Программа для навигации трофи рейдов. Навигатор для бездорожья. Какую программу выбрать? По чему едем

Ни для кого не секрет, что сегодня можно приобрести бюджетный планшет за 4-6 тыс. рублей и он будет более навороченным, чем навигатор за аналогичную сумму.

По чему едем?

Для планшетов доступны векторные (масштабируемые) карты с возможностью прокладки маршрута для навигационных программ типа «Навител»; векторные карты типа «OpenStreet Map»; растровые спутниковые карты и переведенные в электронный формат бумажные карты.

Его создателем был молодой дизайнер Мануэль Мартин, художник, который вместе со своей командой сумел создать уникальный, инновационный и футуристический дизайн. По словам дизайнера, «трофей должен отражать новый бренд и улучшать корпоративный имидж». По этой причине они попытались объединить в одном элементе две наиболее важные части: 4 и «И того набора кривых и кривых, на которых был рожден кусок». Он стремится иметь динамизм, иметь движение и передавать энергию, будучи желательным объектом.

По чему едем?

Инновационные форматы, которые питают наши программы, ссылки в нашей стране и новые пространства, которые подходят к музыке со всех возможных точек зрения. И они также делают это с другими безусловными названиями этого формата, такими как неукротимый Педро Аснар.

Векторные карты с прокладкой маршрута для использования вне дорог непригодны в силу недостаточно детализации проселочных и лесных дорог, а также топографии местности.

Спутниковые карты (изображения земли со спутника) пригодны для использования вне дорог с большими ограничениями. Если в окрестностях населенных пунктов ими пользоваться можно, то выехав на заросшие тропинки такие карты становятся бесполезными.

Кроме того, в этом сезоне есть новые сотрудники, которые присоединяются к самой хулиганской команде национального радио. И, конечно же, не будет недостатка в безусловных названиях программы, как Марио Вакеризо, который все еще находится в своем третьем сезоне в программе, пытаясь дать свое особое видение мира.

Они будут мастерами церемоний, которые расскажут вам о Списке и о последних моделях самых модных художников, они проколот вас лучшими хитами момента и заставит ваши дни наряжаться с хорошими вибрациями и потрясающими песнями. Как в эфире, так и в потоке вы можете каждую неделю обнаруживать, кто является номером №1 в нашей стране.

В качестве эксперимента была попытка использовать спутниковые карты в Рязанской, Владимирской и Костромской областях, где польза от них была ничтожно малой из-за густой растительности и дорог, практически не читаемых на спутниковом изображении.

Чтобы танцевать и веселиться, для этого нужны выходные. Каждую субботнюю ночь вы можете начать с лучшего музыкального ритма руки, программы, с которой дебютировал на радио в июне прошлого года. Это глобальная программа, которая звучит в 11 странах и полностью привязана к современной электронной музыке всей планеты: новости, фестивали и вся информация о мире танца в пространстве, посвященном этому жанру, которого больше всего слушали в Испании и Латинская Америка.

Этот новый сезон с ответственным Тони Агиларом также отвечает за установление связи между Испанией и Латинской Америкой. Самые эксклюзивные интервью с наиболее важными национальными и латинскими художниками, обзор самых выдающихся событий, подробные отчеты и самые важные списки успехов в мире.

Векторные карты типа «OpenStreet Map» страдают той же болезнью, что и карты с прокладкой маршрута — низкой детализацией территорий вне дорог общего пользования. Чуть большая детализация топографии, но такая же недостаточная для полноценного использования.

Плюсом таких карт является только возможность их параллельного использования для ориентации на местности в большом масштабе, с привязкой к населенным пунктам и дорогам общего пользования. Плюсом в этом случае является их масштабируемость без потери качества. Минусом необходимость сетевого подключения или записи (кэширования) в память устройства.


Остаются ставшие электронными оцифрованные бумажные карты. Здесь тоже все не просто и тот, кто впервые возьмется за них будет несколько разочарован. С одной стороны это великолепная детализация местности (зависит от исходной бумажной карты), с другой стороны ограниченная возможность масштабирования. В общем, аналогия старой бумажной карты, которую нельзя приблизить, если масштаб не пригоден для рассматривания «вооон того бережка ручейка за тропинкой»...

Чем пользуемся?

