Жуткие последствия цифровой эры: после этого ты запретишь своему ребенку пользоваться гаджетами! Родителям на заметку. Влияние гаджетов на здоровье детей

Достаточно сложно представить современную семью без различных гаджетов: смартфонов, компьютеров, ноутбуков, планшетов. Эти и другие электронные и цифровые устройства прочно обосновались в нашей жизни. Неудивительно, что нынешние малыши начинают ими интересоваться с самого юного возраста. Однако многих родителей волнует вопрос: безопасно ли подобное увлечение?

С одной стороны, не очень предусмотрительно совсем ограничивать знакомство ребенка с компьютерами и прочими электронными устройствами, поскольку они способствуют интеллектуальному развитию детей.

С другой же – современные технологии зачастую отнимают у крохи много времени, которое он мог бы истратить на более полезные занятия: подвижные игры, чтение книг, обычную возню с приятелями.

Давайте разберем, в чем же заключается польза и вред гаджетов для здоровья и развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние гаджетов на детей: плюсы и минусы

Достаточно сложно представить современную семью без различных гаджетов: смартфонов, компьютеров, ноутбуков, планшетов. Эти и другие электронные и цифровые устройства прочно обосновались в нашей жизни. Неудивительно, что нынешние малыши начинают ими интересоваться с самого юного возраста. Однако многих родителей волнует вопрос: безопасно ли подобное увлечение?

С одной стороны, не очень предусмотрительно совсем ограничивать знакомство ребенка с компьютерами и прочими электронными устройствами, поскольку они способствуют интеллектуальному развитию детей.

С другой же – современные технологии зачастую отнимают у крохи много времени, которое он мог бы истратить на более полезные занятия: подвижные игры, чтение книг, обычную возню с приятелями.

Давайте разберем, в чем же заключается польза и вред гаджетов для здоровья и развития ребенка.

Плюсы применения гаджетов:

Компьютеры и интернет-технологии постепенно входят в жизнь даже самых маленьких детей. Задача родителей – научить малыша пользоваться с умом всеми этими благами цивилизации.

1. Помощник в развитии . Гаджеты могут стать таким же развивающим инструментом, как более традиционные игрушки: пирамидки, машинки, куклы, кубики и прочие детские атрибуты. Кроха, хаотично нажимающий на кнопки и клавиши, незаметно развивает моторику пальцев и непроизвольно запоминает определенные цифры и буквы. Слушая мелодии и рассматривая картинки на мониторе, малыш совершенствует слуховое и зрительное восприятие.

2. Способ занять ребенка . Благодаря ноутбукам, смартфонам и планшетам родители теперь знают, чем занять маленького непоседу в длинной очереди в больнице, во время автомобильной поездки. Не нужно брать с собой целый ворох игрушек, достаточно просто включить ребенку интересный мультик. В этом случае он не будет вас тормошить из-за скуки и интересно проведет время.

3. Библиотека в кармане. Современные электронные «читалки» способны заменить целое книгохранилище, так что школьнику не придется носить объемные тома из библиотеки и обратно. Вам нужно будет только скачать интересующие книги из Интернета. К тому же, вы приучите ребенка к мысли, что всемирная сеть не только источник развлечения, но и сосредоточение полезной информации.

4. Незаменимый помощник для учебы . Среди вороха различных компьютерных игр можно найти действительно полезную информацию, способствующую развитию познавательных процессов и получению новых умений и навыков. Некоторые приложения учат малышей грамоте, математике, рисованию, развивают внимание, память и логическое мышление. Познавательные мультфильмы помогут в ненавязчивой форме передать ребенку новые знания об окружающем мире.

Минусы применения гаджетов:

1. Негативное воздействие на физическое развитие и здоровье. Этот аспект влияния гаджетов на детей стоит рассмотреть очень внимательно. Если ребенок излишне увлечен планшетом или ноутбуком, то может пострадать: зрение – если малыш проводит за монитором больше получаса в день, есть риск, что через шесть месяцев острота его зрения значительно снизится, ведь детские глаза испытывают огромную нагрузку; осанка – дети за компьютером часто сутулятся, что чревато искривлением позвоночника; головной мозг – от длительного нахождения в одной позе может нарушиться циркуляция крови в конечностях, внутренних органах, страдает, в том числе, и головной мозг, что крайне негативно сказывается на интеллекте ребенка, чревато снижением концентрации внимания и памяти.

2. Неполное освоение информации . Конечно, гаджеты помогают детскому развитию, однако малышам в раннем возрасте необходимо задействовать все каналы восприятия. Ребенку важно потрогать, покрутить, осмотреть со всех сторон мячик, чтобы понять, что он круглый и может катиться. Развивающие же мультфильмы не способны показать все многообразие мира, поэтому кроха не может полностью изучить тот или иной предмет.

3. Понижение творческой активности . Ни один компьютер, ноутбук или смартфон не заменит детям настоящей работы с различными материалами, радость от создания чего-то нового своими ручками. В реальной жизни малыши фантазируют и воплощают задумки в лепке, вырезании, раскрашивании, создании аппликаций.

Применяем гаджеты для детей с умом.

Если вы хотите не допустить возникновения зависимости от компьютера у детей и снизить возможное отрицательное влияние гаджетов, нужно правильно их использовать, придерживаясь нескольких важных правил. Несмотря на все плюсы гаджетов, помните, что планшеты или телефоны не являются предметами первой важности и необходимости для дошкольников и малышей раннего возраста. Полноценное развитие возможно и без всех этих «чудес техники», но если вы все-таки хотите порадовать свое чадо, то следуйте принципу – техника для ребенка должна соответствовать его возрасту. Детям до шести лет лучше приобретать детские планшеты, которые предназначены именно для этого возрастного периода. В этом случае вы будете уверены, что гаджет полезен для ребенка, да и контролировать увлеченного кроху вам станет намного проще. Не используйте компьютер, чтобы увлечь ребенка, пока вы готовите обед или занимаетесь уборкой. Лучший выход – привлекать детей в этот процесс. Нельзя допускать, чтобы малыш находился за компьютером больше установленных возрастных норм. Так, детям до трех лет не следует сидеть за ноутбуком больше часа в день, а каждые 20 минут необходимо устраивать физминутку, чтобы отдохнули глазки. Деткам постарше можно разрешить проводить больше времени за монитором, однако перерывы также обязательны. Старайтесь придерживаться возрастных рекомендаций, указанных к компьютерным играм и мультфильмам. Информация, предназначенная для более взрослых детей, может перегрузить ребенка и даже привести к нервному срыву. Не следует выдавать малышам гаджеты перед засыпанием. От мельтешения ярких картинок на экране нервная система детей возбуждается, из-за чего они плохо спят, видят во сне кошмары или не могут заснуть вовсе.

