (греч. technikos, от techne искусство). 1) учение о приложении науки к какому нибудь практическому делу. 2) наука о технических терминах, выражениях. 3) ремесленническая часть в искусстве. 4) внешние приемы какого либо дела, искусства. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    Совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процесса материального производства и удовлетворения непроизводственных потребностей общества. Техника в философском знании совокупность искусственно созданных… … Финансовый словарь

    Технические приёмы, техническое оснащение, аппаратура, оборудование; искусность, сноровка, умелость, мастерство, умение, квалификация, искусство, мастеровитость, высокая квалификация Словарь русских синонимов. техника см. мастерство 2 Словарь… … Словарь синонимов

    Совокупность материальных средств, создаваемых для осуществления процесса производства, обогащающих и облегчающих познание человеком окружающего мира, расширяющие взаимоотношения человека с окружающей средой. (греч. techne – искусство,… … Энциклопедия культурологии

Книги

  • Техника , Ликсо Вячеслав Владимирович. Если ты внимательно посмотришь вокруг, то поймешь, что людей окружает множество различных машин, механизмов и устройств. Одни из них помогают нам передвигаться быстрее и дальше, другие -…

Ю.С. Поспелов

Начиная приблизительно со второй половины ХХ века постепенно начинается широкое использование в обществе компьютеров (ЭВМ) разного поколения. Существенной особенностью компьютерной техники является наличие программ управления, которые представляют собой последовательность указаний по вычислениям . В настоящее время различают сервисные программы, которые управляют внутренним процессом компьютерной системы (самая важная из них - операционная система, комплекс управляющих и обрабатывающих программ), и прикладные, которые помогают пользователю решать задачи различной сложности. Следовательно, компьютерная техника есть созданное человеком средство управления, которое он использует в своей деятельности . Произведенные людьми средства труда, а также средства деятельности для других областей жизни общества выполняют определенные функции, выполнение которых необходимо человеку, но сам человек посредством естественных органов (рука, мозг) выполнить не может, или средства деятельности выполняют их более эффективно, чем человек. Средства деятельности человека, прежде всего трудовой, в которых овеществлены определенные функции, выполнение которых необходимо человеку для тех или иных целей, называются техникой.

До развития капитализма техника создается на основе знаний, полученных в ходе материальной трудовой деятельности ее работниками, в ходе накопления опыта в производстве тех или иных продуктов. Эти знания называются эмпирическими (от гр. empirio - опыт). Эмпирические знания определенным образом систематизируются. Однако в них еще не выделены законы существования, развития, объектов, из которых создается техника, способы ее производства. Другими словами, эмпирические знания этого рода еще не являются строго научными, позволяющими точно предвидеть необходимые работникам результаты. Эти необходимые результаты получаются в известной мере вслепую - методом проб и ошибок. Отсутствие научной, то есть умственной деятельности по производству тех или иных видов продукции объясняется долгим отсутствием постоянного прибавочного продукта в материальном производстве, поскольку людей умственного труда просто нечем было кормить и удовлетворять их другие материальные потребности.

Кроме того, классы рабовладельцев, феодалов, господствуя над работниками физического

© Поспелов Ю.С., 2014

Раздел II. Экономика: проблемы и перспективы

труда, направляли свои усилия на захват, принуждение к труду этих работников. Названные эксплуататорские классы не были заинтересованы в стимулировании развития техники производства. Кроме того, в рассматриваемые исторические периоды еще не возникали широкие рынки сбыта продукции. Поэтому у господствующих классов отсутствовал интерес в стимулировании развития техники производства и получении за счет этого больших прибылей. Такой постоянный широкий интерес возникает только в период Великих географических открытий. Это приводит к возникновению класса, который создает широкие возможности для революционного преобразования производства. Этим классом является буржуазия, которая основывает свое господство на наемном труде.

Наряду с развитием материальной техники и на основе ее в ходе исторического развития общества создается техника, которая воплощает умственные функции человека. Уже с момента возникновения человечества создаются примитивные орудия труда, которые позволяют фиксировать количество тех или иных предметов - считать их последовательно и в сумме. Такая техника является уже техникой умственного труда. Она особенно широко начинает создаваться в процессе развития обмена продуктами.