Для теста будем использовать три устройства. Два планшета с экранами по 7 дюймов: и его младшего брата , а также тяжелую «яблочную» артиллерию iPad. Apple iPad в нашем случае исключительно для полноты картины и обзора программ для iOS, так как бюджет его приобретения в два-три раза выше, чем стоимость покупки Wexler.TAB и врядли кто-то будет его приобретать для того, чтобы утопить в пампасах, хотя...

Wexler.TAB 7t старший в линейке 7-дюймовых устройств. Ценник в магазинах столицы варьируется от 6 до 12 тысяч рублей, что достаточно приемлемо для такого устройства.

На борту модели 7t четырехядерный процессор NVIDIA Tegra 3 с частотой 1300 мегагерц, 1 гб оперативной памяти DDR3, семидюймовый IPS-экран с разрешением 1280х800, 5-мп камера с автофокусом на задней панели и фронтальная камера 0,3 мп, GPS & A-GPS.




В качестве «ништяков» 3G-модуль с SIM-картой стандартного размера, слот для карты памяти формата MicroSD, WiFi, Bluetooth и, что самое невероятное для бюджетного устройстваHDMI выход и полноценный USB-порт для подключения внешних устройств, например, внешнего GPS-модуля для более уверенного приема сигнала спутников.

Wexler.TAB 7iS - несколько дешевле своего собрата и предлагается по цене от 4 до 5,5 тысяч рублей, при этом отличается от 7t двухядерным процессором RockChip RK2918 с частотой 1200 Мгц и разрешением экрана в 1024х600 пикселей. Младший Wexler.TAB также имеет более скромные показатели тыловой камеры и лишен USB-порта.

Модель Wexler.TAB 7iS оказалась слабее и в части приема сигнала WiFi и сигналов со спутников GPS при том, что возможность подключить через USB-порт внешний GPS-модуль отсутствует.

Что касается Wexler.TAB 7t, то сигнал со спутников он уверенно принимал и в лесной чаще, но вот справиться с работой внутри УАЗ 3909 не смог, то и дело теряя сигнал. Видимо, количество металла вокруг сбивало модуль с толка и именно в таком случае стоило бы задуматься о внешнем модуле. Жаль возможности подключения внешней антенны не предусмотрено производителем. Было бы просто шикарно.






Еще одну особенность стоит учитывать — обращайте внимание на переходники «прикуриватель-USB». Универсального разветвителя на 3 розетки 12В и два USB не хватало, чтобы поддерживать устройство в заряженном состоянии и планшет при работе с навигацией начинал разряжаться даже с подключением к питанию. Вероятно мощности USB не хватало, что вполне может быть для NoName производителя из Поднебесной.

В любом случае оба планшета Wexler.TAB находятся в приемлемом ценовом диапазоне для того, чтобы смело закрепить их на панель автомобиля и не бояться повредить, чего не скажешь о более дорогом Apple iPad. Но, каждому свое.

Не стоит забывать, что для удобства использования планшета в качестве навигатора надо подумать и о надлежащем крепеже на панель или к лобовому стеклу автомобиля. Как понимаете в комплекте такого крепежа нет.

Я использовал обычный дешевый кронштейн купленный где-то в автозапчастях за смешные 300 рублей и, как ни странно, планшет хоть и болтался вместе с кронштейном, ни разу не выскочил из него и ни разу не отклеился от стекла при том, что терпеть ему пришлось многое.

iPad.

Для своего iPad я бы приобрел более дорогой и надежный кронштейн, а еще лучше — оставил бы его дома, но это другой разговор.

Программное обеспечение

Вводишь navi в «магазине» для Android или iOS и понимаешь, что ничего не понимаешь — от количества различных приложений начинает кружиться голова. Если же отбросить все ненужное на данный момент, то можно определить круг основных программ, на которых и остановимся.

Для ОС «Android» это: бесплатный «Androzic», платная и бесплатная версия программы «Советские Военные Карты», платная «OZI Explorer», а также платная и ограниченная бесплатная версия программы «CompeGPS TwoNav».

Для iOS предлагается та же программа «CompeGPS TwoNav», в ближайшее время должна появиться версия «OZI Explorer» и все. Некоторые имеющиеся бесплатные программы откровенно оставляют желать лучшего и с очень большим натягом годятся для серьезного использования. Можно еще упомянуть бесплатную «MotionX GPS», но о ней чуть позже.

Теперь обо всем подробнее.

ANDROZIC (Android)

Как следует из названия — программа написана исключительно для ОС Android и рассчитана для работы с картами формата OZI. Собственно ради этой программы изначально ко мне в руки и попали на тест планшеты Wexler.TAB, а уже позже было решено изучить и другие возможные варианты «планшетной навигации».