Доклад

Тема: Влияние гаджетов на детей и подростков.

Докладчик: учитель истории и обществознания Сопов А. И.

Влияние гаджетов на детей и подростков.

    Вступление

    Что такое гаджет?

    Гаджеты и успеваемость

    Гаджеты и Русский язык

    Влияние на здоровье

    Симптомы зависимости

    Вывод

Вступление

В любой очереди, в метро, на лавочках парка, за столиками в кафе мы можем видеть одну и ту же картину. Молодые люди сидят, уставившись в экран телефона, планшета, ноутбука. Они что-то просматривают, кому-то отвечают. Иногда вид у них сильно занятой и сосредоточенный, иногда – откровенно скучающий. Но, к сожалению, очень грустно наблюдать за тем, как компания друзей дружно «клацает» свои телефоны вместо того, чтобы общаться друг с другом вживую. В общественном транспорте редко можно встретить человека без наушников в ушах, откуда раздается громкая ритмичная музыка. На улицах города каждый встречный человек разговаривает по мобильному телефону. Люди перестали видеть, что вокруг них происходит. Они перестали думать, так как им просто некогда это делать.

Что такое гаджет?

«Гаджет - небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека».

Но так ли это на самом деле? Действительно ли гаджеты совершенствуют нашу жизнь? Конечно, в их использовании можно найти не только минусы, но и плюсы. Но для того, чтобы справедливо оценить влияние гаджетов, давайте рассмотрим все стороны.

Плюсы использования гаджетов и ПК

ПК, ноутбуки, планшеты и смартфоны хороши тем, что дают доступ к информации в Интернете и позволяют использовать различные программы. Можно выделить следующие положительные моменты использования данных устройств:

    Развитие мелкой моторики. Работа на устройствах с джойстиком, кнопками и тачскрином (сенсорным экраном) позволяют разрабатывать пальчики и тренировать мелкую моторику. А слежение за движением компьютерной мыши на экране позволяет тренировать внимание малыша.

    Обучение младших школьников. Происходит с помощью специальных обучающих программ и игр, использующих зрительные образы и активные формы работы самого ребенка. Очень хороши игры, в которых ребенку предлагается проблемная ситуация и требуется найти ее разрешение, анализируя исходные данные, занимаясь поисковой и исследовательской активностью. Например, это могут быть игры с построением букв из линий, соотнесением понятий с изображениями и т.д.

    Доступ прямо из дома к большому количеству полезной информации. В Интернете школьники могут прочитать последние новости, найти тексты книг, отыскать интересную информацию о великом открытии, путешественнике, историческом событии и пр. Преимущество Интернета перед библиотекой -мгновенное поступление новой информации.

    Возможность развиваться и совершенствоваться. Включить обучающую лекцию, просмотреть урок на ю-тубе, прочитать книгу можно везде и в любой момент. Это удобно для тех, кто по несколько часов в день тратит на дорогу или что еще хуже, постоянно застревает в пробках. Можно найти книгу, которой нет в библиотеке.

    Формирование у школьников навыка поиска и фильтрации информации. Наиболее активно данное умение формируется в подростковом возрасте. Обилие различных информационных сайтов ставит школьника перед необходимостью анализировать все получаемые сведения и отбирать из них достоверные. Помимо навыков поиска и фильтрации информации это развивает также способность к критическому мышлению.

    Возможность зафиксировать определенный момент . Сфотографировать или снять на камеру. Сейчас все современные гаджеты снабжены встроенной фотокамерой. На самом деле это очень удобно;

    Связь с одноклассниками и учителями. Очень хороши специальные блоги и группы в соцсетях, создаваемые для учеников определенного класса. Здесь учитель и ученики могут обмениваться информацией и новостями, дискутировать по спорным вопросам, обсуждать прочитанные произведения.

    Выполнение заданий. Учитель может выдавать дистанционно задания ученикам и они их могут выполнять, как лично, так и совместно. Совместная подготовка проектов, рефератов и других заданий.

Минусы использования гаджетов и ПК

Частое и ненормированное использование гаджетов может привести к ряду негативных последствий:

1. Уход от реальности. В современном мире людей окутывает такое множество страхов, внутренних комплексов и тревог, что они буквально не могут оставаться наедине с самим собой. Чувство страха заставляет их бежать от реальности, отвлекаясь с помощью гаджетов. Музыка, игры, постоянный просмотр социальных сетей помогает заглушить свой внутренний голос и создать самому себе иллюзию того, что в их жизни все в порядке;

2. Зависимость. Зависимость от использования гаджетов прослеживается у большинства их пользователей. Пролистнуть новостную ленту социальных сетей, просмотреть фотографии в Инстаграмме, поставить лайки, написать комментарии. Или же наоборот, выставить очередную фотографию себя любимого где-нибудь, а потом заходить через каждую минуту и смотреть, не появился ли к ней новый комментарий.

3. Жизнь в виртуальном мире . Пообщаться с друзьями не при личной встрече, а по скайпу. Перекинуться смс-ками, познакомиться на сайте знакомств. Поддерживать статус своей страницы в социальных сетях, редактировать новые и новые фотографии для своего профиля. Виртуальный мир полностью захватил все наше время.