Выдающийся вклад в развитие вычислительной техники внес английский математик Ч. Беб-бидж (1792-1871). В 1822 г. он изготовил действующую модель машины, названной им «разностная машина», которая позволяла вычислить с точностью до восьми знаков значение полиномов (многочленов - Ю.П.) второй степени. Эта машина отличалась от арифмометров Б. Паскаля и Г. Лейбница тем, что при переходе к расчетам следующего значения функции не требовалось вмешательство человека. В 1833 г. Чарльз Беббидж задумал создать «аналитическую машину», которая могла бы не только выполнять одно заданное действие, но и осуществлять целую программу вычислений. Машина Беббиджа содержала все основные части современных вычислительных машин. Ее универсальные возможности были доказаны леди Лавлайс, дочерью поэта Байрона. Эта женщина, разработавшая первые программы для машины Беббиджа, не без основания считается первым в мире программистом. Здесь следует сказать, что Беббидж был первым, кто догадался использовать для записи команд и чисел в машине набор отверстий, выбиваемых определенным образом на карточке или ленте. Идею для первого перфорационного принципа он заимствовал у французского изобретателя Ж.М. Жакара, применявшего его на своем ткацком станке для производства тканей со сложным узором. Программы, составленные леди Лавлайс, показывали, каким образом правила для расчета различных функций должны быть переведены на язык перфокарт. Проект Ч. Беббиджа опережал технические возможности его реализации и не привлек внимания инженеров. Лишь примерно через 100 лет конструкторы вернулись к идеям Беббиджа.

Важное место в истории вычислительной техники занимает Герман Холлерит, который использовал для обработки результатов переписи населения США в 1890 г. созданную им машину и перфокарту как носитель информации. Интересно отметить, что подобные машины впервые использовались в России в 1897 г. для обработки результатов переписи населения. С именем Холлерита связано также основание первой фирмы, специализирующейся на производстве перфокарт и счетно-информационных устройств. Впоследствии эта фирма была преобразована в фирму IBM - ныне одну из крупнейших в мире по производству ЭВМ.

Первые ЭВМ появились лишь в 1940-х гг. Это объяснялось необходимостью создания как адекватного теоретического базиса, так и соответствующих технических систем, основанных на радиоэлектронике. В конце 1930-х гг. английский математик А. Тьюринг показал, что различные проблемы могут быть решены с помощью машин, если эти проблемы или задачи могут быть выражены посредством конечного числа операций. В 1940 г. американскому математику Норберту Винеру при-

ходит мысль использовать в вычислительных машинах не десятичную систему счисления, а двоичную (в этом случае любое число можно записать с помощью только двух цифр - 1 и 0. К концу 1930-х гг. относятся и первые попытки использовать в вычислительных машинах электронные элементы .

Библиографический список

1. Клаузен П. Компьютеры и роботы / П. Клаузен. - М.: Мир книги, 2006. - С. 10-11.

2. Поспелов Ю.С. Исторические этапы развития компьютерной техники. Компьютеризация общества и управление / Ю.С. Поспелов. - М.: Книга и Бизнес, 2012. - 72 с.

3. Поспелов Ю.С. Философия управления. Управление как целостный природный и социальный процесс / Ю.С. Поспелов. - М.: Книга и Бизнес, 2010.

В объяснении происхождения техники сложилось несколько подходов.

Натуралистический подход.

Натуралистический подход в его различных вариантах выделяет естественно - природные основания возникновения техники. Согласно этой точке зрения человек, как существо слабое перед лицом природы, вынужден производить технические артефакты, чтобы защититься от враждебных природных сил. Инженерия представляет собой, с этой точки зрения, один из инстинктов человека. Поэтому инженерный импульс обнаруживается в самых ранних культурах. При этом подходе внимание сосредоточивается на нерациональных детерминантах технических действий, однако не объясняет появления современной техники, основанной на науке.

С точки зрения волевого подхода, техника только частично определяется природой. Другим фактором, обусловившим ее происхождение, является воля. Эта воля мирового вселенского порядка, являющаяся источником всех фундаментальных ценностей западной цивилизации. Существует также так называемое инфернальное объяснение технической власти, которая якобы является дьявольской силой, требующей безграничного поклонения, так называемое инфернальное объяснение технической власти, которая якобы является дьявольской силой, требующей безграничного поклонения.