До функциональности «OZI Explorer» бесплатная программа не дотягивает, но основную свою задачу выполняет на отлично. Однако бесплатный сыр только в мышеловке и для того, чтобы пользоваться картами их придется найти или конвертировать в формат ozf3, другие форматы программа не прочитает. Старики поговаривают, что были времена, когда Androzic читал все форматы, но было ли это.

Из бонусов — возможность использовать онлайн-карты «OpenStreet Map» с возможностью выбора какая из них будет использованная в данный момент. Естественно, что привычная навигация по принципу «проложить маршрут до...» не получится даже по загружаемым векторным картам.

Плюс, подгружаемые карты не везде доступны в силу наличия мобильной сети да и их пригодность для полноценной навигации вне основных дорог очень сомнительна. На опыте кэшированные в память карты оказались полезны только в качестве общего обзорного плана. Не более.

Заключение: неплохое бесплатное приложение с возможностью использования карт формата OZI ozf3 и подгружаемых онлайн карт. Необходимость вызывать некоторые функции через меню заметно снижает оперативность работы с программой, что для неспешной навигации приемлемо, а в случае спортивного использования не всегда.

Минусом является использования карт только формата ozf3 и ограниченная функциональность самой программы. Подгружаемые онлайн карты для полноценной навигации непригодны.

MotionX GPS (iOS)

Упоминать эту программу для iOS в данном обзоре не стоило бы, так как она использует только онлайн-карты пусть и с возможностью сохранять их.

Однако программа подкупает своей функциональностью и при этом бесплатна. Соответственно, установить ее в качестве обзорной навигации можно без лишних затрат, что для владельцев яблочных устройств достаточно редкое явление.

Для полноценной навигации программа непригодна, если в процессе «эволюции» в нее не будет добавлена возможность чтения растровых карт.

В принципе, можно сравнить эту навигационную программу с «MotionGPS», если бы не одно НО - программа умеет подгружать из сети растровые карты, в дополнение к возможности использования упомянутых онлайн-карт. Да и название подкупает.


Рабочий экран программы минималистичен, за исключением функции масштабирования, все остальные возможности скрыты в меню, а сами возможности оставляют желать лучшего. По функциональности «Советские Военные Карты» во многом уступают «Androzic», кроме автоматической подкачки растровой карты.

Существенным минусом является то, что выбора масштаба растровых карт не предусмотрено, а по умолчанию подгружается только одна карта, очень похожая на двухкилометровку подробного атласа России. Это мое личное мнение, так как несмотря на указание масштаба «пятьсотметровки» свойственной для таких карт детализации не вижу вовсе. Выбрать другую карту не предоставляется возможности, за исключением слоев онлайн карт «OpenStreet Map».

Заключение: очень своеобразная программа с громким названием. Пригодна для замены бумажной карты дополненной ориентированием на местности. В минусах маленькая функциональность программы и невозможность подкачки более подробных карт.

CompeGPS TwoNaw

Сравнительно неизвестная программа для обеих операционных систем. Стоимость приобретения полной версии чуть больше 1000 рублей. Можно пользоваться бесплатным вариантом программы с ограничениями.

Бесплатная версия практически бесполезная вещь, а вот заплатив за Premium версию пользователь получает множество расширенных функций, в том числе 3D-вид ландшафта.

Рабочий экран программы выглядит сравнимо с «Советскими Военными Картами», для оперативного использования присутствуют только кнопки масштабирования, а остальные функции становятся доступными при касании экрана через соответствующие меню.


Из упомянутых программ для навигации «TwoNav» одна из самых интересных, если не учитывать классического «OZI Explorer». В премиум-версии программы существует возможность загрузки любых доступных онлайн-карт, а также создания и использования своих собственных карт.

Интересна и возможность наложения друг на друга нескольких карт с различными режимами прозрачности и полная персонификация карт с помощью отметок, подписей и т. д. Кроме того есть возможность обмена точками и треками, публикация записей в социальных сетях, загрузка тайников Геокешинга и множество других полезных и веселых функций.

В программе предусмотрена возможность приобрести и платные карты, в том числе подробные топографические, но вот найти среди предложенных хоть одну российскую мне лично не удалось. Возможно это вопрос времени и дело для российских разработчиков.