4. Гонка за новинками. Создатели гаджетов извлекают из такого массового помешательства свою выгоду, выпуская все новые и новые модели. Более удобные, совершенные, функциональные. А стоят они совсем не дешево. Устаревшие модели выходят из моды, снимаются с продаж, а по телевизору нам показывают все преимущества новых технологий. И мы загораемся, тратим ценное время своей жизни ради того, чтобы на последние деньги купить более совершенный гаджет.

5. Деградация личности . Очень многие игры созданы не для развития логики или обогащения интеллекта, а для сжигания времени. В сети их называют «убивалки» времени. И ими пользуются, в них играют. Проходят уровень за уровнем вместо того, чтобы познавать этот мир, заниматься спортом, духовно развиваться, в конце концов. Замкнутый круг из ежедневных «лайков» фотографий в социальных сетях, бесполезных игр, переписки с друзьями «ни о чем».

Гаджеты и успеваемость

Многие родители стараются как можно раньше приобрести для своего ребенка персональный компьютер, который, по их мнению, является первоочередным помощником в учебе. Однако ученые утверждают, что наличие дома компьютера оказывает отрицательный эффект на школьную успеваемость

В 2010-2015 гг. проведены исследования 150 тыс. школьников в возрасте от 10 до 14 лет, в которых изучали информацию о владельцах компьютеров и сравнивали годовые отметки по основным дисциплинам до и после покупки домашнего компьютера. В результате установлен умеренный, но вполне заметный отрицательный эффект, вызванный доступностью компьютера.

Причина такого положения объясняется тем, что в основном школьники компьютер используют для игровой и коммуникативной деятельности посредством Интернета, и лишь немногие используют его для поиска полезной информации.

Чрезмерное увлечение тинэйджеров гаджетами и глобальной сетью, безусловно, влияет на успеваемость. Гаджеты ухудшают внимательность учащихся и не позволяют им концентрироваться на том, что происходит на уроке, говорят эксперты. Таким образом, педагоги, психологи и исследователи во всем мире все чаще говорят о пагубном влиянии социальных сетей и Интернета в целом на сознание и успеваемость школьников.

Гаджеты и Русский язык

По мнению экспертов, большое влияние на грамотность школьников оказывает Интернет и смс-сообщения. Популярный «албанский», или «падонковский», а точнее исковерканный язык переходит из игры в жизнь. «Игра в неграмотность» становится действительно неграмотностью, потому что, увлекшись, новички в обычной жизни очень часто не различают, да и не придают значения тому, грамотно они пишут или нет. Негативное влияние разговорного языка, языка форумов и чатов очевидно, исковерканный язык распространяется как вирус. Употребляя словечки из него, подростки считают себя «своими». Последствия этого процесса плачевны, привыкая к неправильному языку в общении, они так же пишут в школе. И очень бывают удивлены, когда за «правильное» написание учитель ставит двойку.

Влияние на здоровье

Исследователи из российского центра электромагнитной безопасности утверждают, что электромагнитное излучение от современных коммуникационных устройств оказывает негативное влияние на центральную нервную систему. Причем наиболее подвержен именно детский организм. Анализ групп школьников показал, что дети, регулярно использующие планшеты и смартфоны, отличаются рассеянным вниманием и снижением коэффициента развития интеллекта.

Ученые и психологи отмечают:

во-первых , у детей часами проводящими за сенсорным экраном начинаются проблемы с координацией действий между командами головного мозга и движениями рук. Наблюдались случаи, когда такие ребята не могут даже кинуть мяч по прямой линии, поскольку верхние конечности неадекватно реагируют на сигналы из головы.

Во-вторых , постоянное вглядывание в небольшие объекты на экранах смартфонов и планшетов развивает близорукость (особенно у тех, кто близко подносят экран к глазам), а сухость напряженных глаз может приводить к их воспалению и инфицированию.

В-третьих , регулярное применение планшетов и смартфонов вредно для позвоночника (особенно шейного отдела), который у детей еще имеет податливую структуру и быстро искривляется.

в-четвертых , постоянный и неестественный наклон головы вниз и прижимание подбородка к шее может приводить к ухудшению кровоснабжения головного мозга, воспалительным процессам на коже и впоследствии к её более быстрому старению.

Симптомы зависимости

Специалисты выделяют следующие симптомы компьютерной, гаджет- или интернет-зависимости:

    Фанатичное отслеживание новинок техники и неконтролируемое желание их получать (частые просьбы купить устройство, капризы и истерики, если этого не происходит)

    Возникновение чувства эйфории при использовании устройства – ребенок чувствует себя счастливым только тогда, когда имеет возможность подержать гаджет в руках, посидеть за компьютером, зайти в Интернет и т.д.

    Отсутствие других интересов, целей и стремлений – школьник забывает обо всем и не имеет других радостей, все время проводит только с устройством

    Пренебрежение семьей и друзьями: члены семьи и друзья отходят на второй план – ребенок практически не общается с ними

    Возникновение проблем в школе (проблемы с поведением, прогулы, плохие отметки и т.д.)

    Негативная реакция (плач, агрессия, истерика, обида и др.) на попытки ограничить работу с устройством

Конечно, у школьников настоящая зависимость от гаджетов формируется достаточно редко. Но если появился хотя бы один из вышеперечисленных симптомов, то это уже является тревожным звоночком для родителей. В этом случае необходимо срочно отвлечь ребенка от пагубного воздействия ПК или гаджета.

Что делать?

Правила использования компьютеров и гаджетов детьми

Чтобы избежать ненужных проблем от слишком частого или неправильного использования ПК и гаджетов, необходимо помнить, что:

    В раннем возрасте работа должна протекать под контролем родителей

    Расстояние от глаз до дисплея устройства должно составлять 50-70 см

    Яркость дисплея должна быть низкой

    При использовании устройства локти ребенка не должны висеть – необходима опора

    При работе с устройством спина школьника должна быть прямой

Ребенку дошкольного возраста старайтесь давать гаджет как можно реже. Необходимо объяснять, что данное устройство предназначено для работы, и вместо просмотра мультиков лучше запустить развивающие программы и ролики. Для детей старшего возраста, которые самостоятельно используют компьютеры, необходимо делать акцент на том, что информация в Интернете не всегда достоверна. Поэтому нужно очень внимательно ее выбирать. Для ограничения времени пользования устройством можно установить «родительский контроль».