Третий подход к проблеме происхождения техники условно называют рациональным. Техника и техническая деятельность понимаются как сознательно проектируемое действие. Отсюда вытекают два варианта объяснения. Один из них связан с сущностью технического знания и объясняется технико-научной рациональностью. В другом варианте рациональность выводится из божественного веления. Однако в отличие от натуралистического подхода источником технического развития является не природа, а интеллект.

И натуралистический подход (первый), и рациональный (третий) являются, как правило, основой оптимистического взгляда на будущее человечества в технизированной среде. Оптимизм этих подходов покоится на представлении о том, что историческая эволюция природы и ratio, а также интеллект как божественное веление содержат в себе гарантии положительного конечного результата технического развития и технизированной цивилизации. Объяснение техники через волевой подход- основа пессимистического взгляда.

В современных представлениях об истоках возникновения техники, обобщающих названные подходы, можно выделить предпосылки двух видов.

Один из них связан с антропологическими истоками техники и основывается на том, что человек - существо не только разумное, мыслящее - homo sapiens, но и преобразующее - homo faber. Свой мысленный проект (идею) человек материализует в труде, в действии над природным материалом, придавая последнему другие, нужные ему свойства.


Постепенно формирующаяся способность сравнивать изготовленные им предметы, оценивать свое действие, наблюдать его эффективность лежит в основе изменения идей и замыслов, а следовательно, и развития, совершенствования самой техники.

К антропологическим предпосылкам относится и информационно-коммуникативная способность человека вырабатывать информационно-языковые средства.

Каждое изделие есть система знаков, несущая всем членам общества информацию как об идее, так и об ее материализованной форме, которая лежит в основе выработки навыков технической деятельности. Технику можно рассматривать как знаковое средство хранения и передачи технической культуры. Особенность ее в том, что техника "наглядна", "очевидна" для всех. При этом долгое время казалось, что доступно все содержание технической деятельности. Вот почему в течение долгого времени царило представление об однозначной "полезности" техники. И лишь со временем стали все больше обнаруживать, что техника и техническая деятельность остаются в значительной степени тайной для человечества. Оказывается, что техника как форма культурно-языкового общения не только совершенствует процесс передачи информации, но и видоизменяет технический процесс, формирует некоторую тайну techne.

Например, мысля и реализуя технико-инженерные замыслы, человек не осознает, а чаще и не задается вопросом о том, где истоки его творческого технического дарования. И в древности, и сегодня человек видел и видит огромную, «нечеловеческую» силу орудий, но не видит за ними самого себя. Эту «силу» человек не связывал с самим человеком, его способностями и приписывал ее каким-то внешним источникам.

Другой фактор, который порождает таинственность техники, состоит в том, что если исторически первоначально орудия изготавливались коллективно, то со временем изготовителем становится один человек, на которого смотрят как на хитреца изобретателя, соприкасающегося с тайной, внечеловеческой (трансцендентной) силой. Именно так возникает подозрительное отношение и к технике, и к самому изобретателю, которое впоследствии вылилось в двойственное к ней отношение.

Этому в какой-то степени способствовало то, что механизм воплощения мысли и замысел не совпадают абсолютно. Замысел есть "канва", "наметка", в нем всегда есть нечто большее, чем в материализованном результате. Мышление более расковано, чем действие, и менее детерминировано, менее ограничено предписаниями, жесткими правилами. А, кроме того, сам предмет или орудие может использоваться не только для поставленной изобретателем, изготовителем цели, но и для других целей.

Эти противоречия, рождающие "тайну" техники, возникли давно и усиливались по мере усложнения самой техники. Именно тогда, когда они обнаружились, и стала формироваться особая область знания о технике, которая в середине XX века стала основой философии техники.

Кроме антропологических истоков происхождения техники современные исследователи выделяют социокультурные предпосылки ее возникновения. Они кроются в том, что техника возникает на фоне общего социокультурного развития, как результат, обусловленный наличием общих представлений о мире, уровнем развития научных и религиозных взглядов, искусства, морали и других проявлений культуры.



Просмотров