Заключение: не совсем функциональная программа из-за отсутствия полноценных карт для России. Если тема получит развитие и карты будут пополняться, то «TwoNav» окажется отличным приобретением. Для путешествий по Европе карт уже достаточно много, как бесплатных, так и платных подробных.

Если разобраться с возможностью использования собственных карт, тогда «TwoNav» однозначно выходит в лидеры по возможностям для современного автопутешественника. В противном случае возможности программы в плане навигации не больше «MotionX GPS», а социальные функции - лишь украшение.

OZI Explorer

Здесь комментарии будут излишними - «OZI Explorer» родоначальник навигации по оцифрованным в растровое изображение бумажным картам. На памяти версии для защищенных ноутбуков Panasonic и КПК с WinCE, на которые ставился «Озик» только с одной целью - получить полноценную навигацию по «бумажным» картам с привязкой к координатам. Современные версии получили увеличенную функциональность, появилась версия для устройств с ОС Android и должна появиться версия для iOS.

Программа платная, но за удобство и стабильность приходится платить. Обсуждать использование пиратских версий не буду - для этого есть десятки других ресурсов и поддерживать работу производителей по разработке и улучшению программных продуктов или нет, решение конечного потребителя.

Что касается операционных систем, то владельцам Android-устройств повезло больше, но это временное явление до момента выхода полноценной версии «OZI Explorer» для iOS.


В качестве технического оснащения вполне достойным вариантом оказалось использование бюджетных планшетов Wexler.TAB или их аналогов. Нет необходимости приобретать более дорогое оборудование, если его уже нет у вас дома или вы желаете ощущать в руках дорогую и тяжелую вещь, а не пластиковую игрушку. Кстати, тот же Wexler.TAB имеет приятное на ощупь прорезиненное покрытие.

В минусах бюджетного решения нечастые, но возможные сбои в работе. Планшеты Wexler.TAB несколько раз за использование перезагружались самостоятельно или теряли сеть GSM-3G для восстановления которой требовалась принудительная перезагрузка. С Apple iPad такого не случалось, но стоит ли переплата этой маленькой проблемы решать вам. Возможности протестировать Android-планшет от известного бренда у меня не было, но думаю его можно было бы приравнять к iPad по стабильности работы. Надо пробовать...


Минусом использования планшета в качестве «боевого» навигатора еще и то, что с ним не стоит выходить под дождь к коллективу для обсуждения дальнейшего маршрута, да и размеры не всегда позволяют спрятать в карман и отправиться в пешую разведку.

На мой взгляд, оптимальным решением для любого серьезного путешествия было бы оснащение автомобиля обычным проверенным навигатором, а в дополнение к нему планшетом с загруженными картами. Окончательно в этом убедиться мы смогли в путешествии по Пинежскому тракту вдоль Пинеги и Вашки .

Использование для навигации исключительно одного планшета я бы рекомендовал в отсутствие альтернативы и на несложных маршрутах, равно как в составе колонны имеющей другие способы навигации. Уверенности в том, что планшет не заглючит или не зависнет в самый неподходящий момент у меня лично нет. Не знаю как у вас.


Не забываем также, что планшет может отвлечь штурмана новой игрушкой перед участком пути, когда тот захочет десантироваться из машины с полными ужаса глазами или потянуться за помятой в походах армейской фляжкой, если конечно это не входит в ваши коварные планы...

Если вы уже определились, какой программой хотите пользоваться, то в конце этой странице можете перейти к урокам по использованию нужной вам программы .
Для тех, кто еще стоит перед выбором,вместо вступления еще раз напомню: мы говорим о навигации для внедорожных путешествий. Если вы обычно съезжаете с асфальта до ближайшей полянки, где будет пикник-шашлычок-сосиски, не заморачивайтесь этим вопросом. Другое дело – многодневный трофи-рейд по бездорожью. Тут без хорошей навигации не обойтись – без нее просто опасно.
Ну, приступим. Немного теории для начала.
Самое главное в программах навигации – это карты . У программы может быть божественно прекрасный интерфейс и множество настроек, но если карты подкачали – толку от такой программы немного. Карты для этих программ бывают двух видов – растровые и векторные. Не будем углубляться в дебри теории, просто запомните:
Растровые – это изображение с привязкой. Это карта, которую можно распечатать на принтере. Растровой картой может быть любая картинка – карта Советского Генштаба, карта РККА, старинные карты, да хоть пачка «Беломора». Очень просто самому любую карту или изображение привязать в программе OziExplorer.