Родителям стоит строго ограничивать время ребенка, которое он проводит за современными мультимедийными гаджетами. Необходимо больше акцентировать внимание ребят на подвижных играх, на времяпровождении на природе и занятиях спортом.

Стоит помнить, что ребенок не должен постоянно сидеть в виртуальном мире. Время на компьютер должно ограничиваться родителем и составлять в 6-8 лет – не более часа; в 9-16 лет – не более 2-3 часов в день для школьников. Этого времени достаточно, чтобы чадо не отстало в технических знаниях от сверстников, но и не сформировало у себя компьютерную зависимость. Также особое внимание стоит обратить на то, что конкретно делает ребенок на компьютере. Обращайте внимание на возрастные ограничения.

В особо сложных случая, когда ребенок ведет себя совсем неадекватно при запрете планшета лучше всего обратиться к помощи специалиста – детского психолога.

Как предотвратить зависимость

Для того чтобы увлечение устройством не переросло в настоящую тягу или для того чтобы скорректировать уже начавшуюся формироваться зависимость, необходимо:

    Сократить время работы с устройством. Однако помните, что не нужно строго запрещать ребенку сидеть за компьютером или отбирать у него планшет. Это вызовет негативную реакцию и может лишь усугубить ситуацию. Придумайте какой-то хитрый ход, например, давайте поручения, просите участия ребенка в делах, делая акцент на том, что без него с ними справиться трудно. В более серьезных случаях можно отдать устройство «в ремонт», чтобы за это время привить малышу любовь к другим занятиям.

    Найти для ребенка другие интересы. Попробуйте увлечь его чем то не связанным с электронными устройствами. Это могут быть прогулки, катание на велосипеде, чтение книг, плетение из бисера и многое другое. Посмотрите, что вызывает у Вашего ребенка наибольший интерес и культивируйте это.

    Стараться больше времени проводить с ребенком. Совместные прогулки, игры, беседы, обсуждения интересных вопросов (книг, фильмов, музыки, истории и т.д.) помогут ребенку не только избежать зависимости от гаджета, но и улучшат Ваши отношения, и позволят малышу почувствовать свою значимость.

Вывод

Компьютеры и гаджеты – весьма полезные в обучении устройства. Однако они могут стать злом, если неправильно или слишком часто использовать их, если на них сосредоточены все интересы. Чтобы избежать этого, родителям необходимо больше внимания уделять детям и при необходимости контролировать использование устройств.

Телевизор, планшет, компьютер, игровая приставка, смартфон - эти гаджеты «украли» у нас детей в свой цифровой мир. Не без нашего содействия.

Последние исследования приводят грустные цифры. 66 % детей до двух лет смотрят телевизор! В среднем эти малыши проводят более 50 минут в день перед экраном. Дети 5-16 лет развлекаются с гаджетами примерно 6-7 часов в день! И чем старше ребенок, тем больше он к ним привязан: так, восьмилетняя девочка в среднем посвящает 3,5 часа гаджетам, а «цифровое время» подростков составляет почти 8 часов.

11 % детей до 8 лет имеют в распоряжении свой собственный смартфон, айпад или планшет (данные исследований доктора Брента Конрада, клинического психолога, и американской фирмы Childwise, ежегодно составляющей отчеты для BBC).

С точки зрения логики, в этом нет ничего удивительного. В цифровой век без гаджетов не обойтись, и чем раньше ребенок освоит электронные приборы, тем лучше он вольется в современный мир - логично? Запретить их - все равно что запретить ребенку развиваться в ногу со временем. Почему же тогда специалисты в один голос кричат, что гаджеты вредны?

7 причин ограничить электронное время

Несколько лет назад Американская Академия Педиатрии и Канадское Педиатрическое Сообщество рекомендовали детям до двух лет запретить всякое общение с электроникой, детям от трех до пяти - ограничить электронное время одним часом в день, а детям 6-18 лет - двумя часами. Опираясь на ряд исследований, специалисты назвали причины, почему это стоит сделать.


Правила, которые работают

  • Не просматривай планшет или телефон во время еды или во время разговора с ребенком - он будет стараться делать аналогично.
  • Если родителям приходится дома работать на компьютере, они должны четко объяснить ребенку: «Сейчас мне необходимо доделать отчет. Это займет полтора часа». Желательно при этом отправиться в свою комнату.
  • Телефон - приватная вещь, это же касается и смартфона ребенка: не просматривай его без разрешения.
  • Для подростка смартфон - прежде всего средство коммуникации со сверстниками. Ограничивать необходимо «игровое» время.
  • Полный запрет на гаджеты не сработает, он вызовет лишь ожесточение. Нужно договариваться.

Правила профессора Нойса

В теории все ясно: долг родителей - ограничить детское время у экранов. Но как это сделать на практике? Немецкий ученый и медиапедагог профессор Норберт Нойс, сам отец двоих сыновей, разработал ряд практически советов для родителей.

  • Установи строгие правила. Например, подпиши с ребенком договор.

Объясни, что его электронное время включает в себя все гаджеты: и планшет, и компьютер, и телевизор. Профессор Нойс, в отличие от американских педиатров, считает, что малышу 3-6 лет достаточно проводить 20-30 минут в день перед экраном, ребенку 7-10 лет - 30-45минут, подростку 11-13 лет - около часа в день. Четко озвучь выбранное время и следи, чтобы предписания реализовывались. Например, сын или дочь получает планшет после выполнения домашнего задания, при этом мама или папа (а в будущем и сам ребенок) записывает время начала и окончания электронного сеанса.

Если школьник использует компьютер с учебной целью (например, ищет материалы для реферата), то он получает дополнительные минуты. «Переигранное» время вычитается из завтрашнего дня. Если правила не соблюдаются, то ребенок на какой-то период остается без гаджетов. Контролирует выполнение договора родитель!

  • Применяй гаджеты с пользой. Есть разница, что делает ребенок за компьютером или планшетом: смотрит развивающие передачи либо видео, как играть в «Майнкрафт», учится английскому или выпускает пар в «стрелялках».

Профессор советует поощрять любые учебные видеоматериалы. Сейчас есть много сайтов с игровыми заданиями: возможно, твой малыш увлечется ими гораздо больше, чем бессмысленными играми.

  • Контролируй контент. Очень важно следить за содержанием передач, которые смотрит ребенок.

В интернете нет цензуры. И многие родители очень удивляются, когда узнают, какие ролики и с какой лексикой смотрят их дети. Стоит потратить время, разобраться в настройках и установить запрет на определенные ключевые слова и сайты. Также есть программное обеспечение с фильтрами, которое можно установить на компьютер. Интересуйся тем, что делает ребенок в интернете, в каких социальных сетях он зарегистрирован. Совет от профессора Нойса - общий семейный компьютер. Не стоит дарить ребенку собственный лэптоп или планшет, тогда риск потерять контроль за контентом выше.

  • Озвучь правила безопасности в Сети. Тинэйджеру расскажи о правилах онлайн-общения: не сообщать в переписке подробности о себе и своей семье, никому не давать адрес и телефон, не встречаться в реальности.

Объяснения подкрепи реальными историями. Если сын или дочь хочет иметь профиль в соцсети, настройте его вместе. Покажи, как сделать профиль видимым только для друзей; объясни, какую инфор- мацию о себе можно выкладывать в Сеть, а какую нет.

  • Подавай пример. Если сами родители все вечера проводят у телевизора или не отрывают взгляд от смартфона, они не смогут убедить детей в том, что это нездорово.

К сожалению, односторонние правила не работают. Если мы хотим ограничить электронное время детей, то нам самим придется оторваться от гаджетов и посмотреть... в сторону наших мальчиков и девочек. Профессор советует показать ребенку на собственном примере, чем еще интересно заниматься, кроме гаджетов. По вечерам делайте вместе поделки, играйте в настольные игры,фотографируйте, читайте вслух, готовьте деликатесы. В выходные обязательно выезжайте куда-то, активно познавайте окружающий мир, приглашайте в гости друзей.

И еще очень важное правило: чем меньше свободного времени остается у школьника, тем меньше он будет проводить его с электроникой. Поэтому выберите вдвоем несколько действительно интересных кружков или секций.

Кстати, таким кружком может быть и компьютерная школа. Освоить основы программирования, Photoshop или InDesign - лучшее вложение в будущее, чем просто компьютерные игры. Подростка, интересующегося компьютером, стоит отдать на курсы web-дизайна или полиграфии: тогда к 18 годам у него уже будет профессия, а компьютер он будет рассматривать как рабочий инструмент, а не как средство для развлечения.

Сегодня человек никак не может обойтись без телефона, компьютера или планшета. Гаджеты ныне незаменимы как в работе, так и в получении определенных услуг. С их помощью удается поддерживать связь с близкими людьми, поэтому важность телефонов и прочих технологических инноваций переоценить сложно. Как же быть с детьми, ведь ежедневно в СМИ появляется информация про вред гаджетов?

Прежде всего не следует воспринимать современные электронные устройства как сущее зло, это обычная компьютерная техника, которая значительно упрощает жизнь. Также не стоит забывать и о том, что уже в начальной школе умение работать с компьютером нужно будет обязательно и оно будет влиять на успеваемость малыша. Однако это не значит, что можно разрешать малышу проводить много времени за гаджетами, так как их бесконтрольное использование может привести к достаточно плачевным последствиям. Ниже представлены все преимущества и недостатки использования телефонов и планшетов детьми.

Плюсы использования гаджетов

  • Развлечение в минуты ожидания. Мало кому нравятся очереди или долгая дорога, а если еще и ребенок капризничает, то и без того стрессовая ситуация ухудшается в разы. А вот если ему дать в руки телефон с любимой игрой или включить мультик, ожидание не будет таким мучительным.
  • Познание в развлекательной форме. Не обязательно смотреть на планшете только мультики, можно предложить малышу и различные познавательные передачи для детей. Есть специальные игры, которые помогают детям быстрее выучить цифры и буквы. Такие развивающие программы можно включать уже с двух лет, но не стоит забывать, у каждой игры или приложения есть возрастное ограничение. Также нужно следить и за тем, сколько времени малыш провел за компьютером. Так, если это трехлетний кроха, его лимит – час перед компьютером каждый день. Также важно каждые 20 минут делать отдых для глаз, можно ребенка попросить погулять или же сделать вместе с ним специальную гимнастику для глаз. Ребенку чуть старше можно разрешать сидеть перед компьютером чуть больше, однако перерывы каждые 20-30 минут не отменяются.

Минусы использования гаджетов

  • Развивающий эффект имеет односторонний характер. Имеется в виду то, что для маленького ребенка недостаточно только видеть изучаемый предмет, из-за этого информация становится недостаточной и однобокой. К примеру, для того, чтобы осознать, что мяч круглый, недостаточно видеть его изображение, так как должны быть задействованы все органы восприятия, в том числе и органы осязания. Мяч нужно не только видеть, но и трогать, ощущая руками все его грани. Именно тогда малыш запомнит форму предмета и информация будет освоена в полной мере.
  • Вред для здоровья организма. Длительное времяпровождение возле гаджетов приводит к тому, что у него уже через месяц начинает слабеть зрение. То есть если малыш больше 20 минут в день смотрит мультики или играет в игры, это негативно сказывается на остроту его зрения. Негативное влияние гаджетов на здоровье проявляется и в том, что проводя много времени перед компьютером или планшетом дети меньше двигаются и как следствие, у них может появиться лишний вес. Проблемы с осанкой, в том числе искривление позвоночника становятся последствием того, что ребенок, пользуясь электронными устройствами, часто сутулится.
  • Отсутствие творческого развития. Игры в гаджетах кажутся очень яркими, но на самом деле они снижают творческую активность, так как возможности малыша ограничены установленными опциями. Для полноценного развития ребенок должен работать с настоящими материалами — клеить, рисовать и комбинировать.
  • Сосредоточение на виртуальном мире. Такая губительная для психики ребенка трансформация происходит в случае, если малыш очень много времени проводит за гаджетами. Он отдает преимущество яркому виртуальному миру, в котором он может играть любую роль и практически выпадает из реального мира, ограничивая свое общение и взаимодействие с близкими людьми.
  • Развитие психических расстройств. Если ребенок отдает преимущество играм, в которых много крови или смотрит по гаджетам фильмы ужасов, могут начаться проблемы с психикой.