Векторная – совсем не картинка, а набор объектов (точек, дорог, изображений зданий и т.д.). Программа обрабатывает и отображает такую карту в виде картинки на экране. Такую карту уже самому проблемно сделать – придется брать, что есть. Векторные карты используют навигационные программы-поводыри. Это могут быть навигаторы-коробочки с одной прошитой программой или планшет с установленными несколькими прогами. Все эти программы (IGO, Tom-Tom, CityGuide, Навител, Яндекс-Навигатор, Автоспутник, Прогород и т.д.) заточены на езду по асфальту – поиск по адресу, поддержка пробок онлайн, прокладка маршрута разными способами, камеры, светофоры. Их можно прекрасно использовать для достижения точки съезда на бездорожье. А вот дальше начинается беда – карты очень бедны, часто вместо информации просто серое или зеленое поле. В большинстве программ нет поиска по координатам. Ехать по ним вне дорог просто невозможно.
Отдельно стоят Навител, 7 дорог и Гармин – их создатели ориентировали не только на асфальт, но и снабдили их картами вне дорог с твердым покрытием. Многие ездят по этим прогам-картам даже на соревнованиях и в трофи-рейдах, но я считаю, что Навител и 7 дорог плохо для этого подходят (из-за бедности внедорожных карт), Гармин гораздо лучше, но у него нет разнообразия карт.
Давайте посмотрим на одну и ту же точку на разных картах.
Точку я выбрал интересную для многих – перевал Дятлова.
Масштаб карт – одинаковый 500 м в 1 см.

1.OziExplorer – две карты – старый Генштаб (80е годы) и новая карта 2010.





2.САС космоснимок Яндекса.



3. Garmin PC карта 2015 года, раньше было печально.



4.OpenStreetMap



5.GooglMap



6. Прогород



Другие программы показывают только фон разных цветов.
Вывод уже напрашивается. Очевидно, что программ навигации, подходящих для работы вне дорог, будет использовано и рассмотрено три – OziExplorer, САС и Garmin PC. Далее эти программы будут рассмотрены подробно.
Пока кратко про плюсы – все они работают оф-лайн. То есть дома готовим карты-точки, загружаем, и в полях-лесах нам не нужен интернет – которого там, кстати, и нет. Для ОЗИка карт полно, можно делать свои, в том числе и с помощью САС. САС умеет «забирать» карты из различных источников, особенно интересны космоснимки разных поставщиков. «Забрав», программа привязывает эти карты и кладет себе в кэш. Потом в поездке выбираем источник – кэш, и пользуемся. Все эти программы умеют работать с точками и треками. Точки нам нужны на соревновалках, и при достижении цели в трофи. А трек, который кто-то уже ранее проехал, будет хорошей подсказкой при выборе траектории на бездорожье.
У Гармина есть минус – карты придется использовать те, которые есть. Можно сделать самому, но сложно – это уже «высший пилотаж», нам и без этого есть, чем заняться. С программами разобрались – выбрали самые подходящие.
Теперь вопрос: а куда их поставить?
Линукс отпадает – для него нет этих программ. Для него вообще нет программ навигации. Для Mac и IOS тоже нет этих программ – там есть другие, их даже можно заставить работать без интернета, но это «пляски с бубном». И изделия «огрызко-техники» совсем не брутальные. Умрут они быстро в экстремальных условиях. Винда? Да! Есть версии как для большого брата, так и для КПКашек-навигаторов на WindowsCE. Так как мы передвигаемся на автомобилях, вес-размеры для нас не критичны. Наоборот, лучше иметь большой экран с лучшим обзором и программы будут «полновесными», а не урезанными, как на КПК. Именно такое решение использует наш экипаж.




Есть еще Андроид – для него тоже есть разные версии этих и похожих программ. Но система работает нестабильно – почитайте отзывы или попробуйте сами: то проги слетают, то ГПС не ловит, то трек не пишет. И реально защищенной техники за вменяемые деньги нет. А «комнатные» планшеты живут в условиях бездорожья очень недолго. Если есть смартфон или планшет, можно туда все это поставить – как резервное решение, но целиком Андроиду я бы не доверился. Именно по этим причинам я выбрал, и вам рекомендую, защищенные ноутбуки или планшеты на полноценной Винде. И ставим туда вот эту троицу: OziExplorer, САС и GarminPC . Подробно эти программы навигации рассмотрим в следующих статьях.






Просмотров