Если ребенка все сложнее отвлечь от игровых электронных устройств, у него начинает формироваться компьютерная зависимость.

Ее признаки проявляются в следующем:

  • Реальная жизнь не представляет интереса для малыша, он не хочет играть в игрушки и избегает игр с другими детьми.
  • Отношения с отцом и матерью становятся для ребенка второстепенными, совместного времяпровождения становится все меньше, вместо этого малыш пользуется планшетом и компьютером.
  • Запрет или ограничение пользования гаджетами приводят к истерике или бурным эмоциям.

Правила пользования гаджетами ребенком

Родителям следует запомнить, что их ребенок будет нормально и всесторонне развиваться, только если будет достаточно общения с близкими и друзьями, потому разрешая малышу пользоваться гаджетами, нужно придерживаться следующих правил:

  • Пользоваться электронными устройствами малышу можно только в пределах 20 минут. Превышать норму не следует, даже если ребенок будет сильно протестовать. Родителям следует запомнить, что именно на них возлагается ответственность за здоровье их ребенка, потому в таких важных вопросах нужно проявить твердость и непоколебимость.
  • У каждого фильма и игры есть возрастные ограничения, поэтому не стоит показывать шестилетнему ребенку боевики, даже если их главный герой – супергерой, которого малыш очень любит. Если по возрасту игра, кино или мультик подходят ребенку, не лишним будет просмотреть ее вместе с ним, так как производители порой умышленно занижают возрастные критерии, чтобы увеличить число потенциальных пользователей продукта.
  • Гаджет не должен становится вещью, с помощью которой можно «избавиться» от внимания ребенка. Да, если нужно просидеть в очереди час, гаджет можно использовать, чтобы развлечь малыша, но пользоваться этим приемом всякий раз, когда чадо стремиться получить родительское внимание, не стоит. К примеру, если маме нужно приготовить обед, то почему бы не попросить кроху помочь. Пока мама делает печенье, пусть он повозится с тестом.
  • Играть в электронные игры перед сном категорически нельзя, так как это может негативно повлиять на здоровый и крепкий сон малыша. Перевозбудившись, ребенок может не уснуть или же может беспокойно спать целую ночь.

Без гаджетов в современном мире невозможно и дети должны учиться ими пользоваться, чтобы использовать все предоставленные ими возможности. Однако родителям нужно сделать все возможное, чтобы телефон, планшет и компьютер не стали проблемой для ребенка, не принесли вред его психике и его здоровью. Чтобы этого не допустить использование гаджетов должно быть грамотным и главное умеренным. Только тогда электронные устройства будут способствовать развитию ребенка.

Дети и гаджеты: влияние на психику ребенка в разном возрасте (видео)

Начну издалека. Лет с трех. Хотя, на самом деле, еще раньше: полтора года.
Я вышла из кабинета за кипяточком и застала окончание громкой сцены у стойки администратора: молоденькая мама отрывает от своей ноги малюсенькую девочку, прям вот по одному пальчику отцепляет, при этом комментирует: «И ведь не отклеится, пока телефон ей не отдам! Не дам, я сказала, он мне самой нужен!».

Девочке чуть больше года, но орет она громко и выразительно: «Играть дай! Играаааать!».
А я-то гадала – кого здесь на части режут?

Основной запрос всех родителей последних лет выглядит так: как оторвать ребенка от компьютера? Вам не понравится мой ответ. Потому что единственное, что можно сделать – не сажать ребенка к экрану. Совсем.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА:

Давайте вспомним, как протекало наше собственное детство.

От 0 до 1,5 лет: ребенок на руках, в манеже, на полу, в коляске. Его развлекают силами всей семьи, иногда оставляют поплакать в одиночестве, пока мама принимает душ или посещает туалет.
В случае тяжких жизненных обстоятельств младенца отправляют в ясли, где обстановка примерно та же, минус семья. Стукается головой обо все, обрушивает на себя гору выглаженного белья, сладострастно тискает кошку, потом рыдает, что она царапается…

С 1,5 до 3 лет: ребенок ходит за ручку, гуляет во дворе или в парке, копается самозабвенно в грязи, собирает окурки и тащит их в рот, кидается песком, падает и встает, пытается выковырять глазик у собачки, подбрасывает мертвую птичку, чтобы она полетела…

От 3 до 5: cтоит полдня как замороженный перед открытыми воротами гаража, в котором чинят машину. Сидит, болезный, на подоконнике, замотанный в одеяло и наблюдает за уличным движением. Помогает маме в субботу мыть пол, потом папе – выбивать ковер на снегу. Засыпает там, где застало, пока мама мечется, как подстреленная, в поисках пропажи. Ездит с родителями на дачу на четырех видах транспорта, это практически кругосветное путешествие…

Идет в школу в 7 лет, там друзья, футбол после уроков, приходит, когда уже темнеет, грязный до невозможности и голодный как волк, засыпает над уроками.
Гоняет на велосипеде, исследует чердаки и подвалы, попадает в неприятности, теряет сменку, портфель, куртку… Ходит в авиамодельный кружок и на хоккей зимой, берет книжки из «Библиотеки приключений», читает их по ночам и в туалете, бредит капитаном Бладом и Робин Гудом…

Его жизнь насыщена событиями и свершениями, она требует напряжения всех сил души и тела. Иногда он вскакивает ночью с открытыми и бессмысленными глазами, что-то горячо бормочет и падает обратно в постель, как убитый воин. Он фантазирует, шепчет себе под нос, когда медленно плетется домой после уроков вдоль трамвайных путей. У него есть свои «места силы», ларек с мороженым или окошко булочной, помойка – источник неисчислимых сокровищ. Он знает дворы, в которые не надо заходить, и подъезды, в которых можно переждать грозу. У него есть друзья среди взрослых и враги среди детей.

Это волшебный, совершенно Реальный Мир. В отличие от цифрового нынешнего.

Теперь смотрим, как живет нынешнее поколение.
От 0 до 1,5 разница невелика, разве что у мамы больше свободного времени (да здравствуют памперсы и стиральные машинки!) и масса тревоги. Поэтому ребенок в основном пристегнут: к коляске, к маме, к стульчику… о том, чтобы спокойно поползать по двору и речи быть не может. Кругом опасность, грязь, шприцы и собачьи каки. Разве что на море можно дорваться до чистого песочка, но это не всем удается. Чтобы выжить с ребенком в современной городской квартире придуманы разнообразные приспособления, игрушки, «развивалки» и отвлекалки. Все для того, чтобы не дать ребенку самостоятельно исследовать окружающий мир. Подробнее о памперсах и их влиянии читайте в статье «ЧЕМ ВРЕДНЫ ОДНОРАЗОВЫЕ ПОДГУЗНИКИ И ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД?»: https://vk.com/wall-49560567_803

А ему скучно, отчаянно скучно. Ему хочется карабкаться, рыть, наливать и выливать, разбивать, нюхать, просыпать. Маме же хочется спокойно побродить в соцсетях (или по другим сайтам и форумам). Ладно, предположим, что маме хочется приготовить обед. Но, если честно, приготовлению обеда, стирке, глажке, мытью полов ребенок мешает не так сильно, как сидению в интернете.

Поэтому как только ребенок вырастает до самостоятельного сидения ему вручается старый телефон, или планшет, или, если уж совсем все плохо, включается телевизор.
О, отлично, теперь он занят и у мамы есть полчаса для себя.

Еще мы практически поголовно пересели на машины. Если раньше детей спокойно возили в общественном транспорте (другого-то не было), то теперь одна мысль, что деточка будет находиться в одном объеме с толпой ужасных и (скорее всего) заразных людей, вызывает панику. Поэтому ребенка возим ТОЛЬКО в машине. Ага, по пробкам. И очень скоро становится понятно, что ребенку в машине тоже скучно. И он скандалит и буйствует. А отвлекаться от дороги очень и очень опасно. Поэтому, и только из соображений безопасности, ребенку отдается на растерзание айфончик с Фруктовым Ниндзей.

Очереди в детскую поликлинику, метро, электричка, любая ситуация ожидания, когда родители не знают, как занять ребенка, или не хотят напрягаться – электронный друг выручит вас везде! Это отличный способ:

— добиваться послушания (Если ляжешь без капризов – дам поиграть)
— наказывать и угрожать (Будешь себя так вести – отберу айпад)
— получать передышку самим
— делать подарки
— и даже стимулировать хорошую учебу (четверть без троек – и получишь пятый айфон на Новый Год).

Вопли «Почему он ничем не интересуется, ничего не хочет, никуда не ходит и с нами не общается?!!» начнутся немного позже, годам к 12. Еще немаловажный аспект темы. Каких-то 15 лет назад дети массово наблюдали повседневную жизнь родителей: работу, занятия домашним хозяйством, даже в магазин детей брали чаще. Я сужу об этом на основании детских рисунков. В 1994 году диагностический рисунок «Семья» изображал обычно или «мама на кухне, папа на диване перед телевизором, я в своей комнате катаю машинки», или «мама, папа, я, взявшись за руки гуляем по улице».

Сегодня рисунки детей показывают, что даже у кошки есть свой айпад. Все сидят, уткнувшись в мониторы. Безрадостная картина, как сказал ослик Иа-Иа.

НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЖИТЬ.

Согласитесь, это же и есть наша основная задача как родителей, конечная цель наших воспитательных усилий: за годы детства и отрочества подготовить детей к самостоятельному выживанию в современном мире. По большей части, мы это делаем, и делаем неплохо. Даем образование, заботимся о здоровье, стараемся окружить хорошими людьми и вещами.

Но обучение идет главным образом на собственном примере. Так что же видят наши дети? Наши спины, закрывающие экраны компьютеров? Они не ходят на работу к родителям (за очень редким исключением), мало проводят времени на улице в свободном поиске, хотя это абсолютно необходимо для их роста, у них нет ни поводов, ни возможностей познавать мир и себя. Сегодняшние городские дети живут в стерильном мире компьютерных технологий, виртуального общения и игровых схваток.

То, что в специальной литературе называется «ролевые игры» — в дочки-матери, казаки-разбойники, просто воссоздание любого вымышленного сюжета, начинающегося со слов «давай, как будто ты…» — сегодня перенесено во всемирную сеть и заключается в основном в уничтожении представителей загробного мира.

Я не знаю, как их оторвать от мониторов. Альтернатива миру, где ты всемогущий Герой, должна быть настолько привлекательной, чтобы ребенок захотел повернуться к ней лицом. Что вы можете предложить? Это же вам самим придется закрыть комп, выйти из Сети, отключить все гаджеты…

Вспомнить свое детство, выстрогать из брусочка «чижа» и найти подходящую биту. Порыться (ну ладно, разрешаю порыться для благого дела) в Интернете и найти все фигуры в «резиночку». Зайти на сайт Игроведа и купить Диксит или Монополию. Но играть-то все равно придется ВАМ самим, людей пока с доставкой на дом не привозят. Вы готовы?

Вы готовы терпеть его наркоманские ломки на отмену компа, выдерживать волны агрессии в свой адрес, попытки шантажа («Я сейчас в окно выброшусь, если ты не отдашь мне планшет!»)? вы сможете каждый вечер, невзирая на усталость после целого рабочего дня, общаться с подростком, который и общаться-то не очень хочет? Гулять с ним, беседовать, ходить в гости и принимать гостей у себя?

Вам придется учить его заново, показывать все возможности нашего мира, налаживать отношения. Выносить тревогу и депрессию – ведь любой отказ от привычного удовольствия ведет сначала к депрессии. Научить его гулять, играть, готовить еду, покупать продукты, смотреть на закат, читать вслух про «Трое в лодке», тихо болтать в машине, подпевать старым группам. Сейчас он ничего этого не умеет, в ушах у него наушники, руки заняты кнопками на экране. Вы еще помните, что письмо можно распечатать, и не с помощью принтера. И что игра – это когда друзья видят глаза друг друга.

Ведь это и есть НОРМАЛЬНАЯ Жизнь. Если выключить компьютер.

А теперь о влиянии гаджетов на здоровье детей.

Дети, привыкшие, или уже находящиеся в зависимости от гаджетов часто говорят о том, что им больно читать. Я стала разбираться с этой проблемой и вот что выяснила. Частые и продолжительные игры на планшетах и айфонах формируют совершенно противоестественную для чтения и письма динамику работы глазных мышц.

Первая проблема, которую будет решать уже специалист - это трудности удерживать статический объект глазами. Ребёнку трудно фокусировать взгляд и удерживать его на объекте, который не движется, потому что глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх.

Вторая проблема динамического характера возникает в результате зрительного стресса. Это нарушение движений глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. Данный двигательный навык глазных мышц формируется на базовом умении управлять своим телом. Хаотичное движение объектов, что используется в компьютерных играх, никак не способствует формированию саккадических движений при прослеживании строки слева направо и сверху вниз.

Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов - «бегающий» взгляд.

Третья проблема – дыхание, а именно, нарушение ритма дыхания. Если бы взрослые понаблюдали за ребёнком во время игры на планшете, то без труда бы увидели, что ребёнок настолько увлечен, что даже забывает дышать. Затаив дыхание, он ждёт разрешения взять гаджет. А в процессе игры настолько увлечен и поглощен игрой, что забывает дышать, что, безусловно, вызывает кислородное голодание головного мозга и общее изменение ритмов работы мозга.

Какие проблемы наблюдаются у детей с зависимостью от гаджетов?

1. Когда ребёнок поднимает глаза, т.е. «достаёт» их из своего цветного феерически нереального мира, что предоставляет ему гаджет, он испытывает сильный дискомфорт и реальные психологические трудности восприятия окружающего пространства и людей в нём, потому что…

2. Реальность нас окружающая, не столь яркая и уж совсем не эстетично организована – обычная серость и убогость бытия, грязь и бардак – «глаза бы мои это не видели» — и снова хочется погрузиться в красоту нереально красивого мира!

3. В реальном мире редкие объекты находятся в постоянном движении, а зрительный центр мозга уже натренирован видеть и фокусироваться только на том, что движется, а что не движется мозг просто даже не распознаёт как объект или с низким уровнем резкости, что доставляет дискомфорт и неприятные ощущения, часто даже болевые.

4. Ребёнок утратил заложенную в нем способность самому следить за происходящим. Чтобы самому следить за происходящим в реальном мире, надо уметь управлять своим телом, уметь воспринимать информацию и взаимодействовать с реальными объектами, которые действуют автономно от тебя.

Как распознать зависимость от гаджетов у ребенка? Очень просто! Да, это просто, главное знать, на что стоит обратить внимание, и вот мои вам ориентиры, по которым даже обычные родители могут сами установить (диагностировать), что ребёнок уже находится в зависимости от гаджетов:

1. Желание пользоваться гаджетом более 30 минут в день

2. Резко портится настроение, когда заканчивается время, выделенное на пользование гаджетом

3. Резко улучшается настроение, когда разрешили взять гаджет

4. Ребёнок торгуется за право взять гаджет, капризничает, клянчит разрешение взять гаджет

5. После пользования гаджетом никак не может переключиться на новый вид деятельности, как бы застревает в прошлой деятельности

6. После пользования гаджетом проявляет раздражительность, агрессивность в общении

Как понять, что детской психике причинен ущерб? Опять же очень просто! Да, это действительно просто, и вот мои вам ориентиры, по которым даже обычные родители могут сами установить (диагностировать) уровень ущерба. Итак, первый ориентир – это приоткрытый рот, что говорит о нарушении самоконтроля за поведением тела, по причине слабости нервной системы. И второй показатель, который стоит рассматривать как более тяжелое нарушение психики – это высунутый язык во время совершения действия. Например, когда ребёнок жмёт на кнопки своего планшета, когда пишет или, когда рисует или обводит по контуру картинку. Даже незначительное выпадение языка из-за зубов, однозначно показывает, что психике ребёнка, подростка нанесён значительный ущерб.

Выше описанные дефекты уже требуют если не лечения, то длительной специализированной терапии и абсолютный запрет на использование гаджетов как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе.

ВАЖНО ЗНАТЬ ВСЕМ.

* Исследования показывают, что дети до 10 лет особенно восприимчивы к новым технологиям и практически становятся зависимыми от них.

* Исследователи настаивают, что детям нельзя разрешать пользоваться планшетами больше получаса в день, а смартфонами – дольше 2-х часов в сутки.

* Для 10-14-летних детей использование ПК допускается только для выполнения школьных заданий.

* Учёные утверждают, что только по достижении ребёнком 14 лет можно снимать ограничения на использование IT технологий.

* Обучение должно быть без IT, потому что компьютеры подавляют творческое мышление, подвижность, человеческие взаимоотношения и внимательность. Для образовательного процесса лучше, если компьютеры используются как можно меньше, потому что технологии только отвлекают, когда нужны грамотность и проявить способность критически мыслить.

P.S. Дети должны уметь играть с детьми и уметь задавать вопросы взрослым. Дети, которые часы на пролёт увлечены своими гаджетами, не умеют ни первого, ни второго. Нас уже накрыла интеллектуальная катастрофа.



Просмотров